СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы со слабоуспевающими детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Просмотр содержимого документа
«Система работы со слабоуспевающими детьми"»

Система работы со слабоуспевающими учащимися

Тематический план

Блок – корень слова.

• Безударные гласные в корне слова (1, 2-е занятия).

• Слова с глухими и звонкими согласными в корне (3, 4-е занятия).

• Слова с непроизносимыми согласными в корне (5, 6-е занятия).

Блок – корень слова, приставка.

• Разделительный мягкий знак (7, 8-е занятия).

• Разделительный твердый знак (7, 8-е занятия).

Основные цели курса: развитие речи младших школьников, как устной, так и письменной, а также развитие некоторых функций неречевого характера.

1. Развитие устной речи, развитие речемыслительных способностей ребенка, аналитико-синтетических процессов, реализующихся в школьном возрасте в виде ведущей учебной деятельности.

2. Развитие специфического вида речевой деятельности – письменной речи.

3. Развитие неречевых функций, играющих роль в формировании письменной речи.

Основные задачи курса:

Развитие устной речи

1. Развитие речевого мышления.

2. Развитие аналитико-синтетических процессов, лежащих в основе

формирования навыков чтения и письма.

3. Формирование коммуникативной функции речи – функции общения.

4. Развитие  речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания.

5. Обогащение словарного запаса и формирование грамматических категорий речи.

Совершенствование процесса письменной речи

1. Обучение умению активно применять орфографические правила русского языка.

2. Преодоление напряжения и страха письма.

3. Совершенствование графомоторных навыков.

4. Преодоление стойких ошибок в письменной речи.

5. Обогащение словарного запаса и грамматических категорий, используемых в письменной речи.

6. Развитие звукового анализа и синтеза.

Развитие неречевых функций

1. Формирование пространственных ориентировок.

2. Формирование временных ориентировок.

3. Развитие сенсо - и акустико-моторных координаций.

4. Развитие оптико-моторных координаций.

5. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения).

Особенности курса:

• предлагаемые задания развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом младшими школьниками. Своеобразие предложенной системы коррекции письма и выработки навыков русского правописания заключается в использовании специальных приемов, вовлекающих в обуче-ние речеслуховые, речедвигательные и речезрительные функциональные системы;

• методический материал предлагается в доступной форме,

соответствует возрастному развитию младших школьников;

• курс разработан на основе коррекционно-логопедических методик по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников и методики преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях.





Направления коррекционной работы:

1. Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа.

2. Отработка алгоритма решения орфографических задач от простого к сложному:

• фонематический анализ;

• вставка букв;

• выделение орфограмм;

• письмо под орфографическую диктовку (орфографическое произнесение слов при диктовании);

• выбор из нескольких вариантов написания верного.

3. Формирование альтернативных приемов усвоения навыков правописания:

• списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста

(упрочение зрительного образа слова);

• «орфографическое чтение» по методике П.С. Тоцкого.

4. Формирование навыков морфемного анализа:

• усвоение основного смыслового значения каждой грамматической формы;

• образование новых грамматических форм по аналогии, т. е. по заданному образцу.

 

Пример проведения занятия 1.

Тема: Безударные гласные в корне слова

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

 

Х о д  з а н я т и я :

Задание 1. Слова учителя: необходимо вспомнить определение, что такое корень слова, записать недостающие слова вместо пропусков.

(Слова для справок: общая, родственных, значение.)

Задание 2. Слова учителя: прочитайте стихотворение. Подчеркните, а затем выпишите однокоренные родственные слова к слову САД.

(Слова для справок: сад, рассада, посадки, садовод, садовник.)

Задание 3. Слова учителя: распределите однокоренные родственные слова с корнем -ГОР-, которые объединены общим смыслом в три основные группы: в значении ГОРЕ, ГОРА, ГОРИТ. Нарисуйте символ каждого слова. (Например, символ ГОРЯ – слеза, символ ГОРЫ – холм, символ слова ГОРИТ – свеча. Распределение слов: 1-й столбик – горе, горевал, горестные, пригорюнился; 2-й столбик – гора, пригорок, горцы, горный, гористая; 3-й столбик – горит, загорел, погорельцы, выгорит.)

Задание 4. Слова учителя: прочитайте слово с безударной гласной, запишите проверочное слово, затем нужную букву. (Например: гнёзда – гнЕздо.)

Задание «Запомни!» Прочитайте вслух слова с орфограммами ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛЕ и запомните их правописание.

Задание 5. Слова учителя: Сейчас Вы на время будете искать в словах орфограммы ОРО и ОЛО и выделять их зеленым цветом. Слова с

орфограммой ОРО – двумя чертами, с ОЛО – обведете в овал. Слова, в которых нет орфограмм ОРО и ОЛО, пропускайте без подчеркивания.

Задание выполняется за 1 минуту.

Задание 6. Слова учителя: из четырех слов выпишите только однокоренные родственные, выделите в них корень слова зеленым цветом. (Слова для справок: игла, иголочка.)

Задание 7. Слова учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложение, изменяя слова. Впишите безударные гласные там, где они пропущены. (Справка: В ночном саду шелестит листва.)

Задание 8. Слова учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложения – загадки, не изменяя слова. Назовите отгадку. (Справка: Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег.) Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? (Волк.)

