СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя по подготовке младших школьников к независимой оценке качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя по подготовке младших школьников к независимой оценке качества образования»

21


МБОУ «КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»









Система работы учителя

по подготовке младших школьников

к независимой оценке качества образования

















Выполнила:

Балюбашенко Любовь Александровна

учитель первой категории

МБОУ « Красногвардейская

средняя образовательная школа № 1»






2015-2016 учебный год



Содержание:

Введение

Раздел 1. История и теория возникновения тестов

1.1 Из глубины веков

1.2 Тенденции XX века по применению тестового контроля

Раздел 2. Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.

2.1 Подходы создания тестов

2.2 Функции тестов

2.3 Виды тестов

2.4Требования к составлению тестов

2.5 Правила составления тестовых заданий

Раздел 3. Использование тестов в начальной школе по предметам.

3.1.Эффективность использования тестирования на уроках русского языка

3.2.Тестовый контроль как средство формирования читательских компетенций

3.3.Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира

3.4.Использование тестового контроля на уроках математике

Раздел 4. Технология опыта

Раздел 5 Результативность опыта

Заключение

Библиографический список

Приложения





Введение

Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности». Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в которых указывается на зависимость познавательного развития учащихся от характера организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Умение учиться – особое отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:

  • самостоятельно разбираться в учебной задаче;

  • находить способ её решения;

  • сравнивать свой результат с правильным ответом;

  • адекватно оценивать себя и свои действия;

  • научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации.

В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют задания по русскому языку ,литературному чтению, окружающему миру и математике в тестовой форме по принципу ЕГЭ.

В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей и так далее.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что, обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Актуальность темы моей работы не случайна, так как, во-первых, одной из задач модернизации образования является формирование государственной системы объективного контроля качества образования, во-вторых, на региональном и муниципальном уровнях формируется система оценки качества образования. Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Выявление уровня учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, например, тестированием, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях.

Цель исследования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся качественные знания и навыки работы с тестовыми заданиями.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования; воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности; развивает память, вариативно – логическое мышление, умение делать правильный выбор.

Моя задача - постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на всех предметных уроках. Это будет способствовать расширению кругозора учащихся, формированию у моих учеников познавательных и учебных интересов, пробуждать умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение полученных знаний. Это приведёт к повышению уровня мотивации школьников в процессе их учебной, внеурочной и индивидуальной творческой деятельности

Объект исследования: качество знаний младших школьников

Предмет исследования – тестовая форма контроля





















Раздел 1. История и теория возникновения тестов

 1.1 Из глубины веков

Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то самое болото, из которого и вытекает их подлинная история.

Ещё в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Благодаря обширным по тем временам знаниям, профессиональный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умение разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знание всех четырёх арифметических действий, и естественно, умение писать.

В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определённых испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения – трудиться, слушать, молчать. Проводили испытания огнём, водой и угрозой смерти. Тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования, предлагалось подумать – с какой стороны окончательно закрыть за собой дверь в храм – с внутренней или внешней? Сообщается (там же), что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел в молодые годы Пифагор. Вернувшись после учёбы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал только после серии различных испытаний, похожих на те, которые выдержал он сам. Пифагор подчёркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что « не из каждого дерева можно выточить Меркурия». И потому придавал значение диагностике, в первую очередь, именно этих способностей, что делалось с помощью трудных математических задач.

Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных званий и степеней. Имеются сведения, что уже с I тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности.

1.2 Тенденции XX века по применению тестового контроля

К концу 19 века сложились две основные традиции контроля знаний:

  1. Немецкая. В ней основной упор делался на устной форме экзамена в присутствии комиссии, состоявшей из двух человек. Испытуемому давались один, два сравнительно объёмных вопроса, ответы на которые должны были свидетельствовать о его уровне знания всего курса.

  2. Английская. Это письменная форма контроля, когда испытуемому предлагалось десять-двенадцать коротких заданий на разные темы.

Существующие сегодня формы итоговой аттестации в виде устного письменного экзаменов заимствованы из немецкого и английского вариантов.

Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже и в СССР.

Примерно с этого времени их стали в США называть педагогическими. Именно эти тесты вызывали настороженное к себе отношение у сторонников традиционной, «чистой», без тестов, педагогической науки и практики.В СССР практика тестирования характеризовалась серьёзными противоречиями: по мере роста числа тестов и тестовых исследований имели место попытки торможения и даже запретов.

Хотя в тридцатых годах практическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительных возможностей этого метода в нашей стране полностью не прекращалось. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний; и наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Официально запрет на применение тестов так и не был отменён. Его отменила сама жизнь.

В США против использования тестов выступали представители основных групп населения – взрослые и дети, белые и негры, рабочие и управленческий персонал, а также представители национальных меньшинств.

В результате было принято решение, осуждающее неэтичное использование тестов. В августе 1966 года в сенате США обсуждалось предложение о полном запрещении тестов, но это предложение не было поддержано большинством.

Застой в разработке тестов и их применении продолжался около сорока лет – с середины 30–х до конца 70–х годов, после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме, направленные как в пользу тестов, так и против них. Типичные аргументы оппонентов тестового метода сводились, в обобщённом виде, к следующим утверждениям:

- тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации:

- применение тестов унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего уровня;

- никакие методы измерения не могут заменить преподавателя и личный опыт;

В этих утверждениях много спорного, и даже ошибочного. Что касается применения тестов для целей расовой и классовой дифференциации, то вряд ли здесь надо винить тесты. Как всякое средство, они могут быть использованы в пользу или во вред, в зависимости от идеологии, политики, компетенции, целевых установок и т.п. О возможном унижении достоинства личности, наклеивания ярлыков и т.п. можно сказать, что для предотвращения неприятных последствий такого рода, если это вообще возможно при культурной работе, разработаны специальные правила обращения с тестами и испытуемыми. В этих правилах все возникающие вопросы этического характера предусмотрено решать в пользу личности. Соблюдение этических норм является непременной частью профессиональной подготовки тех, кто работает с тестами.

Тестовые методы не призваны заменять учителя и его личный опыт, а наоборот. Во-первых, призваны помогать ему, освободив его от рутиной работы и дать, тем самым, ему возможность сосредоточиться на повышении качества преподавания. Во – вторых, хотя точность

педагогических измерений и не может сравниться с точностью физических измерений, преимущество первых, тем не менее, достаточно очевидны.



































Раздел 2. Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.

2.1 Подходы создания тестов

В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный.

В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путём сопоставления результатов каждого учащегося с результатами его сверстников, выполнявших тот же самый тест.

При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объёмом знаний, умений или навыков. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других. Процент правильного выполнения заданий рассматривают как уровень подготовки или как степень овладения общим объёмом содержания курса.

Критериально - ориентированные тесты помогают:

  • собрать полную и объективную информацию об учебных достижениях и каждого учащегося в отдельности, и группы учеников;

  • сравнивать знания, умения и навыки ученика с требованиями, заложенными в государственных образовательных стандартах;

  • оценить эффективность профессиональной деятельности учителя;

Тестирование помогает каждому учащемуся выявить возможные затруднения, а также своевременно исправить ошибки в усвоении содержания учебного материала.

2.2 Функции тестов

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения младших школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Выделяются среди них основные функции тестов:

  • социальная, которая выражается в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего школьного возраста. В ходе оценки знаний с помощью тестов определяется соответствие умений и навыков, достигнутых учащимися установленным государственным стандартам.

  • образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок).

  • учетно-контрольная (информационная), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;

  • контрольно-корректирующая (диагностическая), которая обеспечивает связь «учитель - ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;

  • развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

  • обучающая, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;

  • воспитательная (мотивационная), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;

  • аттестационная, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения;

  • функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты помогают учителю оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.

2.3 Виды тестов

На уроках в начальной школе используются следующие виды тестов: по форме, по способу предъявления, по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения.

Виды тестов по форме:

  • тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых вариантов);

  • тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).

  • тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа)

Виды тестов по способу предъявления:

  • с предъявлением готового ответа;

  • с предъявлением ответа в краткой форме;

  • с предъявление развернутого ответа.

Виды тестов по цели назначения:

  • первичное закрепление;

  • контроль ;

  • разминка в начале урока;

  • тренажер.

Различные виды тестовой деятельности:

  • самостоятельная работа;

  • контрольная работа;

  • фронтальный устный опрос;

  • тренировочная работа;

  • зачетная работа

  • индивидуальный опрос по карточкам;

  • заполнение пропусков;

  • сопоставление явления (события) и его характеристики;

  • составление последовательности.

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.


Виды тестов по объему содержания и времени проведения:

  • стартовый контроль;

  • тематические тесты;

  • итоговый контроль;

  • промежуточная аттестация;

  • итоговая аттестация


Тесты предполагают владение учащимися определённым объёмом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Выбирая индивидуальный подход, я провожу тестирование с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тесты для конкретного учащегося. Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет мне контролировать состояние каждого испытуемого (тревожность, утомляемость и др.) и оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестами во время группового тестирования.


2.4 Требования к составлению тестов

Учитель должен помнить, что существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут.

  • Надежность контрольного задания.

  • Определенность (после прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать).

  • Простота (формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими, показателем простоты является скорость выполнения задания).

  • Однозначность (задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон).

  • Равнотрудность (при составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания).

  • язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);

  • формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности);

  • процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов);

  • тестовые задания должны легко читаться;

  • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;

  • тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;

  • тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.

Составление с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.

2.5 Правила составления тестовых заданий

При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера,. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки, поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. Определим ряд правил к составлению тестовых заданий.

1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

5. Вопрос должен быть чётко сформулирован. Избегайте слов: большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

6. Не используйте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

8. Не задавайте вопросы с подвохом.

9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.

10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.

14. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

15. Избегайте повторения.

16. Используйте ограничения в самом вопросе.

17. Не упрощайте вопросы.

18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.

19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.

В начале работы по ознакомлению с тестами я не заготавливаю тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. а уже в дальнейшем . каждый ученик получает своё задание. Чтобы процесс освоения алгоритма работы с тестовым заданием шел эффективнее, я практикую безотметочную проверку заданий. Моя задача как учителя, научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становиться инструментом анализа ошибки, ее причины, возникших затруднений.

Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики, рассуждений и т. д.



































Раздел 3. Использование тестов в начальной школе по предметам

3.1 Эффективность использования тестирования на уроках русского языка.

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам подготовки учащихся к выпускным экзаменационным испытаниям в форме ЕГЭ.

Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Этот вопрос я задала себе. Для этого сначала нужно разобраться, что представляет собой ЕГЭ. Экзамен состоит из трёх частей.

Часть первая ЕГЭ представляет собой перечень заданий по основным разделам предмета. Все задания – это тесты с выбором одного правильного ответа из 4. Возможность познакомиться с новым видом заданий учащиеся имеют уже в начальной школе.

Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной.

Поэтому для изучения я выбрала данную тему и хочу рассказать о своем опыте работы в этом направлении.

В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает мне возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.

Процесс формирования грамматических понятий в начальной школе является одним из важнейших, поскольку обеспечивает систематические знания по русскому языку, способствует формированию практических лингвистических умений и одновременно является процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация. Определить уровень сформированности грамматических понятий у учащихся можно с помощью тестов. При изучении же орфографии тестирование лишь дает возможность диагностировать орфографические ошибки, но не обеспечивает результативности орфографической подготовки. Обучение орфографии связано с такими психологическими процессами, как внимание, память, и другими. В тесте пропущенная буква “дает сигнал” учащимся, что необходимо быть внимательным, надо подумать, то есть снимает проблему обнаружения. В диктанте учащиеся сами должны видеть орфограммы. При выполнении теста ученики запоминают часть слова, в которую необходимо вставить пропущенную букву. Но на уроках они пишут слова, предложения, тексты, то есть поле запоминания шире и учащиеся допускают больше ошибок.

Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.

