СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад - сообщение на тему "Система работы с одаренными детьми"

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми»





Система работы с одаренными детьми

при подготовке к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам

(в начальной школе)






Доклад подготовила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Горлова Галина Владимировна














В.А.Сухомлинский писал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Тема моего выступления не нова, и ничего особенно нового я не открою. Но, мнение и опыт каждого педагога достаточно важны в общем деле обучения и воспитания детей.

Каждый ребенок имеет определенный дар. Одарённость – качество любого ученика. В чем и насколько проявляется одарённость? Она может быть в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих проявлениях. Школа сегодня мало ориентирована на комплексное исследование и выявление потенциала ученика. Размышляя над требованиями, предъявляемыми Рособрнадзором,, создается впечатление, что чиновникам нет дела до души ребенка, их мало заботят нераскрытые таланты, склонность к изобретательству или художественные возможности учащихся. Стандарты ограничивают внимание педагога. Учитель оказывается рабом нормативных документов.

Между тем, миссия человека на Земле – не только воспроизводство культурных традиций, это ещё и создание нового. Поэтому суть обучения, которое направлено на развитие одаренности – это творчество.

Важную роль в подготовке к творческому интеллектуальному труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитываются любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность.

Моя работа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. И подготовить к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх различного уровня.

«Вы умные, способные! У вас все получится!» Это я постоянно говорю своим ученикам. Но любой талант требует трудолюбия. «Где труд – там успех ». Годы показали, что я права. Ребята моих классов всегда были опорой педагогов. Они участники различных конкурсов и олимпиад, чтецы и ведущие на всевозможных мероприятиях, хорошие спортсмены, лидеры в общественной жизни. Именно мы, учителя, в меру сил должны работать с детьми, открывая их таланты, развивая способности, творческий потенциал ребят.

Какие же они, одаренные дети? Существует мнение, что работа с одаренными детьми– это формирование элиты, индивидуальная работа с узким кругом избранных детей. Но это неверный подход. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Одарен каким-либо талантом, способностями каждый, нужно лишь помочь ребенку развить эти способности, раскрыть эти качества, заложенные в нем. Следует лишь создать условия для развития творческих способностей каждого учащегося, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса. Необходимо учесть, что одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.

Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать характерные черты одаренного человека.

1. Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.

2. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.

3. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.

4 Гибкость мышления –способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.

5. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.

6 Способность к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.

7. Высокая концентрация внимания. Это выражено:

а) в высокой степени погруженности в задачу;

б) в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.

8. Отличная память.

9. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.

10. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.

11. Самостоятельность, которая предполагает независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения.

Одаренные дети:

– имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие способности и проявления;

– имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

– испытывают радость от самообразования, умственного труда.

Непременная отличительная черта одаренной личности – оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения, способности к творчеству. Недаром среди концепции одарённости популярной является теория известного американского специалиста в области обучения одарённых детей Джозефа Рензули. Он считает, что одарённые дети имеют общие или специальные способности на среднем уровне, однако для них характерен высокий уровень включённости в задачу, повышенный интерес к обучению, высокий уровень креативности. Поэтому особенно важно использовать такие методы и формы работы, которые позволят ребенку проявить креативность мышления, будут способствовать развитию его интереса и мотивации.

Различают также типы одарённости по видам деятельности:

1. В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

2. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

3. В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

4. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

5. В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Исходя из типов одаренности, можно условно выделить категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Существует множество методик определения одаренности детей, и я ими тоже пользовалась. Но никакая методика не заменит живого постоянного общения педагога с ребенком, желания с ним работать, интереса к нему. И, главное, не надо жалеть времени на такое общение

Цель работы с одаренными детьми – формирование интеллектуально развитой, творческой личности, способной самостоятельно мыслить, проводить исследования и действовать.

Задачи:

- познакомить с нестандартными приёмами решения задач по предметам;

- обогатить кругозор учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;

- развить способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе;

- стимулировать творческую деятельность одарённых детей;

- повысить шансы для одарённого ребёнка вырасти в одарённого взрослого, для которого характерны сформированное понятийное мышление, высокая творческая продуктивность;

- поддержать устойчивый интерес к предмету;

- воспитать общественную и жизненную активность;

- сформировать положительную «Я – концепцию».

