СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы на звуком "Р"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы постановок роторного звука начиная от постановки до автоматизации звука "Р", практикум  для студентов  и специалистов практикующих в области логопедии. 

Просмотр содержимого документа
«Система работы на звуком "Р"»









Артикуляция звука «Р»







Положение губ и между резцами зависят от следующего звука. Язык принимает форму ложечки; своими боковыми краями он прилегает к верхним коренным зубам, передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха.

При произношении РЕ, РИ (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше6 а передний край передвигается вперед, ближе к верхним резцам: в результате получается смягченное Р.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Можно видеть положение губ, верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка. На поднесенной ко рту руке можно ощущать толчкообразное движение выдыхаемого воздуха; приложенной к гортани рукой можно воспринимать вибрацию, обусловленную работой голосовых складок. Звук Р. хорошо воспринимает на слух большинство детей, имеющих остатки слуха.









Постановка звука «Р»

Некоторым детям звук Р. дается лишь после длительных упражнений. Работа над звуком Р. должна планироваться задолго до того, как начинают проводиться первые уроки по развитию речи и обучение грамоте. В этом случае в устную речь детей временно включается фрикативный звук Р. или звук Л (тли).

Начинать постановку нужно с подражания. Ученику предлагается послушать, как звучит Р., и рассмотреть положение и работу языка (при несколько открытом рте).

Если у ученика будет отмечена тенденция к горловому Р. Надо сразу же отказаться от постановки звука по подражанию, и перейти к использованию других приемов.

Иногда звук Р. появляется попутно с постановкой звука Ш. такие случаи нельзя упускать: нужно (даже временно оставив работу над Ш) закрепить полученную артикуляцию.

Итак,, если е удается вызвать звук Р. по подражанию на слухо-зрительной основе с применением звукоусиливающей аппаратуры, вибратора, следует использовать другие приемы. При этом к детям, умеющим произносить звук Ш. и не умеющим правильно воспроизводить его верхней позиции языка, применяются разные подходы. Если ученик владеет артикуляцией верхнего Ш., то есть основа для постановки Р.: передний край языка поднят к альвеолам, его боковые края прижаты к коренным зубам.

Ученику предлагается произнести при несколько открытом рте. Знакомый ему звук Ш. (упражнение проделывается перед зеркалом), а затем приблизить передний край языка к зубам так, чтобы щель образовалась не у неба, а у альвеол. Должен получиться звук, средний между С и Ш. присоединив к этому звуку голос, ученик воспроизводит звук, близкий к звуку Ж. это и есть фрикативный Р. Это фрикативное Р. должно быть введено в речь ребенка – в словах, содержащих Р., он должен произносить на месте отсутствующего пока дрожащего звука фрикативное Р. (условно англ. буква r). На протяжении некоторого времени ученик ,будет произносить rука.

Только после прочного усвоения и закрепления фрикативное Р можно приступить к следующему этапу – выработки вибрации голоса. Ученику предлагается в момент произнесения фрикативного Р привести передний край языка в колебание с помощью указательного пальца правой руки. Вначале выполнить это упражнение ему помогает учитель. Протерев палец ученика спиртом, учитель берет его руку в свою и, введя палец в рот до соприкосновения с нижней поверхностью языка, начинает быстро перемещать палец по переменно вправо и влево. Колебания пальца вызывают колебания языка.

Для приведения языка в колебание можно использовать зонд с шариком. Необходимо следить за тем, чтобы ученик: 1) не прекращал тянуть фрикативное Р и после того, как палец или зонд перестали раскачивать язык: 2) делал попытки по инерции произнести раскатистое Р – два раза он воспроизводит его под действием пальца, а на третий раз самостоятельно: 3) во время упражнения все время плотно прижимал язык к альвеолам. Если это не обеспечивается, то вместо шума характерного для фрикативного Р, получается неопределенный гласный звук (щель между языком и альвеолами слишком велика). Чтобы этого избежать, при работе с такими детьми лучше исходить не из звонкого, а из глухого фрикатного Р , при котором достигается необходимое напряжение языка.