Тесты обеспечивают мне возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне. Кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. И кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, то есть владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой. На своих уроках я использую следующие виды тестов ( Приложение №1)

В своей работе я использую тесты трех видов.

  Входной тест  я даю в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет мне не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Например, перед изучением темы “Имя существительное”, я должна быть уверена, что мои ученики владеют следующими базовыми знаниями:

  • определение понятия;

  • род имени существительного;

  • число имени существительного;

  • правописание ь на конце имен существительных женского рода после шипящих;

  • падежи имен существительных.

Анализ результатов теста позволяет мне определить, где могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. После диагностирующего тестирования я сообщаю учащимся правильные ответы на каждое задание, а после анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Промежуточный тест я провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся.

Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включаются вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.

3.2 Тестовый контроль как средство формирования читательских компетенций

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью.

Моя задача — найти привлекательный момент в них, приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Чтобы разнообразить и сделать более эффективными уроки чтения, я применяю на уроках работу с тестами.

  Тесты по чтению - это система специальных заданий, которые я организую так, чтобы проверить, что именно и насколько прочно усвоил ребёнок из программы. Эти тесты помогают мне быстро и объективно определить уровень знаний и умений младших школьников по чтению.

Тестовые задания я составляю таким образом, чтобы одновременно с проверкой знаний учащихся выяснялась и сформированность их общеучебных умений – умение воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой нестандартной ситуации. Тесты для каждого года обучения можно разделить на две группы:

1группа - для проверки всех сторон навыка чтения (осознанности, правильности, беглости, выразительности);

2группа - для определения уровня обученности в вопросах работы с художественными, познавательными произведениями и детскими книгами.

Работая с тестами на уроках чтения, можно выделить следующие виды заданий:

  • задания, направленные на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию;

  • задания, направленные на проверку умения извлечь из текста информацию, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы;

  • задания, направленные на проверку понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности, на проверку осознания последовательности смысловых частей – умение составлять план текста, на проверку понимания жанровых особенностей текста;

  • задания (высокий уровень сложности) направленные на проверку умения понять общий смысл текста, определять авторский замысел, определять основные черты характера главного героя и привести примеры поступков, подтверждающих характеристику героя, выбрать из ряда предложений такое, которое передаёт основную мысль текста, определить основную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.

В проверочной работе по чтению я использую в основном задания таких типов как: задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных; задания с кратким ответом (дописать часть предложения, выписать предложение в соответствии с заданным условием); задания с применением свободного развёрнутого ответа (составить небольшой собственный текст). При проверке работ, выполненных учащимися, я подсчитывается число баллов, набранных конкретным учеником. Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимся – низкий, средний, высокий:

- 85% и выше – это соответствует высокому уровню сформированности читательских умений;

- 60%-85% – средний уровень;

- 45%-60% – низкий уровень;

- ниже 45% – у ребёнка не сформированы базовые читательские умения, требуется коррекционная работа.

3.3 Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира

Введение стандарта начального образования предъявляет определенные требования к про­верке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприя­тию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Специфика предмета «Окружающий мир», который характеризуется высо­ким уровнем интеграции материала в содержа­нии и недостаточностью времени для его изучения (2 раза в неделю), требует ускорения про­цесса проверки знаний учащихся. Это возможно за счет использования тестированияполучив­шего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.  В структуре проверки знаний на уроках по окружающему миру, тесты могут быть предвари­тельными, текущими, тематическими, пов­торными, периодическими, итоговыми.

Тестовые задания представляют собой ис­ходную единицу теста, содержащую какой-то один элемент знания. Их объединяют так, что­бы охватить все важнейшие элементы знаний, существенные признаки предметов, явлений природы и окружающего мира, связи между ними. Таким образом, обеспечивается соответ­ствие вопросов цели, ради которой проводится тестирование. Объем теста, как правило, рас­считывается на 10-12 минут работы ученика.

В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех-четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариан­тов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны быть очевидно неправильными. Обычно они состав­ляются с учетом типичных ошибок учащихся. (Приложение2)

Систематическое применение тестов раз­ных видов позволяет быстро проанализировать успешность обучения по предмету «Окружающий мир». Результаты вы­полнения тестов я обязательно анализирую, чтобы дети поняли причины возникновения ошибки.