Ожидаемые результаты:

- обучающиеся становятся более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности, появляется интерес к исследовательской работе;

- учащиеся умеют применять знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях;

- возрастает гибкость и креативность мышления;

- развивается общая эрудиции учащихся, расширяется их кругозор;

- увеличивается процент выполненных заданий, по сравнению с началом занятий,при тестировании;

- призовые места и дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В основе проведения занятий лежит деятельностный метод обучения, который включает такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Принципы работы:

Непрерывность и систематичность. Так как способности проявляются в решении творческих задач, то оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе.

Цикличность. В 3 и 4 классах темы занятий повторяются, но в 4 классе даются более сложные по уровню задачи.

Научность, доступность. Несмотря на небольшой возраст учащихся, все знания даются на научной основе, но в доступной форме.

Гуманизм в межличностных отношениях (умение слушать и слышать, уважать мнение других).

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания. Предполагаются не только групповые, но и индивидуальные занятия и консультации. Занятия строятся с учётом индивидуальности учащихся.

Развитие в целом (интеллектуальное, моральное, эстетическое).

Проводя мониторинг результатов предметных олимпиад, определяю уровень овладения знаниями и умениями мотивированных к учебной творческой деятельности учеников своего класса. Прежде всего, это даёт представление о потенциале, позволяет выстроить перспективу ребенка, кроме того, провести отбор и дальнейшее отслеживание одарённых и способных учащихся.

Работа с детьми ведется в 2 этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап (диагностико–организационный, 1-2 класс) включает в себя выявление одарённых и способных детей по результатам наблюдений педагога и психолога, тестирования, анализа обучения этих учащихся и бесед с родителями.

Основной курс (практический) рассчитан на 2 года 3, 4 класс.

При составлении занятий продумываю разнообразные формы и методы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный, включаю игровые моменты.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Занятия предусматривают организацию и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальную работу с одаренными и способными детьми.

Кроме занятий в учебное и во внеурочное время, мои ученики активно участвуют в школьных предметных неделях, викторинах, КВНах, праздниках по предметам, олимпиадах и конкурсах различного уровня, показывая хорошие результаты. Делают проекты по различной тематике.

На занятиях с детьми активно использую формы обучения в группе. К ним относятся: групповая дискуссия, мозговой штурм, кооперативное обучение

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного обучения.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов. Использование метода позволяет

- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

- повысить эффективность работы, выработать общее решение;

- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний учащихся по теме или вопросу. Работа проходит в непринуждённой обстановке. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки. Идеи фиксируются, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведённое время.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Также использую разнообразные задания повышенной сложности. Например:

Творческие задания

- написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные;

- сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок;

- подготовить презентацию творчества писателя;

- подготовить инсценировку эпизода литературного произведения;

- составить кроссворд, вопросы викторины;

- разработать сценарий мероприятия, подготовить вопросы для дискуссии и т.д.


Информационные задания

- подготовить доклад о русских писателях;

- подготовить проект на тему “Достопримечательность моего поселка”, используя архивные документы;

- подготовить проект на тему «Моя родословная» и т.д.


Игровые: задания

- обработать русскую народную сказку “Теремок” на современный лад.

- придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.

- написать сказку


Конкурсные работы

Участие в творческих, интеллектуальных конкурсах, таких как

- предметные олимпиады городского, всероссийского и международного уровней;

- ЧиП»;

- «Русский медвежонок»;

- «Золотое Руно»;

- «Кенгуру»;

- «КИТ»;

- «Леонардо»» и др.

Легко ли работать учителю с одаренными детьми? Я считаю, легче, чем со слабыми. Но особенности все-таки есть. Надо быть интересным этим детям, найти с ними контакт и постоянно предлагать новое, не стоять на месте самому. А для этого учителю необходимо постоянно учиться, быть, как говорится, «на одной волне» со своими воспитанниками, много знать и уметь «заразить» учеников новыми идеями, планами.

При подготовке к олимпиадам занимаюсь с детьми индивидуально. В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, Интернета. На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе. Подбор олимпиадных заданий у меня накапливается годами, но все время стараюсь найти что-то новое.

Немаловажна здесь и роль родителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными сферами науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.