Задание 9. Слова учителя: прочитайте предложения, напишите проверочные слова, вставьте пропущенные безударные гласные. (Справка: крик, белый, лес, волны, повар.)

Задание 10. Слова учителя: выпишите только те пары слов, которые являются родственными. Пары-синонимы подчеркните. (Родственные пары слов: гористый – косогор, ученый – неуч, закрепление – крепость, соль – засолить; пара слов – синонимов: крутить – вертеть;остальные пары не выписывать.)

Задание 11. Слова учителя: напишите 2–3 родственных слова к однокоренным, но не родственным словам: водить – водичка. (Справка:водить, водитель, поводок; водичка, водяной, подводный.)

Задание 12. Слова учителя: напишите проверочные слова, затем напишите пропущенные безударные гласные. (Справка: говор, воды, лес, песня.)

Задание 13. Слова учителя: игра на внимание. Выделите орфограммы: слова с безударными гласными подчеркните одной чертой (облака, цветник, холод, тропинка, малыш, светлячок); с согласными в корне слова – двумя чертами (повязка, ложка, торг, дорожка, соседка); рядом со словарными словами поставьте * (звездочку) (вокзал, улица, воробей, морковь, ягода, дорожка).

Задание 14. Слова учителя: прочитайте словосочетания, впишите пропущенные безударные гласные в корне, проверочные слова. (Справка: глядя, свет, тёмный, лис, лес.)

Задание 15. Слова учителя: распределите однокоренные родственные слова с корнями -СВЯТ- и -СВЕТ- по смыслу в две группы:

в значении святость, в значении светить. Нарисуйте символ каждого слова. (Например, символ слова СВЯТОСТЬ – купол церкви, символ слова СВЕТ – лампочка. Распределение слов: 1-я группа – святой, свято, святыня; 2-я группа – свет, подсветка, освещение. Слова вянет, свежий, сверкать  не относятся ни к одной из перечисленных групп, их выписывать не нужно).

Задание 16. Слова учителя: зачеркните в каждой строчке слова, которые не являются родственными и однокоренными. (Справка: 1-я строчка, лишние слова – воры, ворон, горн; 2-я строчка – кукла, мячик; 3-я строчка – сосуд.)

Задание 17. Слова учителя: прочитайте рассказ, напишите безударные гласные в слова, устно назовите проверочные слова.

Задание 18. Слова учителя: напишите подходящие по смыслу однокоренные родственные слова к выделенным. (Справка: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Молодое растет, а старое старится. На безрыбье и рак рыба.)

3. Итог занятия: повторение определения, что такое корень слова.

Приведите примеры однокоренных родственных слов.




Система работы со слабоуспевающими учащимися. Занятие 1

                                  Занятие 1

1. Восстанови определение «корень слова». Запиши нужные слова.

Корень – это ..................... часть ................................... слов, в которой передаётся их основное

................................................................

2. Прочитай стихотворение. Напиши на «ветках дерева» однокоренные родственные слова, «выросшие» из слова «сад».

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Е. Измайлов

3. Выпиши однокоренные родственные слова в три столбика. Нарисуй символ каждого столбика рядом со звёздочкой.


Горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные, горит, горный,

пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит.

ГОР* ГОР* ГОР*

4. Подбери проверочное слово, затем впиши нужную букву.

гн … здо, д … жди, б … бры, зв … зда, в … сна, ст … кло, р … ка, м … ста,

ц … нить, к … рмить, п … сать, ух … дить, бр … сать , ут … нуть.


Запомни! ОРО ОЛО ЕРЕ ЕЛЕ

ворона оловянный бережок зеленеет

город половина деревянный пелена

огород молоко дерево березняк

5. Найди слова, в которых есть указанные сочетания букв, и выдели их по образцу зеленым карандашом: оро оло

порошок голос черепаха

порог скоро сторож

переулок сорочка колонна

хорош окорок через

молоток водоросль бугорок

холодильник ворота колоть


6. Выпиши однокоренные родственные слова, выдели в них корень.

Игла, иголочка, шип, игра;

.........................................................................................................................................................................

7. Придумай и запиши предложение, используя слова:

Н … чной, л … ства, сад, ш … лестит.

..........................................................................................................................................................................

8. Из слов составь предложения-загадки:

Весной, а, зимой, лежал, в, поле, весной, в, побежал, реку;

............................................................................................................................................................................

Ходит, по, лесу, кто, голодный, холодной, зимой?

______________________________________________

______________________________________________

9. Впиши пропущенные буквы в предложения. Напиши проверочные слова.

Кр…чит кр…кливый кр…кун.

Вот ландыш б…леет в затишье л…сном.

Ветер с синею в…лною речь сердитую ведёт.

В кухне злится п…вариха, плачет у станка ткачиха.


10. Выпиши только те пары слов, которые являются родственными. Подчеркни пары-синонимы.

Гористый – косогор

Закрепление – крепость

 Ученый – неуч

Соль – засолить

Крутить – вертеть 

Длинный – короткий

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________



11. Как называются эти слова – родственными или однокоренными? Напиши родственные слова к каждому слову.

Водить

Водичка

12. Впиши пропущенные гласные в словах. В правом столбике запиши к ним проверочное слово.

 разг … вор, г … ворит

 в … дичка, прив … дниться

 л … сной, л … сник, л … систый

п…вец, зап…вала, п…вунья

13. Впиши пропущенные буквы. Выдели орфограммы: одной чертой – безударный гласный; двумя чертами – согласный в корне слова; поставь * около словарного слова.

