СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по применению проектных технологий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю, что проектная деятельность, применяемая на уроках, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по применению проектных технологий»

Система работы по применению проектных технологий

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

  1. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  2. развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

  3. толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета, географии, определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

  1. Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;

  2. Способствовать развитию творческого потенциала, познавательной активности учащихся;

  3. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

  4. Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.  

Ожидаемые результаты при использовании проектной деятельности в своей практике:

  1. Активизация интереса к знаниям;

  2.  Развитие представлений о межпредметных связях;

  3. Осознание возможности применения полученных знаний в реальной жизни;

  4. Развитие коммуникативной направленности;

  5. Развитие научного мышления;

  6. Развитие творческого подхода к собственной проектной деятельности;

Исходя из общей цели системы образования целью данного опыта явилось создание оптимальных условий для развития познавательной активности обучающихся на уроках при использовании технологии проектной деятельности.

Исходя из цели, были поставлены  следующие задачи:

1. Вовлечь детей в проектную деятельность

2. Научить представлять продукты проектов

3. Научить учащихся использовать все средства информации для поиска, обработки и представления информации.





Сущность опыта, ведущая идея.

В практике моей работы проектная деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. За последнее время мной апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, разработан алгоритм учебной деятельности по реализации проектной технологии на уроке и внеурочной деятельности.

Используя технологию проектной деятельности, важно помнить, что суть данной технологии, это не игра с детьми, а чёткая установка на повышение уровня сформированности ключевых компетентностей, в том числе и познавательной активности учащихся. Метод проектов позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. В практике своей работы применяю урочные мини – проекты, относящиеся к одной предметной области. Они вполне укладываются в классно – урочную систему. И такие формы обучения, по моему мнению, наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения.

Ведущая идея опыта заключается в:

  1. в адаптации приемов технологии проектной деятельности, использования ИКТ, образовательных ресурсов сети Интернет к классно-урочной форме организации учебного процесса:

- использование мини-проектов в 5-7 классах с целью обучения учащихся проектным навыкам;

- создание в 5-7 классах «базовых» мини-проектов, на основе которых в старшем звене создаются проекты более сложного уровня: аналитический и исследовательский.

  1. апробации приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;

  2. разработке дидактических заданий для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности для разных этапов и форм урока: изучение, повторения и закрепления изученного.

Составные части опыта:

Для достижения поставленных целей и создания нового образовательного пространства в своей работе я использую следующие педагогические технологии:

  • личностно-ориентированное обучение

  • проблемное обучение

  • проектная деятельность

  • исследовательское обучение

  • информационно-коммуникативное обучение

  • использование ситуационных задач

  • технология критического мышления

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов.

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них, т. к. считаю, что они наиболее связаны с проектной технологией:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Дидактические игры:

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр недопустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности. Играть на уроке тоже можно с пользой, например: ребятам предлагается провести физкультминутку.

Творческие работы:

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, с использованием программы Power Point.

4. Использование на уроке дополнительной литературы (работа с текстом) Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует познавательную активность учеников, т.к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

Считаю, что проектная деятельность, применяемая на уроках, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи.





3