Таким образом, звуки Ш и Р взаимосвязаны. Если глухой ученик правильно произносит верхнее Ш, на этом можно опереться при постановке Р и наоборот Ш ↔ Р.

Пути формирования этих навыков

Постановка Р от верхнего Ш.

  1. Произнести протяжно звук Ш с открытым ртом

  2. Приблизить язык к зубам и произнести протяжно Ш с открытым ртом.

  3. Включить голос и произнести протяжно ЖЖж…(язык у верхних зубов) с открытым ртом (т.е. получить фрикативное Р).

  4. Закрепить фрикативное Р в словах.

  5. Раскачать передний край языка

  6. Закрепить звук Р в речи

Постановка Ш от Р

  1. Произнести протяжно Р.

  2. Произнести протяжно глухое Р.(без голоса)

  3. Затормозить вибрацию языка (по подражанию или шпателем) т.е. получить Ш с открытым ртом.

  4. Закрепить Ш с открытым ртом в словах.

  5. Сжать зубы и выдвинуть вперед губы.

  6. Закрепить звук Ш в речи.



Другой подход необходим к тем учащимся, которые не владеют артикуляцией верхнего Ш и воспроизводят его как С, лабиализованное С, нижнее Ш. в этом случае необходимы подготовительные упражнения, где формируется позиция верхнего Ш. В этом случае предлагается широко просунуть язык между губами и при этом дуть (как при межзубном С). Затем ученик должен дуть подняв язык к верхней губе. Если язык не поднимается по подражанию, можно прибегнуть к механической помощи, т.е. придерживать язык у верхней губы. пальцами. При этом струя воздуха направляется косо вверх. Добившись требуемой артикуляции, следует через некоторое время попробовать при раскрытом рте, перевести язык за верхние резцы. Дальнейшую работу нужно вести по плану, которого придерживаются при постановке Р от Ш.

После усвоения звука Р, он обычно прочно включается в речь. Как правило этот звук редко портится. Исключение составляет лишь один дефект, который появляется у некоторых слабослышащих учащихся, при том или ином стаже правильного произношения Р: речь идет о призвуке в виде согласного Т, К, Г, Н. В этом случае ранее произносившее слово рука, Ирина звучат Крука, Икрина.



  1. С

    ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р» И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ.

    Звук

    ДЕФЕКТЫ


    Р

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    рь

    Р

    Л

    Дорзальное

    Грубая

    Вибрация

    Боковое

    Горловое

    Р

    Тр, кр,

    Гр, нр



    мягчение
    . В этом случае звучит мягкое Р ( рюка). Недостаток обусловлен тем, что спинка языка слишком поднята, а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам. Дефект не очень грубый, легко исправляется. При устранении этого недостатка учащиеся надо дать послушать, как звучат Р_ и Рь_ , и предложить воспроизвести за учителем твердый Р. Если не помогает, то следует предложить произнести звук Р при несколько более широко раскрытом рте. При этом язык обычно автоматически перемещается назад.

  2. Оглушение. В случае оглушения звук Р произносится без голоса. Некоторые учащиеся долго не могут овладеть озвончением звука. Прежде всего необходимо предоставить глухому ученику возможность прослушать, а затем звонкое Р. Некоторые учащиеся овладевают озвончением на основе подражания. Если Р не озвончается вибратором или прибегнуть к тактильно – вибрационному контролю, приложив руку ученика к своей и его щее в области гортани. Но и это не всегда приводит к желаемому результату. Тогда можно попробовать прием озвончения по аналогии . Например: Ф – В, С-З, Ш-Ж, Р – (глухое). При этом необходимо дать ученику уловить различие между глухими и звонкими звуками с



помощью слухового или тактильно – вибрационного восприятия.

Когда ни один из указанных приемов не приводит к цели, следует упражняться в произнесении фрикативного Р, и вести работу так, как описано выше.

  1. Дорзальное Р. Слышится очень грубый рокот, сопровождаемый побочным шумом. Вместе с языком сильно дрожит вся нижняя челюсть. Причина дефекта в том, что вибрация образуется не передним краем языка, а его спинкой, которая ударяет в переднюю часть неба или альвеолы, передний край языка при этом опущен, лежит у нижних резцов. Дефект очень грубый. При устранении дефекта надо исходить из фрикативного Р и проводить работу, описанными выше приемами.