повя … ка, цв … тник, м … рковь , м … лыш,

… блака, ул … ца, яг … да, д … ро … ка

в…кзал, хол…д, тр…пинка, сосе…ка

ло…ка , в…робей , тор…, св…тлячок

14. Прочитай словосочетания. Впиши пропущенные гласные в корне. Запиши проверочные слова.

Разгл…дел св…тлячка

Посв…тил в т…мноте

Хитрая л…са

Строительные л…са

15. Прочитай слова, выпиши в два столбика группы родственных слов, нарисуй символ для каждой группы слов.

Святой, свято, свет, подсветка, освещение, вянет, свежий, сверкать, святыня.

ПОСВЯТИТЬ ПОСВЕТИТЬ

16. Зачеркни «лишние» слова.

Разговор, переговоры, воры, говор, ворон, горн, говорить.

Игрушка, кукла, мячик, играть, поиграть, игривый.

Судить, присудить, суд, сосуд.

17. Вставь пропущенные буквы в корнях слов, проговаривая проверочные слова.

Наступил октябрь. Д…ревья давно скинули кр…сивый наряд. Пусто стало в л…су. Л…ства к…вром лежит под н…гами. Ягодные кустики ст…ят без листьев и пл…дов. Но до з…мы еще далеко.

18. Вставь пропущенные слова с тем же корнем, что и у выделенных слов. Объясни значение этих выражений.

Скоро сказка ................................., , да не скоро дело..................................................................................

Молодое растёт, а старое ....................................................

На ...........................и рак – рыба.




Система работы со слабоуспевающими учащимися. Занятие 2

Занятие 2

1. Подбери проверочное слово, затем впиши нужную букву.

м … рской, п … сьмо, цв … ток, г … лубок

сл … ды, п … роги, тр … ва, н … ра

ос … нь, л … са, п … ля, з … ма

тр … пинка, стр … на, в … да, з … мля


2. Найди слова, в которых есть указанные сочетания букв, и выдели их по образцу:

Помни! Оро оло

ПОРОШОК ЧЕРЕПАХА ГОЛОС

ВОРОБЕЙ БЕРЕСТА ВОЛОС

КАРТОФЕЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОСКА

КОРОЧКА МОРОЗ СКОРО

ПЕРЕХОД КОЛОС ХЛЕБОРОБ

ПЕРЕДАЧА ХОЛОД БЕРЕЗА


3. Выпиши однокоренные родственные слова, выдели в них корень.

Ночь, ночлег, заночевать, заснуть, ночёвка, ноченька, темно.

..........................................................................................................................................

Лист, листва, лисица, листочки, листовка, лиственное (дерево).

..........................................................................................................................................

4. Выпиши только те пары слов, которые являются родственными. Подчеркни пары-синонимы.

Большой – громадный

Потепление – теплица

Источник – родник

Сложный – трудный

Смелый – бесстрашный

Хвастун – хвостатый

Пятница – пятнышко

Родной – двоюродный

............................................................................................

..............................................

............................................................................................

..............................................

5. Как называются эти слова – родственными или однокоренными? Напиши родственные слова к каждому слову.

Нос

Носит

6. Зачеркни «лишние» слова.


Чёрный, черника, черёмуха, почернеть, чернила, чернушки, волнушки.

Лёд, ледник, льдина, льёт, леденец, заледенеть, замёрзнуть.

Мороз, морской, морозилка, холодильник, заморозки, мороженое, подморозить.

Крик, кричать, крикливый, кривой, закричать, окрик, критика.


7. Из слов составь предложение-загадку.

Шуба, по, долам, ходит, по, горам, да, кафтан.

..........................................................................................................................................

8. Впиши пропущенные гласные в словах. В правом столбике запиши к ним проверочное слово.

св…тло, св…тит, св…тлячок, св…тлый

сл…варный, сл…вечко, сл…варь, посл…вица

т…жело, т…желый


9. Прочитай загадки, напиши отгадки, впиши пропущенные буквы.

С…дит – з…л …неет, л…тит – пож…лтеет, уп…дёт – почернеет..............................................

В с…нокос г…рька, а в м…роз сла…ка. Что за яго…ка? .............................................

10. Впиши пропущенные буквы. Выдели орфограммы: одной чертой – безударный гласный; двумя чертами – согласный в корне слова; поставь * около словарного слова.

ука … ка м … ряк в … дичка с … рень под … рил м … роз с … вер в … ренье

изв … стить тр … пинка ш … повник л … ша … ка

11. Прочитай словосочетания. Впиши пропущенные гласные в корне. Запиши проверочные слова.

Зав … зал шнурки

Выл … пил фигурку

В … рхушка дер … ва

12. Прочитай слова, выпиши в два столбика группы родственных слов, нарисуй символ для каждой группы слов.

Частый, чистый, почистить, зубочистка, часть, частичка, число.

ЧАСТОТА ЧИСТОТА

13. Вставь пропущенные слова с тем же корнем, что и у выделенных слов. Объясни значение этих выражений.

Не впервой волку зиму .......................................................

Всё живое хочет ...............................

Хватит тебе, молодцу, горе .................................................

Работа со словарем

14. Прочитай слова в словарике. Вставь слова из словарика в предложения. Старайся не подглядывать. Проверь себя по словарику. Исправь ошибки, если они есть.