Мой опыт работы по изучению эффективности использования тестов на уроках по окружающему миру показывает, что обучение работе с тестом лучше начинать с заданий закрытого типа на выбор одного правильного ответа, которые оказываются наиболее простыми для понима­ния. Я предлагаю учащимся прочитать задание, найти в нем главную часть, подумать над ответом, затем сопоставить его с каждым из предложенных вариантов, выбрать правильный и обозначить его в соответствии с требования­ми инструкции (+, V, подчеркнуть, обвести в кружок букву или сделать соответствующую пометку в отдельном листе ответа

Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией. Я чаще всего использую тестовые задания для текущей проверки и включаю в них небольшое количество вопросов (5-7). Выполнение таких заданий занимает не более 10 минут. В 1-2 классах вопросы я читаю сама, что тоже приводит к уменьшению потраченного на эту работу времени. А также помогает всем детям, независимо от скорости чтения и темперамента, закончить работу в одно время. Овладение этой технологией позволяет мне и в дальнейшем применять тесты для проверки знаний. Учащиеся осваивают специ­фику работы с тестовыми заданиями, что дает возможность быстро адаптироваться к подоб­ным видам деятельности в средней школе.

Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов большое значение имеет развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому я использую эту форму работы вместе с беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.



3.4 Использование тестового контроля на уроках математики

Эффективность применения стандартов второго покаления возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Различают два метода контроля – субъективный и объективный. Субъективный метод контроля пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов. Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест.

Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников начальной школы я используются дидактические материалы – специально подобранные и систематизированные упражнения. Планируемые результаты обучения математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Тест отличается от привычного контроля знаний тем, что к нему (заданию) необходимо заранее приготовить эталон, с которым сравнивают ответ учащихся. Эталон необходим для точного определения степени усвоения учащимся содержания обучения. В своей практике я использую следующие виды тестов по математике.( Приложение 3)

Каждому заданию теста присваивается балл, по результатам которого я выставляются оценки: 5 – при 100% выполнении теста, 4 – в случае, когда процент правильного выполнения задания не ниже 80%, 3 – в случае правильного выполнения не менее 58% предложенных в тесте заданий. Учитывая уровень подготовки детей, на уроках я применяю и тестовые задания более высокого уровня сложности, несмотря на то, что результат их выполнения не влияет на оценку, полученную учеником по базовому уровню.

Применение данных видов тестов на уроках, позволяет мне не только по-разному проверить один и тот же учебный материал, но и проводить активное закрепление изученного, применять знания в изменённых условиях.


Раздел 4. Технология опыта


Я изучила и проанализировала многие документы и публикации по данной теме:

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч./Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. М, 2011г;

  • Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная Школа – 1993, № 1.

  • Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. // Арман-ПВ, 2004.

Воскерчьян С.Н. Об использовании метода тестов при учёте успеваемости школьников // Советская педагогика. - 1973, № 10.

  • Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.

  • Создание новой системы оценивания образовательных достижений обучающихся методические рекомендации/ Под ред.Т.С.Горбуновой. Омск, 2009г;

  • Горбунова Т.С. Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся: учебное пособие. Омск, 2008г;

  • Критериальное оценивание в начальной школе/ Под ред Матвеева Е.И, Панкова О.Б., Патрикеева И.Е.. Пособие для учителя. М.,2011г;

  • Моисеев И.А.Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы.М., 2010;

  • Письмо Министерства образования России «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998№1561/14-15


А так же материалы сайтов:

  • www.ass21vek.ru;

  • www.1september.ru;

  • http://www.proshkolu.ru/;

  • http://standart.edu.ru/

  • http://www.openclass.ru/

Изучение, анализ перечисленного опыта и исходя из собственного опыта и опыта работы коллег, помогли мне сделать вывод, что необходимо использовать комплексный тестовый подход к оценочной деятельности учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО я разработала свою систему оценки результатов, которая ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.