  2. Очень грубая вибрация. В момент произнесения звука дрожит щека и верхняя губа. Язык оставляет с одной стороны большую щель (одним боковым краем не прилегает к коренным зубам), через которую проходит сильная струя воздуха, приводящая в колебание щеку и соответственную сторону верхней губы. Дефект очень грубый. Как правило в этом случае звук Р надо ставить заново (через фрикативное Р) прибегая к описанным выше приемам.

  3. Боковое Р. Вместо Р слышится нечто вроде рль, дль или тль. например: рука – длюка. Причина дефекта в том, что переднеязычковая вибрация заменяется отрывом бокового края языка от верхних коренных зубов, в результате чего получается боковая щель. Прорываясь в нее, выдыхаемый воздух образует характерный взрывной звук, вслед за которым в соответствии с получающейся артикуляцией языка слышится звук ЛЬ. Часто такую ошибочную артикуляцию вызывает то , что учитель приступает к выработке вибрации языка в тот момент, когда ученик еще не усвоил фрикативного Р и удерживает язык в форме жало (что соответствует полумягкому ЛЬ). Дефект грубый. В этом случае Р надо ставить заново (через фрикативное Р) описанными выше приемами.

  4. Горловое Р. Наиболее распространенный среди слабослышащих и слышащих вид картавости. У глухих реже. Этот дефект имеет два варианта. Один из них характеризуется довольно четким, правильным рокотом: при другом слышится напоминающий храп звук (при участии голоса). При обоих вариантах язык оттянут назад и корневой своей частью сближается с мягким небом.

Первый вариант артикуляции носит название увулярного (uvula - язычок) Р при этом язык соприкасается своей корневой частью с мягким небом, но средней линией остается желобок, в который попадает язычок. Проходя через получающуюся щель, выдыхаемый воздух приводит язычок в колебание, откуда получается рокот, присоединяющийся к звуку голоса.

Второй вариант артикуляции носит название волярного Р (velum – мягкое небо). При этом язык не имеет желобка. Оттягиваясь назад всей своей массой, он образует более растянутую (вправо и влево) щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух приводит в колебание не только язычок, но и значительную часть края мягкого небо. Именно поэтому вместо более правильного рокота, характеризующего увулярное Р, при велярном Р слышится храпящий звук.

Исправляя этот дефект (оба его варианта). следует перевести ученика на длительное употребление в речи фрикативного Р. И только после этого можно приступить к выработке вибрации переднего края языка.

  1. Мелкодробное Р. В этом случае слышится очень напряженный звук. Причиной такого дефекта является то, что язык вибрирует не у альвеол, а у зубов., иногда даже между зубами. Дефект не грубый. Чтобы избавиться от такого недостатка, надо пошире открыть рот: в результате язык оттягивается назад и Р звучит нормально. При этом надо помнить, что произвольно удержать рот во время артикуляции открытым удается не всем учащимся. Надо взять обычную школьную резинку, протереть ее спиртом, разрезать пополам и попросить ученика прикусить ее коренными зубами. В результате раствор рта увеличивается, а язык оттягивается к альвеолам.

  2. Призвук перед Р. Этот дефект описан выше (в постановке). Дефект имеет грубый и очень стойкий характер: часто рецидивы. При его устранении надо широко использовать сопоставление правильной и неправильной артикуляции на слух с опорой на буквенное изображение – АТРА – АРА (АПРА – АРА или АГРА - АРА). Если звук Р предваряется носовом звуком НР, следует показать, привлекая тактильно – вибрационный контроль, что крылья носа не должны вибрировать.





Звук Р в начале слова

р____ работа ри рис

ра ра ра рот ре репа

ра ро ру ручей ря ряд

ра ри ре рыба рё рёва



























Измени слова по образцу

Рисунок – ..исунки )

Рыба –

Роза –

Ручка –

Рама –




































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!