Словарик

Автобус Адрес Аллея Аптека

Берёза Библиотека Болото Ботинки

Быстро Вагон Валенки Вдруг

Весело Ветер Вместе Вокруг

Ворона Воскресенье Восток Вчера

Мы едем в рейсовом .........................

На конверте пишут домашний...................

Мы идем по берёзовой .............

Лекарства продаются в ...................

Русская ..................... кудрява и стройна.

Книги выдают в ..................................

Опасно ходить по топкому ...................

Осенние .....................на толстой подошве.

Дети бежали очень ...............................

Поезд составили из новых ......................

Зимняя русская обувь – .....................

День рождения прошёл очень ......................


............., ..............., ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Мы пойдём в парк все ...................

.................... лампы летали мошки.

..................... каркнула во всё воронье горло.

После субботы наступит .........................

Солнце встаёт на ......................

Сегодня – солнечный день, а ................ было пасмурно.

15. Вспомни и запиши слова из словарика.




Система работы со слабоуспевающими учащимися. Занятие 3

Занятие 3

16. Вспомни и запиши слова из словарика.

А Б В

А Б В

А Б В

А Б В

17. Запишите проверочные слова к двум безударным гласным в корне слова.

голова

холода

борода

18. Найди пары согласных по звонкости–глухости. Соедини их линиями. Нарисуй рядом с непарными звонкими согласными.



19. Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово. Подчеркни парные согласные.

Повалился старый .....................................

На воротах крепкий ....................................

ЗАПОР

ЗАБОР

Во дворе .......................................... петух.

Надо устранить ........................... в знаниях.

ПРОПЕЛ,

ПРОБЕЛ

У Алёнушки на сердце ..................................

На крыльце подгнила ..................................

ТОСКА

ДОСКА

20. Восстанови правило проверки парной согласной по глухости–звонкости.

Чтобы проверить парную по глухости–звонкости надо подобрать ........................ слово так, чтобы после проверяемого ..................... стоял .................. или ..................... согласный.

21. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Б – П

– ги…кий – ро…кий

– сугро… – шу…ка

– хле… – улы…ка

В – Ф

– ло…кий – сли…ки

– морко…ь – тра…ка

– кро…ь – о…ца


22. Прочитай стихотворение. Подчеркни слова с парными согласными по глухости–звонкости в конце слов.


Мне очень нравится жираф:

Высокий рост и добрый нрав.

Б. Заходер.


23. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Г – К

– подви… – овра…

– лу… – дру…

– вра… – ро…


Д – Т

– гла…кий – жи…кий

– сла…кий – сосе…ка

– нахо…ка – моло…



24. Найди третье лишнее слово, вычеркни его. Впиши пропущенную букву.

Смелость, см…льчак, герой.

Боль, большой, б…льница.

В…да, водить, водный.

Ст…левар, с…мовар, бульвар.


25. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Ж – Ш

– подру…ка – поду…ка

– игру…ка – сапо…ки

– но…ка – чи…


З – С

– сала…ки – про…ьба

– повя…ка – ни…кий

– у…кий – ве…ти


26. Впиши пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.

Помни! оро ере оло еле

д...р...га д...р...вья х...л...дный

ст...р...жить оч...р...дь ч...р... муха

м...л...ко ск...в...рода см...р...дина

б...р...т м...р...з к...л...ть

з...л...тая в...р...бей п...л...са

б...р...на д...р...го ск...р...сть

м...л...тить м...л...дёжь м...л...дой

ост...р...жно ж...л...зо р...м...нь

г...р...д изг...р...дь б...л...ет

п...л...на д ....р...во п....р...шок

Выпиши слова с парными по глухости–звонкости в слабой позиции в конце слова.

27. Запиши, изменяя слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная. Впиши пропущенные буквы – Д, Т, З, С.

– хо…ьба – моло…ьба

– пол…ти – не…ти

28. Выбери проверочные слова для согласных в корне слова, подчеркни их.

Голубь – голубка – голубчик – голубиная.

Суп – супчик – суповой.

Ездить – поезд – поездка.

29. Определи, сколько предложений в тексте. Обозначь правильно начало и конец предложения. Впиши пропущенные буквы.

Днём была отт…пель сне… на з…мле стал рыхлым ночью грянул моро… на сн…гу образовалась л…дяная корка птицам не достать из-под г…лолёда пищу.

30. Прочитай отрывок стихотворения Агнии Барто. Впиши недостающие буквы. Напиши проверочные слова.

Снегирь

На Арбате, в магазине,

За окном устроен са ... .

Там летает голу...ь синий,

Снегири в с…ду св...стятз.

Я одну такую птицу

За ст...клом видал в …кне,

Я в...дал такую птицу,

Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая гру...ка,

Два бл...стящие крыла… .

Я не мо… ни на м…нутку

Оторваться от ст…кла.

31. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы, записывая проверочные слова в скобках.

Катание зимой.

Пришла з...ма (..................). М...р...з (...............) запуш...л д...ревья

(.....................) сн...…ком (........................, .....................), пру…

(.....................) зат...нул (..................) л...…ком (..................,

.....................). Ребята разм...ли (..................) каток. Ло...ко

(...............) и ле...ко (...............) мчатся и ск...льзят (..................)

