СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы школьного логопеда.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации  учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации ключевых нарушений и пробелов неречевых функций путем развития, воспитания и коррекции всех сфер (двигательной, дыхательной, сенсорной и пр.) детского организма. Учитель-логопед начинает работу с диагностики определения структуры дефекта, выявления групп логопедического риска. Полученные данные позволяют правильно сформировать логопедические группы и выработать стратегию преодоления недостатков.  

Просмотр содержимого документа
«Система работы школьного логопеда.»

«Ақмола облысы білім басқармасының Целиноград ауданы бойынша білім бөлімі Қабанбай батыр ауылы білім беретін мектебі» КММ







Методики и технологии развития речи как ведущего средства коммуникации ребёнка с особыми образовательными потребностями.



























2021 жыл.










Согласно к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан

от «3 » сентября 2004 г. № 712«Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность видов специальных организаций образования».

В 2012 году в общеобразовательной школе села Кабанбай батыра на основании выше указанного приказа и правила о порядке организации деятельности логопедического пункта и решением приказа №223, от 01.09.2012 г., отделом образования Целиноградского района, Акмолинской области, был открыт логопедический пункт.

С целью, своевременного оказание помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), и освоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).

Положение

На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения письма и чтения, заикание, нарушения произносительной стороны речи (дислалию, дизартрию, ринолалию).

Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. В мае осуществляется обследование детей, поступающих в первые классы.

Продолжительность групповых занятий для детей школьного возраста – 40-45 минут.

Продолжительность подгрупповых занятий школьного возраста – 25-30 минут, индивидуальных – 20-25 минут.

Продолжительность коррекционного обучения зависит от выраженности речевого нарушения и его структуры. Дети с фонетико-фонетическими нарушениями (ФФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, получают логопедическую помощь от полугодия до 1 года. Дети с ОНР и нарушениями чтения и письма занимаются на логопедическом пункте от 2 до 3 лет в зависимости от степени нарушения.

Занятия на логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от уроков, либо во время занятий по «Изобразительному искусству», «Труду» и «Конструированию».


Формы отчетной деятельности логопункта.


  1. журнал учета детей с недостатками речи;

  2. речевая карта;

  3. журнал учета посещаемости логопедических занятий;

  4. перспективный план работы на каждую группу учащихся на учебный год;

  5. ежедневный план работы на каждую группу;

  6. годовой план работы на учебный год;

  7. расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы;

  8. копии отчетов о проделанной работе за учебный год;

  9. паспорт логопедического кабинета.


Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации ключевых нарушений и пробелов неречевых функций путем развития, воспитания и коррекции всех сфер (двигательной, дыхательной, сенсорной и пр.) детского организма. Учитель-логопед начинает работу с диагностики определения структуры дефекта, выявления групп логопедического риска. Полученные данные позволяют правильно сформировать логопедические группы и выработать стратегию преодоления недостатков.

Выявление учащихся, имеющих проблемы в речевом развитии, проводится в два этапа, который проходит в:


I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Первый этап массовое обследование в обычной обстановке, второй - более углубленное обследование, в логопедическом кабинете. По результатам диагностики, целью которого является выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.


II  период обучения (декабрь, январь, февраль)

коррекционно-логопедическая работа

Формирующий этап проводился с целью преодоления нарушений звукопроизношения . На данном этапе логопедическая работа организовывается с учетом структуры речевого дефекта, учитываются произносительные стороны учащихся, то есть определяются в каких языковых структурах (в слогах, словах, в предложениях), ученик может произносить правильно звук. Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий


III  период обучения (март, апрель, май)

коррекционно-логопедическая работа

Цель которого заключается в сравнении полученных результатов с первоначальными данными. Для этого я использую ту же методику, что и на констатирующем этапе.          Особое внимание также уделяю следующим показателям: состоянию артикуляционной моторики, состоянию фонематического слуха, звукопроизношению. 

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению. Недостатки произношения и лексики, грамматического оформления фразы и просодики  речи, с которыми ребенок приходит в первый класс,  являются актуальной проблемой для школьных логопедов, поскольку устная речь становится базой и средством дальнейшего обучения. Кроме того, наряду с  данными отклонениями, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственная и временная ориентировки.


Направления коррекционной работы учителя – логопеда:

  • Сенсомоторное развитие

  • формирование пространственных представлений

  • Развитие речевого дыхания и голоса

  • Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие

  • Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности

В связи с этим я выделила следующие задачи:

  1. Создать условия для развития мелкой, артикуляционной, мимической, общей моторики и координации у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

  2. Использовать различные методы и приемы, виды игр для формирования моторики в целом.

  3. Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.

Работу по развитию моторики я провожу в нескольких направлениях :

Артикуляционная и лицевая моторика

В работу по развитию артикуляционной и лицевой моторики включаю:

- артикуляционную гимнастику;

- логопедический самомассаж;

- игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

- мимические упражнения.

Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.


