Система работы по использованию современных технологий в образовательном процессе на уроках биологии.
Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Данную задачу решаю, применяя на уроках биологии современные обучающие технологии, позволяющие разнообразить формы и средства обучения, повышающие творческую активность учащихся.
Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают мне рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль.
Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь. В своей педагогической деятельности практикую личностно-ориентированный подход, который реализовываю через внедрение:
здоровьесберегающего подхода,
компетентностно – ориентированного обучения,
информационно-коммуникативных,
игровых технологий,
педагогику сотрудничества,
развивающего обучения.
Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеурочной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для глаз, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, пальчиковую гимнастику и точечный самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию. Физкультминутку выбираю в зависимости от преобладающей деятельности на уроке:
- если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук;
- если чтение - гимнастику для глаз;
- если слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
При технологии личностно-ориентированной направленности использую следующие формы урока и методы:
Методы:
проблемный метод,
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении,
работа в группах, парах.
Формы:
урок – игра,
урок – викторина,
урок – экскурсия,
интегрированный урок,
комбинированный урок,
урок – практикум,
урок – обобщения.
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Например, создание проблемной ситуации на уроке – удивление, затруднение. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую работу, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Каждый работает над своим заданием. Разные дети – разные задания, как правило, 2-3 уровней. Организовать самостоятельную работу учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
Использование информационно-коммуникативных технологий дает мне возможность использовать компьютерные презентации, особенно на тех уроках, которые требуют наглядного представления материала.
Объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать позволяет применение на уроке тестов и диагностических комплексов. Применение компьютера на уроках биологии и природоведения эффективно помогает в развитии познавательного процесса школьников.
Применяя игровые технологии на уроках, способствую форме обучения естественной и гуманной для ребенка. В процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Обучая посредством игры, дети учатся не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровую деятельность использую в следующих случаях: для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) использую игры и игровые элементы.
Технология уровневой дифференциации. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают мне организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Тестовые технологии. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую их на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Тесты позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает мне при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет мне осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
Групповая технология Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.
В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют следующие результаты:
освоили государственный образовательный стандарт по биологии 100% обучающихся,
наблюдается стабильно высокий уровень успеваемости, средний показатель качества знаний по предмету биология составил 88,2%,
наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся, прирост составил 5%,
учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня,
учащиеся принимают участие в проектных и исследовательских работах.
Образовательные достижения учащихся доказывают эффективность использования современных технологий в образовательном процессе на уроках биологии, целенаправленность систематической работы по повышению качества обучения и всестороннего развития ученика.