ребята по льду. У д...тей (..................) пор...зовели (...............) щёчки

и радостно бл...стят (..................) гл...за (...............). Хорошо

з...мой(........................) прийти на пру… (.....................)!

32. Закончи предложения, найди рифму, запиши новые слова. Впиши пропущенные буквы. Объясни значение этих пословиц.

Почёт и тру… рядом ...............................

Книга – твой дру…, без неё как без ................

В зимний холо… всякий ...................

Система работы со слабоуспевающими учащимися. Занятие 4

Занятие 4

33. Запиши проверочные слова к двум безударным гласным в корне слова.

сторожа

колосок

сторона

волосок

полоса

голоса


34. Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово. Подчеркни парные согласные.

Брат ........................ экзамен.

Я .............................старше.

СДАЛ СТАЛ


В синем небе звёзды ..................................

В синем море волны .....................................

БЛЕЩУТ ПЛЕЩУТ


На траву выкатили .....................................

На деревьях набухают ..................................

ПОЧКИ БОЧКИ

Ветер последние листья ...............................

Подвинь гостю .......................................... .

СТУЛ СДУЛ

35. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Б – П

– ры…ка – ли…кий

– зу… – ке…кА

В – Ф

– ло…ко – бро…ь

– краси… – морко…ь

– клю… – ко…та

36. Прочитай отрывок из стихотворения. Напиши недостающие буквосочетания. Подчеркни орфограммы.

Встаёт заря во мгле х………дной.

На нивах шум работ умолк.

С своей волчихою г………дной

Выходит на дорогу волк.

А. Пушкин

37. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Г – К

– ро… – пиро…

– бере… – стерё…

– берё… – фла…

– ле…ко – бе…

Д – Т

– моло… – ро…

– ро… – пло…

– пло… – тетра…ка

38. Прочитай стихотворение. Подчеркни слова с парными согласными по глухости–звонкости в слабой позиции.

Людоеда людоед

Приглашает на обед.

Людоед ответил: – Нет!

Не пойду к тебе, сосед!

На обед попасть не худо,

Но отнюдь не в виде блюда!

Б.Заходер.


39. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Ж – Ш

– пля… – доро…ка

– ло…ка – ча…ка

– кру…ка – кры…ка

– ёр… – фура…ка

– бума…ка – мо…ка

З – С

– не…ти – бере…ка

– ко…ьба – ре…ьба

– ска…ка – ве…ти


40. Запиши, изменяя слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.

пташка бумажка ложка брошка

41. Прочитай предложения. Впиши пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

У Мари…ки (.....................) и Серё…ки (.....................) есть коври…ки

(........................) и лепе…ки (........................).

У хорошей ска…ки (........................) счастливая развя…ка

(.................................).

Куропа…ки (...........................) на ночле… (.....................) в голубой

нырнули сне… (...........................).

Т. Белозёров

42. Запишите недостающие буквосочетания.

Помни! оро ере оло еле

м .........ток ч .........муха б .........то

ск ......... д .........га с .........ка

м .........женое м .........ко с .........вей

ог .........д з .........то к .........ва

ост .........жно б .........на г .........х

м .........з г .........д жав .........нок

б .........ет п .........на с .........чка

б .........т ж .........зо буг .........к

х .........ш ск .........сть к .........нна

ч………паха п .........тенце ч………ез

Работа со словарем

43. Прочитай слова в словарике. Вставь слова из словарика в предложения. Старайся не подглядывать. Проверь себя по словарику. Исправь ошибки, если они есть.

Словарик

Герой Декабрь Жёлтый Запад

Город Деревня Животное Заяц

Горох До свидания Завод Здравствуй

Девочка Дорога Завтра Земляника

Дежурный

Москва – город- ............................

Волгоград – ........... - герой.

В зелёном стручке созрел ......................

Ваня – мальчик, а Таня – .........................

.................. – первый месяц зимы.

Вот моя .................., вот мой дом родной.

Друзья собирались в дальнюю ...................

........................ и ..................... – вежливые слова.

Лимон по форме – овальный, а по цвету –..........

Овца, свинья, корова – домашние ................

Кирпичи изготавливают на ................

Продолжи ряд слов: вчера, сегодня, ................

Начни ряд слов: .................., обед, ужин.

Солнце садится на ......................

Длинное ухо, комочек пуха –...................

Похожа на клубничку, но ростом невеличка –......................

44. Найди, сколько раз встречается слово, указанное в колонке № 1, и запиши (цифрой) в колонке № 3.

1 №2 №3

вдруг вдргвдругдругдругугвругвдругвддругвдрув

круг Крукугругуругкдугдругкругзругркугкргуг

враг врагрдргувругдругврагвдругрвагвраврага

друг Кругдвугрдугдругдргувдругврагургддругд

45. Подбери слова. Напиши с каждым словом предложение.

НОК

БЕЙ

ВА

КА

ОРО

НА

Система работы со слабоуспевающими учащимися. Занятие 5

Занятие 5

Группа ________Ф.И._______________

46. Впиши недостающие буквы.

Сорока и дружок.

На нашу изгоро...ь села сорока. У нее кр...сивая черная шу...ка и белый фартучек. С.….....ка стала стр...котать. Тут на тра...ку выск...чил пёс Дружок. Он звонко залаял. С…......ка испугалась и

ул...тела.


47. Запиши недостающие буквосочетания в слова по теме «Сельское хозяйство».

