СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время состояние качества знаний и успеваемость по математике в школах оставляют желать лучшего.

Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители сами не имеют образования или ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний детьми. Но есть дети, не пропускающие занятий, а при выполнении различных работ получают отрицательные отметки. Каковы же проблемы неуспеваемости школьников?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики»

Доклад по теме:

Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики


Подготовил: учитель Сухотин А.В.


В настоящее время состояние качества знаний и успеваемость по математике в школах оставляют желать лучшего.

Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители сами не имеют образования или ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний детьми. Но есть дети, не пропускающие занятий, а при выполнении различных работ получают отрицательные отметки. Каковы же проблемы неуспеваемости школьников?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.

Можно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много.

Основные из них:

отсутствие мотивации;

низкие способности;

педагогическая запущенность учащихся;

отсутствие должного контроля со стороны родителей;

уровень подготовленности учащихся на предыдущих учебных годах;

ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;

- некачественная работа учителей-предметников в выборе и согласованности методик преподавания предметов;

недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету.

Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации, нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Каждому педагогу необходимо уделять внимание мотивационному этапу. Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего уч-ся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации ( задачи, цели).

Следующая причина – низкие способности многих школьников. У школьников с низкими способностями, как правило, плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе.

Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы мер, умения считать устно на все действия, решать текстовые задачи. К примеру: как я могу научить ребят десятичным и обыкновенным дробям, выполнять с ними действия, сокращать дроби, если они не знают элементарно таблицу умножения, совершенно не могут подбирать нужные числа при письменном и устном делении, к тому же, отстающие дети ещё и плохо читают.

Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики. Значительная часть времени урока затрачивается на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания. 

Один из факторов снижения успеваемости – ухудшения состояния здоровья детей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Учителю необходимо планировать урок в соответствии с технологиями здоровьясбережения: использовать разнообразные формы и методы, дозировка домашних заданий, проводить физминутки, учащимся рекомендовать пересаживаться с одного ряда и парты на другое рабочее место.

Результаты обучения во многом зависят от учителя, его профессионализма, творческого дарования. Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время. Эффективная мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей, а также организация работы консультантов-учащихся на уроках. Находить время на повторение ранее изученного материала.

Повторение – мать учения. Эта фраза не нова. Понятно, что усвоение любой темы требует неоднократной отработки.

Основными этапами урока математики являются: актуализация знаний, изложение нового материала, первичное закрепление, применение знаний, самостоятельная работа учащихся. На каждом этапе существует своя профилактика неуспеваемости учащихся.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке 


Этапы урока 


Виды помощи в учении 



В процессе контроля за подготовленностью учащихся 

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. 


  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. 


  • Предложение учащимся примерного плана ответа. 


  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 


  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 


При изложении нового материала 


  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы 


  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.


  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. 


  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. 


При организации самостоятельной работы 


  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. 


  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. 


  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. 


  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. 


  • Напоминание приема и способа выполнения задания. 


  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 


В ходе самостоятельной работы на уроке 


  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. 


  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. 


  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. 


  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. 


  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. 

Категории неуспевающих «прогульщики», «хотят учиться, но не могут», «могут учиться хорошо, но не хотят», слабоуспевающие «3 пишем 2 в уме».

Со всеми учениками необходимо проводить индивидуальные беседы, мотивировать на получение хорошего результата в учебе, своевременно информировать классных руководителей и родителей о возникшей проблеме.

В процессе подготовке к урокам планировать индивидуальную работу с такими учениками.

Необходимо довести до сознания ученика следующую информацию: 
Знания формируются: 
80% - начальная и основная школа; 
10% - 10-11 классы; 
5% - вуз; 
Остальное – практика в самостоятельной жизни

Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения – это школьные годы и каждый учится на свое будущее благополучие.

Указать ученику на проблему слабого развития волевой сферы. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.


Рекомендации и необходимые условия по работе с неуспевающими детьми. 

  • He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. 

  • Желательно, чтобы ответ был в письменной форме. 

  • Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе. 

  • Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами болезненно относятся к ним. 

  • Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно. 

  • Оценивай действия, а не личность. 

  • Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности. 

  • Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, авансируйте успех. 

  • Формируйте положительную мотивацию к учению. 

  • Используйте опоры, схемы, памятки. 

  • Учитывайте состояние здоровья детей. 

  • Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы.

  • Помните: максимум поощрения, минимум наказания!