Система работы учителя физической культуры по применению проектных технологий.
В ходе модернизации образования, одной из задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, Практика показала, что наиболее рациональным способом достижения этой задачи является внедрение метода проектов.
Система работы.
-
Определение тем. Актуальность темы проекта, соответствующей интересам учеников и требованиям учебной программы цели, задач проекта.
-
Планирование. План работы. Задачи проекта. Сроки. Распределение работы.
-
Разработка проекта. Сбор, обработка анализ информации. Реализация необходимых мероприятий.
-
Оформление результатов проекта. Подготовка презентаций, докладов, стен- газеты иных форм выражения проекта
-
Оценка работы учащихся, возможная корректировка проекта.
-
Участие в конкурсах.
Определение тем проектов по нескольким направлениям.
1) Актуальность темы. По названию, под которым проходит текущий год.
-
2020г – Год памяти и славы. Учащиеся 11 классов подготовили проект «Вооруженные силы России. Настоящее и прошлое».
-
2024 –Год Семьи. Проектные работы, популяризирующие традиционные семейные ценности. Шиндаков Артем, ученик 11Б, стал победителем в межрегиональном конкурсе исследовательских работ «Историко-культурное наследие семьи и рода».
-
2025г - Год защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Учащиеся 6 классов участвуют в проекте «Олимпиада 1952 г. Хельсинки. Победители фронтовики»
2) Ученик определяет тему проекта по желанию, опираясь на свои интересы. Схема «Хочу — Могу — Надо». Учитель может помочь в самоопределении учащегося. Проанализировать интересы. Ученик составляет список любимых увлечений в порядке приоритетности. Первые 3–5 мест в хит-параде интересов — потенциальное пространство для темы проекта. Для каждой темы желательно 4–5 идей проблем, нахождящихся в области интересов ребенка. Оценить эти проблемы с точки зрения актуальности, понять, кому может пригодиться решение проблемы.
Выявить направленность интересов учащихся через анкетирование, наблюдение, игру. Например, предложить детям обсудить ситуацию, в которой нужно задать вопрос герою, который может дать любой ответ.
Виды проектной деятельности.
Информационные проекты. Направлен на сбор информации об объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, анализ, обобщение фактов, предназначенных аудитории. Структура данного проекта:
• цель проекта – результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.)
• предмет информационного поиска – поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов
• аналитическая работа над собранными фактами
• выводы
• заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Темами информационными проектами стали: «Вооруженные силы России», «История Олимпийского движения в России» В этом разделе активно задействованы учащиеся специальной группы здоровья.
Исследовательские проекты. Это проекты с продуманной структурой проекта, обозначенными целями, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример исследовательского проекта:
• подверженнее сомнению какого-либо факта, через практическое применение.
• обоснование утверждения,
• проектная деятельность, предусматривающие контрольные измерительные работы. Проект разрабатывают учащиеся восьмых классов для первых классов «Строевая подготовка. Повороты на месте. «Сено солома».
Творческие проекты. Проект, не имеющий детальной структуры, она намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Ставится цель о желаемых, планируемых результатах. Традиционный проект для начальной школы «Мой идеальный одноклассник» (работа по группам, совместная разработка образа идеального одноклассника, которая оформляется в виде эскиза)
Игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. «Новогодняя сказка» для учащихся 1-3 классов с перетягиванием каната, бросками снежков и дружным хороводом. Разрабатывают учащиеся 10-11 классов. «Посвящение в пятиклассники» -разрабатывают учащиеся 9 классов.
Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный результат деятельности участников проекта. Этот результат ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы. (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.). Важна организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. «Нормативы комплекса ГТО — старт для будущих рекордов», «Гибкость — залог долголетия», «Мой режим дня», «Развиваю силу».
Знания о физической культуре. Включает основные понятия и термины вида спорта, историю развития видов спорта, их роль в современном обществе «Баскетбол- история возникновения игры».
Физическое совершенствование (мотивационный компонент). Направлен на гармоничное физическое развитие, разностороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья учащихся. «В здоровом теле – здоровый дух».
Метод проектной деятельности ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное время, применительно к физической культуре, внеурочное. Проектная деятельность реализуется:
Индивидуальной (персональной) практике. Ученик разрабатывает план работы над проектом под руководством учителя и поэтапно, последовательно выстраивает процесс его реализации.
Групповой. Работа над проектом осуществляется на основе тесного сотрудничества самих учащихся. На всех этапах совместной работы предлагаются различные пути решения проблемы, выдвигаются идеи, формулируется гипотеза проекта.
Система оценивания проектной деятельности учащихся
Система оценивания проектной деятельности устанавливает подготовленность учеников, а также определяет их качества, знания, умения и навыки, приобретённые в ходе.
В проектной деятельности оценивается
-
Процесс (работа по выполнению проекта) используемый материал, подход и способы достижения проекта.
-
Сложность проекта. Затраченные усилия и время.
-
Защита проекта. Оценивается процесс защиты проекта, поведение учащегося.
Критерии оценивания проектной деятельности учащихся. Планирование, раскрытие плана и темы: глубина анализа, актуальность информации.
Объем информации.. 1
Проект содержит личностный подход к теме, собственно веидение автора.
Участие в конкурсах.
По результату проекта учащемуся может быть предложено, поучаствовать с ним в конкурсе. Часто ученик изначально выходит на проект с целью поучаствовать с ним в конкурсе.
Участие в конкурсах предусмотренных планом образовательной организации. в дистанционной и очной форме проведения
Результат внедрения проектных технологий в систему физического воспитания учащихся.
Ученики приобретают новые навыки и компетенции, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, получают опыт продуктивной деятельности. Повышается интерес к предмету, дети учатся интегрировать знания из разных предметных областей, обучение приближается к жизни.
У учеников появляется больше самостоятельности и ответственности, а у учителя — творческого подхода в работе.
Изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя.
Ученики и учитель становятся творцами, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.
Суть проектного обучения — в моделировании полного цикла работы над проектом, от замысла до его воплощения, как в реальной жизни.