Помни! Оро ере оло еле

48. Подбери однокоренные слова и запиши их парами, впиши недостающие буквы.

ш...повник ж...лток

б...лок х...лодильник

дв...ровый с...лонка

к...рмушка с...довник

л...сник св...сток

д...лекий в...рхушка

д...ждливый г...стить

Б……зда, б…….на, д..…..вня,

ог……..д, с….….ма, к……ва,

м…….тить, изг……..дь, м…….ко.


49. Восстанови правило проверки непроизносимой согласной.

Чтобы проверить написание слов, имеющих в корне группу согласных, надо..................... слово или

подобрать ........................... слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял ................................................................

серДце – серДЕчный, радосТный – радосТь, звезДный – звезДА.


Если в сочетании согласных при изменении слова

согласный звук не слышится, то писать его не надо.

Помни!

Не ЧУДЕСНО, не ПРЕКРАСНО, ЛесТница

А УЖАСНО и ОПАСНО. ПразДник

Букву Т писать НАПРАСНО. ЧуВства

В словах ВКУСНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ.

ЗдраВствуй


50. Напиши в словах непроизносимые согласные.

Окрес...ность, гиган...ский, пас...бище, поз...но, праз...новать,

сверс...ник, хлес...нуть, чу...ствовать, ярос...ный.


51. Напиши непроизносимую согласную и проверочное слово.

трос...ник извес...ный

доблес...ный грус...ный

окрес...ность сер...це

здра...ствуй поз...ний

ус...ный гиган...ский


52. Замени данные слова однокоренными словами с непроизносимым согласным.

Честь солнышко

Место счастье

Радость сердечко

Известие прелесть


53. Напиши безударные гласные и согласные в корне слов.

Зага...ки леса.

Поз...няя осень уже не может уд...ржать т...пло. Х...лодный ветер д...леко проник на юг. Грус...ные ст...ят луга и п...ля. Отл...тела л...ства с д......вьев. Лес весь просвечивает.Мы подъезжаем к зн...комой мес...ности. Там на п...ляне царствует м...гучий ду.... Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Порой ду... до в...сны ст...ит в осеннем наряде. Все знают бруснику. Кустики ее покрыты бл...стящими листиками. Они и под сне... уходят з...лёными.


54. Напиши непроизносимые согласные, безударные гласные и

парные по глухости–звонкости в словах.


У косули маленькие ро...ки

И б...льшие грус...ные глаза,

Верба клонит к ней св...и сере...ки,

Серебрит копы...ца ей р...са.

Т. Белозерская


55. Зачеркни лишнее слово, напиши пропущенные буквы.

Н...ра, норка, н...рный, нырять.

Стр...на, страны, странный, страноведение.


56. Напиши недостающие буквы и проверочные слова в скобках.


Утра луч из-за усталых бледных туч бл...снул (_______________) над тихою ст...лицей (______________________). Вес...ника (_____________) приятных сообщений встр...чают

(_________________) радос...но (______________) всегда. Бл...снул (______________) луч со...нца (______________) и погас. Погода была ненас...ная (______________). Ярос...ные (______________) порывы ветра безжалос...но (______________) срывали листья с д...ревьев (______________).


57. Напиши пропущенные буквы. Где можно напиши проверочное

слово.

доблес...ный грус...ный

лес...ница окрес...ность

мес...ность свис...нул

прелес...ный ярос...тный

ус...ный извес...ный

кос...ный чес...ный

капус…ный гиган…ский


58. Добавь недостающие слова в текст. Смотри слова для справок.

Ночью была вьюга. __________________ дул холодный ветер. К утру все стихло. Установилась__________________погода. На краю леса появился охотник. Он осматривал_______________. На опушку выскочил молодой заяц. Охотник ______________. Заяц

остановился, поднял уши и бросился в кусты.

Слова для справок: ярос...но, чудесная, мес...ность, свис...нул.


59. Вспомни слова с непроверяемой согласной

Помни!

ле……ица ужа……о

пра……ик опа……о

чу……ва напр……о

здра……вуй интере……о


60. Допиши слова с сочетаниями СН – ЗН.

интере……о те……о пре……о

небе......ый пару.…..ый согла.…..ый

безгла......ый бесслове.…..ый безобра…...ый

любе......ый желе......ый колхо.…..ый

серьё......ый алма......ый бесхо……ый

опа……о чуде……о ужа……о


61. Найди в каждой строке лишнее слово, вычеркни его.

Заморозки, зарево, морозит.

Обида, обидно, бидон, обиженный.

Песенка, припев, печь, петь.


62. Составь и напиши из букв слова. Выдели орфограмму, общую

для всех слов

ОСОРАК

НООАВР

ОРБВОЙЕ

ЛВОСЙЕО

НОЖОКОВАР

63. Подбери однокоренные слова и запиши их парами, напиши недостающие буквы.

с...рить кр...чать

скр...петь м...стерить

зв...нить насл...дить

ш...гать б...льшой


64. Напиши в словах непроизносимые согласные.

Со...нце, счас...ливый, прелес...ный, чес...ный, мес...ность.


65. Напиши непроизносимую согласную и проверочное слово.

счас...ливый праз...ник

ярос...ный звез...ный

мес...ность чес...ность

повес...ка ше...ство

корыс…ный влас…ный


66. Напиши непроизносимые согласные, безударные гласные и

парные по глухости–звонкости в словах.