Коррекция звукопроизношения Развитие речевого

дыхания

Артикуляционная

гимнастика



Для того чтобы коррекционная  работа была успешной, мной была создана полноценная предметно – развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию моторики у детей школьного возраста.

Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно – развивающую работу, направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, на развитие речи детей: расширение словарного запаса, формирование фонетического анализа и синтеза, развитие связанной речи. На занятиях широко используется наглядный материал, игры, конкурсы, различные упражнения, для того чтобы повысить интерес детей к учебной деятельности. Коррекционная программа включала следующие задания и упражнения:

  • Развитие и коррекция психических процессов;

  • Развитие мелкой, крупной моторики;

  • Развитие координации движений;

  • Коррекция аномалий поведения.

  • На самоконтроль в процессе планирования деятельности;

  • На развитие свойств внимания, памяти, восприятия;

  • На развитие связной речи.


Также на занятиях использую дополнительную методику «Кубики Н.Зайцева» в комплект которого входят слоговые таблицы и сами кубики.

где дети усваивают не только чтение, но и звукобуквенный анализ слова, могут самостоятельно определить месторасположение звука в начале, в середине и в конце. Трудности встречались в группах с казахским языком обучения, из-за отсутствия методики «Кубики Н.Зайцева» на казахском языке.









Групповая – логопедическая работа

Почти в каждой школе есть дети с ООП и им нужна квалифицированная помощь. Не всегда школа готова реализовать все потребности таких детей.

Согласно заключённому Меморандуму между Фондом Дара и Управлением образования Акмолинской области Фонд реализует пилотный проект по внедрению инклюзивного образования на базе государственного учреждения «Средней школы № 41» а.Кабанбай батыра, Целиноградского района.

В сентябре 2018 года ОСШ №41 выделила территорию в актовом зале во 2-м корпусе школы на первом этаже для организации Ресурсного кабинета с целью создания благоприятных условий как для ребёнка с ООП, так и для сотрудничества между обычными учителями и специальными педагогами.

Задача Ресурсного кабинета входит: создание необходимых условий для полного и эффективного включения в общеобразовательный процесс детей, имеющих особые образовательные потребности в обучении, оказание комплекса научно-методических услуг педагогам, работающим с детьми,

имеющими нарушения развития, и их родителям.

На базе Ресурсного кабинета будет проводится работа по следующим направлениям:

• психолого-педагогическое сопровождение и консультирование детей с особыми образовательными потребностями и их родителей при обучении в инклюзивной среде;

• оказание консультативно-методической помощи педагогам и администрации общеобразовательной школы;

• содействие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, методических рекомендаций;

• предоставление информации о современных инновационных и коррекционных методиках развития детей с особыми образовательными потребностями










Индивидуальные и групповые - логопедические занятия в ресурсном центре.



Консультативное направление

В рамках этого направления в течении всех лет проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. Активная работа проводилась по запросам педагогов, администрации, родителей. После консультирования, родителям давались рекомендации или направлялись для обследования врачами- специалистами ( невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

По запросам педагогов были проведены беседы с родителями первых классов на родительских собраниях «О значении работы логопедической службы в школе», «Предпосылки обучения грамоте».

  • Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов с актуальными темами:

«Использование новых технологий по преодолению нарушений дисграфии у учащихся начальных классов».

  • Участие в районом вебинаре где представила работу – логопеда с детьми особыми образовательными потребностями в коррекционных классах.

  • Участие в районом семинаре где подготовила и провела открытое индивидуальное занятие, на тему «Р»–дыбысын ашық, тұйық буында дағдыландыру, «С» дыбысын сөйлеу тіліне еңгізу. «Үйшік» ертегісі».

  • Участие в областном координационном совете по инклюзивному образованию,который проходил в г.Есиль . С участием председателя областного Акмолинского Координационного Совета по инклюзивному образованию : Ибраева М.У., а также методистов областных и районных отделов образования.

  • Прошла 24-часовой обучающий семинар по разработке информационных и методических ресурсов по проблемам инклюзивного образования с.Зеренда мая 2015году С участием председателя областного Акмолинского Координационного Совета по инклюзивному образованию : Ибраева М.У., а также методистов областных и районных отделов образования.

  • На базе КППК №11с.Акмол, Целиноградского района Акмолинской области, приняла активное участие и провела мастер-класс на тему «Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников»

  • Участие на республиканской ярмарке социальных идей и проектов на тему: «Счастливое детство сегодня – сильный Казахстан завтра», где представила работы детей по декоративно – прикладному искусству, учащихся в коррекционных класса СШ№41 а.Кабанбай батыра.


Процесс творчества безграничен – возникают новые идеи, выразительные образы. Дети, не имеющие возможности реализовать себя во многих других видах деятельности, пробуют себя в творчестве, учатся жить в обществе, общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми.

Важно, чтобы отношения учителя с ребенком были доверительные. Увлечь ребенка и укрепить веру в свои силы – вот задача педагога.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!