СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление посвящено работе с одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)»

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Несомненно, в настоящее время на педагога, работающего с детьми, ложитсябольшаяответственность: от него в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности. Особая проблема – развитие творческой, одаренной личности. Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя упустить возможности их развития. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития.

Хочу обратить ваше внимание на то, что наше учебное заведение носит статус «Гимназия», где более расширенно изучаются предметы гуманитарного профиля, но здесь обучаются дети не только те, которые планируют связать свое будущее с гуманитарной направленностью, но и те, которые просто живут рядом с данным учебным заведением. Поэтому в одном классе обучаются дети с различным уровнем знаний и способностей. В связи с этим я уделяю особое внимание внутренней дифференциации в обучении, при которой стараюсь развивать способности каждого ребенка.

В своей работе я придерживаюсь следующих критериев:

1. Люди учатся только тогда, когда хотят учиться.

2. Люди учатся только тогда, когда сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами.

3. Обучение – это социальный процесс, процесс сотрудничества.



При работе с одаренными детьми основываюсь на следующих принципах:

1. Принцип добровольности.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

3. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

4. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных и способных детей; 

  • развитие познавательных способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Первым этапом развития способностей у детей является развитие интереса к предмету, интереса узнать что-то новое. Этому способствует деятельностный подход, который я использую в обучении математике.

В своей работе я использую три методики, ориентированные на действие:

1. Методика дидактических задач.

2. Методика изучения частного случая.

3. Методика направляющего текста.

Методика дидактических задач эффективна при изучении нового материала, на этапе получения новых знаний, имеет практическую направленность. Фазы занятия построенные на этой методике:

  1. Информация. Постановка дидактической задачи.

  2. Планирование. (Поскольку с помощью имеющихся знаний и умений обучающийся решить задачу не может, то возникает информационный дефицит. Ребята могут найти недостающую информацию в «информационных листах», созданных мною (ссылка)

«Как решать задачу по геометрии?», или «Как привести две алгебраические дроби к общему знаменателю».

3. Принятие решения.

  1. Выполнение

  2. Контроль.

  3. Оценка.

Слайд. Вторая методика, по которой я работаю - методика частного случая. В основном применяется на этапе систематизации знаний.

Ее фазы:

  1. Конфронтация (постановка проблемы). Рассмотрение начинается с проблемной ситуации, как правило, с некоторого частного случая. Например (Задача про булочки).

  2. Информация. – Фаза поиска нужной информации.

  3. Исследование.

  4. Принятие решения.

  5. Дискуссия.- Рассмотрение различных способов решения, предлагаемые учащимися.

  6. Оценка. – Оценка выбранного решения рассмотренного частного случая. Переход от частного к общему. (Ссылка)

Трудность применения этой методики – поиск проблемной ситуации.

Слайд. Методика направляющего текста – применяется в старших классах, так как у них уже сформирована личная позиция и предстоящими экзаменами усилена мотивация учения.

Данная методика применяется при самостоятельном изучении нового материала, при самостоятельном доказательстве теорем.

Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание обучающимися необходимых знаний в процессе решения определенной проблемы.

(ссылка): В своей работе я практикую блочную подачу материала. Мною разработан пакет блоков(опорных конспектов)

для 5-9 классов. Использую листы взаимо-контроля в парной самостоятельной работе под условным названием «Ученик – учитель», где в роли учителя выступает ученик.

Для развития детей с высоким умственным потенциалом мною создан банк разноуровневых контрольных работ для 5 – 9 классов, где обязательно в каждой работе есть задание со * для детей, увлекающихся математикой. За это задание можно получить дополнительную пятерку. И так как неправильность решения этого задания не влияет на оценку за контрольную работу, то дети с удовольствием берутся за это задание. Разработана система зачетных работ, которая включает в себя задания обязательные для выполнения всех и задания повышенной сложности, которые дети выполняют по желанию. Домашняя работа довольно часто делится также на обязательную для всех часть и часть, которая выполняется по желанию. Да и просто на уроках дети с высоким умственным потенциалом часто решают отдельные задания, чаще всего работая самостоятельно, лишь получая изредка консультации.

Ни что не развивает так способности детей, как практикоориентированные, проблемные задания. Например, лабораторная работа (слайд).

Развитию детей, их интереса к предмету способствует использование творческих домашних заданий (слайд).

Поскольку наше заведение имеет гуманитарную направленность, на математику отведено минимальное количество часов, предусмотренных базисным планом. Для детей (старшеклассников) с повышенным интересом к математике провожу дополнительные занятия (посещение добровольное), где разбираем задания повышенного уровня сложности. Для десятого класса разработала элективный курс «Практикум решения сложных задач», который позволяет развивать детей, увлекающихся математикой.

Детям, имеющим склонность к математике стараюсь предоставить максимальную возможность для развития своих способностей: это и дистанционное обучение по предмету, и обучение в школе для одаренных детей в городе Ростове-на-Дону.

Важной формой моей работы с одаренными детьми конечно же является участие в различных олимпиадах, конкурсах. (слайды)

Я не только учитель-предметник, но и классный руководитель десятого класса. Руковожу этим классом уже шестой год. Большинство детей в этом классе имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал. Сегодняшняя жизнь требует от молодых людей самостоятельности, креативности, инициативности, активной жизненной позиции, поэтому стараюсь как классный руководитель в своих ребятах развивать именно эти качества:

- через систему бесед и классных часов;

- через участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях по различным предметам. (слайды с результатами).

В заключение хочу сказать, что стараюсь делать все от меня возможное, чтобы мои ребята смогли стать полноценными зрелыми гражданами, способными проявить себя, быть готовыми для самостоятельных решений и нести ответственность за результаты своей деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!