Елка в блес...ках л...дяных

В теплых сле...ках см...ляных.

Свежая, з...леная,

Со...нцем озаренная.

А. Барто

67. Замени данные слова однокоренными словами с непроизносимым согласным.

грустить опоздать

свистеть радоваться

пасти горевать

поехать известить

гигант ярость

пастух хлестать

опоздать уста


68. Зачеркни лишнее слово, напиши пропущенные буквы.

М...рской, м...ряк, море, м...рить.

Ш...повник, шип, шипеть, игла.

Играть, игрок, игривый, грива.

Лепить, лепной, лепетать.


69. Напиши проверочное слово, а затем непроизносимый согласный

в корне.

праз...ник сер...це звез...ный гру...ный тро…ник со…нце доблес…ный счас…ливый

ус…ный прелес…ный извес…ный извес…ный поз…ний копы…це гиган…ский мес…ность

ус…ный кос…ный


70. Напиши недостающие буквы и проверочные слова в скобках.

Неле...ко (_________________) в л...су (_____________) отыскать тр...пинку (_______________), даже если ты хорошо зн...ком (___________________) с мес...ностью (______________________).

С окрес...ных (______________________) гор уже сн...га (________________) сб...жали (________________) мутными ручьями на пот...пленные (__________________) луга.

Ровесники г...дами (_______), бли...кие (______________________) ро...ственники (_______________), они чес...но (______________________) дружили и никогда не

разлучались.


71. Напиши пропущенные буквы.

счас...ливый вес...ник трос...ник

радос...ный капус...ный ненас...ный

час...ное гиган...ский облас...ной

звёз...ный влас...ный крепос...ной

72. Вспомни и напиши слова.

Помни!

Не чуде……о, не прекра……о, ле……ица

А ужа……о и опа……о. пра……ик

Букву Т писать напра……о. чу……ва

В словах вку……ый, интере……ый.

здра……вуй

73. Вспомни ОРО, ОЛО. Составь предложения так, чтобы получился

рассказ. Придумай заглавие.

_______________________________

ок...... , Петя, увидел, щенка, дома.

______________________________________________

щенок, от, дрожал, х...…да, пищал, и

______________________________________________

у, была, г......ва, него, большая.

______________________________________________

Петя, его, домой, принес.

______________________________________________

стал, вырос, ск......, дом, и, ст......жить, щенок.

______________________________________________

74. Допиши слова с сочетаниями СН – ЗН.

чуде……о прекра……о ужа……о

опа……о напра……о вку……о

интере……о те……о пре……о

небе......ый пару.…..ый согла...ый

безгла.…..ый бесслове.…..ый безобра.…..ый

любе.…..ый желе...ый колхо.…..ый


Работа со словарем

75. Прочитай слова в словарике. Вставь слова из словарика в предложения. Старайся не подглядывать. Проверь себя по словарику. Исправь ошибки, если они есть.

Словарик

карандаш класс компот Кремль

картина коллектив корабль Крестьяне

картофель комбайн космонавт Кровать

квартира комбАйнер Космос

килограмм комната Красная площадь

Поточи свой_____________________________________________.

На стене в раме висит____________________________________.

____________________________ – питательный овощ.

В нашей____________________________три комнаты.

Я вешу тридцать пять_____________________________________ .

В нашей школе просторные________________________________.

Соратники по работе организовали дружный__________________.

В поле на уборку урожая вышли_____________________________.

За штурвалом комбайна –__________________________________.

На заводах трудятся рабочие, а на полях –____________________.

У меня очень светлая и просторная__________________________.

У окна стоит стол, а у стены мягкая удобная___________________.

Из яблок сварили душистый________________________________.

Ледокол – это огромный___________________________________.

В открытый космос вышел__________________________________.

Космонавт вышел в открытый._____________________________.

Мы ездили на экскурсию в Москву, на________________________.

На Красной площади мы посетили___________________________.


76. Составь и напиши из букв слова. Выдели орфограмму,

общую для всех слов.

О О З Р М

Л Д Х О О

К О О Р С

О О О Г Р Д

Р Х Г О О

Г Р А О О Д

Т О О О Л Б

77. Найди слова, в которых есть указанные сочетания букв, и

сделай по образцу:

ОРО и ОЛО

С О Р О Ч К А , П О Р О Ш О К , Ч Е Р Е П А Х А , Г О Л О С ,

Г О Р О Х , В О Р О Б Е Й , Б Е Р Е С Т А , В О Л О С ,

К А Р Т О Ф Е Л Ь , В Т О Р О Й , П О Л О С К А , К О Р О Ч К А ,

М О Р О З , С К О Р О , П Е Р Е Х О Д , К О Л О С ,

Х Л Е Б О Р О Б , П Е Р Е Д А Ч А , Х О Л О Д , Б Е Р Е З А ,

П О Р О Г , С К О Р О , С Т О Р О Ж , П Е Р Е У Л О К , Х О Р О Ш ,

О К О Р О К , Ч Е Р Е З , М О Л О Т О К , В О Д О Р О С Л Ь ,

Б У Г О Р О К , Х О Л О Д И Л Ь Н И К , К О Л О Н Н А


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И  ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

С ПРОБЛЕМАМИ В ОСВОЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА 

Советы для родителей



Феноменология

Возможные причины

Рекомендации, коррекция

1.

