Система работы с одаренными детьми в объединении «Природа и фантазия»
Что такое одаренность? Каких детей мы можем считать одаренными?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность- это сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления. К отрицательным- индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.
Однако не все развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительно ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.
По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и учащихся 11-х классов существенно не отличаются.
Именно поэтому возрастной диапазон детей в объединении «Природа и фантазия» варьируется от 6 до 11 лет.
Портрет одаренного ребенка:
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его
Склонен к рискованным действиям
Обладает богатой фантазией, воображением, часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов
Психологические особенности одаренного ребенка.
Под термином «Одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталость. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем, он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результату своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обладают отличной памятью, имеют большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умеют ставить вопросы, чем и привлекают к себе внимание окружающих.
Моя задача, как педагога- понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая подготовка, творческие способности. Нужно понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Деятельность объединения « Природа и фантазия» осуществляется в соответствии с авторской программой « Тропинками природы», цель которой- формирование экологического мировоззрения и культуры, осознание ребенком неразрывного единства мира и природы.
Кружковая деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения в школе время.
Почему именно кружковая деятельность, а не урок? Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.
Занятия в объединении « Природа и Фантазия» обеспечивают формирование и совершенствование практических навыков и умений, развитие индивидуальных наклонностей детей к искусству и миру прекрасного. Систематические занятия в кружке способствуют повышению качества полученных знаний, развитию одаренности. Общность интересов школьников в объединении «Природа и фантазия» создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер одаренных детей.
На занятиях в объединении «Природа и фантазия» ведется работа по нескольким направлениям:
- творческие мастерские;
- мастер-классы;
- индивидуальные проекты;
- исследовательские работы
А также в различных формах
- дискуссии;
- конкурсы;
- экскурсии;
- викторины;
- тесты
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети- это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного ребенка. В любом случае, я как педагог, взаимодействую с родителями таких детей, даю советы, прошу обратить серьезное внимание на таланты своего ребенка. Советы родителям одаренных детей:
Поймите ребенка и осознайте его уникальность;
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
Не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
Учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
Спокойно относитесь ко всем перепадам ребенка;
Создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
Учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично общайтесь с ним
Заключение. Таким образом, развитие одаренных школьников в объединении « Природа и фантазия», на мой взгляд, является эффективным. Это происходит, прежде всего, потому что, учащиеся получают удовольствие от того, что они делают. Каждый раз они имеют возможность выполнять задания по своему выбору, т.е. кружковая деятельность создает максимально благоприятные условия для деятельности одаренных школьников, для поддержки и развития их таланта.