Система работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися по преодолению пробелов в изучении программного материала
Мастер-класс
Курочкина Е.Л.
«Интерес к учению проявляется только, тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» Сухомлинский В.А.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия: « неуспеваемость учащихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии учащихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам».
А.М. Гельмонт выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика:
- Общая и глубокая неуспеваемость – по многим или всем учебным предметам длительное время.
- Частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам.
- Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету, она относительно легко преодолевается.
Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние
К внешним причинам следует отнести:
- несовершенство организации учебного процесса на местах (перегрузка учащихся, несовершенство приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях);
- отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д.
К внутренним причинам также следует отнести:
- дефект здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровнем материального благосостояния семей;
- низкое развитие интеллекта. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников;
- отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности;
- слабо развития волевой сферы у учащихся. Хотя об этом писал еще К. Д. Ушинский «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».
К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать разнообразие методов обучения, которое всемерно поможет учитывать индивидуальные особенности внимания, памяти и мышления школьников.
Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил. Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:
- по «телефону» маме или товарищу
- игра «Поучи правилу попугая»
- расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие
- передайте правило «по радио», как самую свежую новость
- - угадайте, какое слово «проглотил» диктор
- представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило, очень жарко или очень холодно
- рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой
Вот некоторое способы «усиления» орфограммы 1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета 2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания букв и знаков. 3. Составление ребусов. 4. Заучивание обобщенным способом. 5. Возвращение в забытую этимологию слова.
Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти рекомендую проводить слуховые и зрительные диктанты .
Зрительные диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.
Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимые звуком и обучать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей на увеличение объема их слуховой памяти.
Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми.
Зрительный диктант : телеграмма, телеграф, миллиметр. Слуховой диктант : в субботу пришла срочная телеграмма. Длина отрезка – шесть миллиметров. Зрительный диктант : Воробьи чирикают. Всюду веселье. Слуховой диктант: У воробьев маленькие крылья и перья. Живут они возле жилья людей. Всюду слышно их чириканье.
Выделяют следующие виды дидактических игр
1. Игры-упражнения.
Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2. Игры-путешествия.
3. Игры-соревнования.
Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Классификация дидактических игр
1. Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов» и др.)
2. Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)
3. Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
1 группа : низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа : высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательными отношением к учению.
3 группа : низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Работа с учащимися, не желающими учиться
Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение "Пиктограмма, или Пляшущие человечки"
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний:
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания. При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Веселый праздник
Смелый поступок
Тяжелая работа
Счастье
Развитие
Вкусный ужин
Болезнь
Темная ночь
Разлука
Дружба
Печаль
Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображенные животные»
( Показываются рисунки с изображениями животных )
1. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
2. Ползет, как черепаха.
3. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
4. Топает, как слон.
Ребята решили подшутить над вами и рассыпали на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты
1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)
2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)
Игра-конкурс («Лицедеи»)
Нужно четыре участника от каждой команды. Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.
Задания на карточках:
Стоять на задних лапках
Прикусить язык
Не находить места
Попасть не в бровь, а в глаз
Намылить шею
Зарубить на носу
Ломать голову
В рот воды набрал
«Акростих»
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
Кануть в лету
К
О
С
М
О
С
Обетованная земля
Сорвать маску
Мозолить глаза
От доски до доски
Сбросить иго
Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в освоении школьных программ, дает возможность утверждать, что игровые технологии помогают, прежде всего, в следующем:
- Помогают скорректировать темп, ритм учебного процесса.
- Совершенствование педагогической технологии способствует развитию личностного роста ребенка.
- Индивидуализация и дифференциация обучения.
- Целенаправленная работа учителя в интересах ребенка повышает уровень его обучаемости.
- Психологический комфорт, созданный учителем, повышает мотивацию и стимулирует познавательную активность
- Удается скомпенсировать проблемы ребенка, довести уровень его развития до возрастной нормы.
А закончить свое выступление я хочу словами Я.А.Коменского: «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». Так давайте не стоять на правильном пути, а идти по нему!
Спасибо за внимание!