Не ориентируется на плоскости, не видит строку, клетку.

1.Дефект зрения.

2.Несформированность зрительно- моторной координации.

3.Нарушение "закона оси".

Не отработана ориентировка вокруг себя и на себе, горизонталь и вертикаль в движении.

4.Слабое развитие мелкой моторики.

     консультация офтальмолога;

     развитие ориентации в пространстве и на плоскости;

     развитие навыка произвольности;

     графические диктанты как тренировочные упражнения;

     развитие мелкой моторики.

2.

Постоянная грязь в тетрадях, обводит буквы, слова.

1.Недостаточный объём внимания.

2.Низкая организованность.

3.Слабое развитие мелкой моторики.

4.Психогенные условия воспитания.

5.Недостаточность произвольности.

     развитие параметров внимания;

     снижение темпов обучения;

     снижение нагрузки(объёма письменных работ);

     развитие мелкой моторики;

     увеличение плотности( различные виды работ с одним материалом). Прием одно предложение и работаем только с ним.

     кинетическая организация движений.

3.

Не дописывает до конца предложения, слова; на письме пропускает, удваивает и вписывает лишние буквы.

1.Недостаточность звуко- буквенного анализа.

2.Низкий уровень фонематического восприятия.

3.Слабая концентрация внимания.

4.Повышенный мышечный тонус.

5.Недостаточность слухоречевой памяти.

6.Несформированность приёмов самоконтроля.

7.Повышенная тревожность.

1.Развитие звуко- слоговой структуры речи;

     определение количества звуков и букв  в слове, их последовательность;

     придумать слово с определённым количеством звуков или букв;

     узнать слово;

     образование новых слов путём наращивания или замены букв, звуков;

     образование слов из данных букв, звуков;

     синхронное  проговаривание записываемого слова;

     подбор картинок на данный звук

     подбор буквы к звуку;

     вставить пропущенную букву.

2.Штриховка рисование геометрических фигур;

     обводка рисунка (буквы, слова)

     рисование деталей предмета;

     работа с разрезными картинками;

     выборочный звуковой диктант;

     релаксационные упражнения.

4.

Замена согласных букв, обозначающих звуки близких по артикуляционным или акустическим признакам; пропуск гласных букв.

1.Нарушение звукопроизношения.

2.Недоразвитие фонематического восприятия.

3.Несформированность звукобуквенного анализа.

     коррекция звукопроизношения;

     учить различать сходные звуки;

     учить различать слова со сходным звучанием, но разные по смыслу (крыса-крыша);

     называть и анализировать слова, включающие оба оппозиционных звука (сушка);

     развивать звуко- слоговой анализ.

5.

"Зеркальное письмо", т. е. Письмо справа - налево букв и слов.

1.Недостатки зрения.

2.Несформированность зрительного анализа и синтеза.

3.Нет чёткого образа буквы.

4.Слабая зрительная память.

5.Недостаточное развитие пространственных представлений.

6.Нарушена однонаправленность считывания.

1.Развитие зрительного анализа:

     дорисовать начатый рисунок;

     точно срисовать начатую картинку;

2.Развитие пространственного восприятия:

     разрезные картинки;

     "письмо" в воздухе;

     уточнение значений предлогов (над, под, сверху, снизу, левее)

3.Развитие зрительного   гнозиса:

     сходство по начертанию буквы;

     реконструирование, (достраивание букв);

     узнавать недописанную букву.

6.

Искажение слоговой структуры слова(пропуск, перестановка, вставка слогов). Трудности при переносе слов.

1.Несформирован слоговой анализ слова.

2.Нет дифференциации  понятий  гласный- согласный, звук- буква, буква- слог, слог- слово.

     определение количества и последовательности слогов;

     показать зависимость смысла слова от его оформления;

     придумать слово с определённым количеством слогов, с заданными слогами с одним заданным слогом;

     учить осуществлять синтез слов;

     зрительные и слуховые диктанты;

     ребусы, кроссворды, слоговые и буквенные анаграммы;

     слоговые упражнения.

7.

Нарушения границ между словами, предложениями.

1.Не развит  анализ речевого  потока (трудности при выделении слова из предложения , делении текста на предложения)

2.Пространственные отношения не абстрагируются от предмета.

3.Нет чёткой дифференциации понятий предлог- приставка.

1.Обогащение словаря, уточнение смысла слов в предложении.

2.Обращать внимание на то, что с изменением одного слова может меняться смысл всего предложения.

3.Учить делить сплошной текст  на предложения, слова.

4.Учить определять количество и последовательность слов в предложении, предложений в тексте.

5.Тренировочные упражнения с целью дифференциации предлогов и слов с приставками.

8

Затруднения в употреблении заглавной буквы. Неумение пользоваться точкой для отделения предложений.

1.Не усвоено правило.

2.Не считает нужным это делать.

3.Не развита способность, вычленять предложения из текста.

4.Недостаточное развитие процессов зрительного анализа.

1.Ликвидировать пробелы в знаниях.

2.Показать наглядно, доказать необходимость этого.

3.Учить выделять слова из потока.

4.Уточнить понятие "предложение", "слово".

5.Учить делить текст на предложения.

10.

Аграматизмы на письме.

1.Невнимательность.

2.Несформированность грамматического строя речи.

1.Развитие внимания.

2.Формирование грамматического строя речи:

     согласование;

     управление;

     примыкание.



2