Тематический план Блок – корень слова. • Безударные гласные в корне слова (1, 2-е занятия). • Слова с глухими и звонкими согласными в корне (3, 4-е занятия). • Слова с непроизносимыми согласными в корне (5, 6-е занятия). Блок – корень слова, приставка. • Разделительный мягкий знак (7, 8-е занятия). • Разделительный твердый знак (7, 8-е занятия). Основные цели курса: развитие речи младших школьников, как устной, так и письменной, а также развитие некоторых функций неречевого характера. 1. Развитие устной речи, развитие речемыслительных способностей ребенка, аналитико-синтетических процессов, реализующихся в школьном возрасте в виде ведущей учебной деятельности. 2. Развитие специфического вида речевой деятельности – письменной речи. 3. Развитие неречевых функций, играющих роль в формировании письменной речи. Основные задачи курса: Развитие устной речи 1. Развитие речевого мышления. 2. Развитие аналитико-синтетических процессов, лежащих в основе формирования навыков чтения и письма. 3. Формирование коммуникативной функции речи – функции общения. 4. Развитие речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания. 5. Обогащение словарного запаса и формирование грамматических категорий речи. Совершенствование процесса письменной речи 1. Обучение умению активно применять орфографические правила русского языка. 2. Преодоление напряжения и страха письма. 3. Совершенствование графомоторных навыков. 4. Преодоление стойких ошибок в письменной речи. 5. Обогащение словарного запаса и грамматических категорий, используемых в письменной речи. 6. Развитие звукового анализа и синтеза. Развитие неречевых функций 1. Формирование пространственных ориентировок. 2. Формирование временных ориентировок. 3. Развитие сенсо - и акустико-моторных координаций. 4. Развитие оптико-моторных координаций. 5. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения). Особенности курса: • предлагаемые задания развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом младшими школьниками. Своеобразие предложенной системы коррекции письма и выработки навыков русского правописания заключается в использовании специальных приемов, вовлекающих в обуче-ние речеслуховые, речедвигательные и речезрительные функциональные системы; • методический материал предлагается в доступной форме, соответствует возрастному развитию младших школьников; • курс разработан на основе коррекционно-логопедических методик по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников и методики преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях.
Направления коррекционной работы: 1. Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа. 2. Отработка алгоритма решения орфографических задач от простого к сложному: • фонематический анализ; • вставка букв; • выделение орфограмм; • письмо под орфографическую диктовку (орфографическое произнесение слов при диктовании); • выбор из нескольких вариантов написания верного. 3. Формирование альтернативных приемов усвоения навыков правописания: • списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова); • «орфографическое чтение» по методике П.С. Тоцкого. 4. Формирование навыков морфемного анализа: • усвоение основного смыслового значения каждой грамматической формы; • образование новых грамматических форм по аналогии, т. е. по заданному образцу. Пример проведения занятия 1. Тема: Безударные гласные в корне слова 1. Организационный момент. 2. Основная часть. Х о д з а н я т и я : Задание 1. Слова учителя: необходимо вспомнить определение, что такое корень слова, записать недостающие слова вместо пропусков. (Слова для справок: общая, родственных, значение.) Задание 2. Слова учителя: прочитайте стихотворение. Подчеркните, а затем выпишите однокоренные родственные слова к слову САД. (Слова для справок: сад, рассада, посадки, садовод, садовник.) Задание 3. Слова учителя: распределите однокоренные родственные слова с корнем -ГОР-, которые объединены общим смыслом в три основные группы: в значении ГОРЕ, ГОРА, ГОРИТ. Нарисуйте символ каждого слова. (Например, символ ГОРЯ – слеза, символ ГОРЫ – холм, символ слова ГОРИТ – свеча. Распределение слов: 1-й столбик – горе, горевал, горестные, пригорюнился; 2-й столбик – гора, пригорок, горцы, горный, гористая; 3-й столбик – горит, загорел, погорельцы, выгорит.) Задание 4. Слова учителя: прочитайте слово с безударной гласной, запишите проверочное слово, затем нужную букву. (Например: гнёзда – гнЕздо.) Задание «Запомни!» Прочитайте вслух слова с орфограммами ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛЕ и запомните их правописание. Задание 5. Слова учителя: Сейчас Вы на время будете искать в словах орфограммы ОРО и ОЛО и выделять их зеленым цветом. Слова с орфограммой ОРО – двумя чертами, с ОЛО – обведете в овал. Слова, в которых нет орфограмм ОРО и ОЛО, пропускайте без подчеркивания. Задание выполняется за 1 минуту. Задание 6. Слова учителя: из четырех слов выпишите только однокоренные родственные, выделите в них корень слова зеленым цветом. (Слова для справок: игла, иголочка.) Задание 7. Слова учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложение, изменяя слова. Впишите безударные гласные там, где они пропущены. (Справка: В ночном саду шелестит листва.) Задание 8. Слова учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложения – загадки, не изменяя слова. Назовите отгадку. (Справка: Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег.) Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? (Волк.) Задание 9. Слова учителя: прочитайте предложения, напишите проверочные слова, вставьте пропущенные безударные гласные. (Справка: крик, белый, лес, волны, повар.) Задание 10. Слова учителя: выпишите только те пары слов, которые являются родственными. Пары-синонимы подчеркните. (Родственные пары слов: гористый – косогор, ученый – неуч, закрепление – крепость, соль – засолить; пара слов – синонимов: крутить – вертеть;остальные пары не выписывать.) Задание 11. Слова учителя: напишите 2–3 родственных слова к однокоренным, но не родственным словам: водить – водичка. (Справка:водить, водитель, поводок; водичка, водяной, подводный.) Задание 12. Слова учителя: напишите проверочные слова, затем напишите пропущенные безударные гласные. (Справка: говор, воды, лес, песня.) Задание 13. Слова учителя: игра на внимание. Выделите орфограммы: слова с безударными гласными подчеркните одной чертой (облака, цветник, холод, тропинка, малыш, светлячок); с согласными в корне слова – двумя чертами (повязка, ложка, торг, дорожка, соседка); рядом со словарными словами поставьте * (звездочку) (вокзал, улица, воробей, морковь, ягода, дорожка). Задание 14. Слова учителя: прочитайте словосочетания, впишите пропущенные безударные гласные в корне, проверочные слова. (Справка: глядя, свет, тёмный, лис, лес.) Задание 15. Слова учителя: распределите однокоренные родственные слова с корнями -СВЯТ- и -СВЕТ- по смыслу в две группы: в значении святость, в значении светить. Нарисуйте символ каждого слова. (Например, символ слова СВЯТОСТЬ – купол церкви, символ слова СВЕТ – лампочка. Распределение слов: 1-я группа – святой, свято, святыня; 2-я группа – свет, подсветка, освещение. Слова вянет, свежий, сверкать не относятся ни к одной из перечисленных групп, их выписывать не нужно). Задание 16. Слова учителя: зачеркните в каждой строчке слова, которые не являются родственными и однокоренными. (Справка: 1-я строчка, лишние слова – воры, ворон, горн; 2-я строчка – кукла, мячик; 3-я строчка – сосуд.) Задание 17. Слова учителя: прочитайте рассказ, напишите безударные гласные в слова, устно назовите проверочные слова. Задание 18. Слова учителя: напишите подходящие по смыслу однокоренные родственные слова к выделенным. (Справка: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Молодое растет, а старое старится. На безрыбье и рак рыба.) 3. Итог занятия: повторение определения, что такое корень слова. Приведите примеры однокоренных родственных слов. |