Здесь ведущую роль играет задача учителя в мониторинге образовательных достижений обучающихся:

- адекватная оценка в течение учебного периода результатов обучения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- не «натаскивание» школьников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения;

- составление плана собственной работы по подготовке обучающихся к итоговой оценки результатов обучения

- проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;

- проведение консультаций, групповых занятий с учащимися, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок;

- анализ результатов собственных, муниципального, пробного и итогового регионального тестирования.

Итоговая оценка результатов обучения играет важную роль как для педагога, так и для учащихся. Она позволяет оценить качество совместной деятельности. Успех итоговой проверки знаний младших школьников в значительной степени определяется всем предыдущим периодом обучения.

Поэтому подготовку к итоговому контролю я начинаю вести уже со 2 класса. В сентябре провожу диагностические тесты по изученному материалу, которые позволяют выявить проблемы изученного материала по русскому языку, математике, окружающему миру. Эта работа помогает мне выявить учащихся с высоким, средним и низким уровнем знаний для того, чтобы выстроить эффективную работу в дальнейшем. При этом я использую разные виды и формы тестовой технологии.

В 4 классе я составляю план по подготовке к комплексной оценке знаний учащихся . (Приложение 1)

Проведя стартовую диагностическую работу, и определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам этой работы я объединяю учащихся в группы.

Первая группа – высокомотивированные учащиеся, проявляющие особый интерес к предмету. Работа в этой группе строится на основе групповых занятий и самостоятельной работы .

вторая - мотивированные на высокий результат, у них сформированы основные предметные умения, к ним предъявляются повышенные требования. Работа строится на основе групповых занятий и самостоятельной работы ученика под руководством учителя.

третья – учащиеся группы «пограничники», это учащиеся со средними способностями, у них как правило сформированы знания на 50-70 %. В работе с данной группой я использую как индивидуальные, так и групповые, практические занятия.

четвертая группа– группа «РИСК», это дети, у которых не сформирована большая часть умений по основным предметам. С такими детьми я провожу индивидуальные консультации, практическую работу индивидуально и в группах.

На каждую группу я составляю план по устранению недостатков. (Приложение№2)

Такие планы у меня под рукой вплоть до следующей работы. На них я опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную работу, готовлю карточки и т.д. Благодаря такому планированию я вижу, на какую тему нужно сделать упор при индивидуальной работе с учащимися.

Особенное внимание при подготовке к итоговой комплексной проверке знаний я уделяю учащимся, которые испытывают трудности в обучении. В соответствии с планом, работа строится следующим образом:

1.Индивидуальные домашние задания на повторение пройденного и отработку заданий базового уровня (каждый урок)

2. Проверка выполнения индивидуальных домашних заданий (каждый урок)

3. Индивидуальная работа по карточкам.

4. Проверка выполнения индивидуальных заданий.

5. Групповые занятия (раз в неделю)

6. Тестовые задания (с целью контроля над пробелами)



Но диагностика - это разовое исследование образовательного результата. Для меня важно не только сделать единичный срез, но и проследить динамику формирования качества усвоения учебного материала, увидеть проблемы, принять правильное и своевременное решение.

Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами.

Задачи мониторинга - выявить:

  • эффективность организации учебного процесса;

  • соответствие знаний планируемым результатам;

  • выявить уровень сформированности УУД;

  • выявить проблемы в знаниях детей;

  • оценить динамику развития школьника

Хороший показатель отслеживания результатов обучения дают диагностические карты.( Приложение №3) Диагностические карты я веду в программе ХL, составляюя их как по результатам комплексных работ, так и контрольных, проверочных работ в тестовой форме, что позволяет мне видеть динамику формирования учебных достижений каждого ученика.

Итоги работ я регулярно довожу до сведения учащихся и их родителей, кроме этого в план по подготовке учащихся к итоговой проверке результатов обучения включаю работу с родителями, провожу консультации по предметам, тематические собрания, индивидуальные беседы.

Обязательным условием ФГОС является дифференциация требований к усвоению учебных программ. В связи с этим, еще одна особенность моей системы - уровневый подход в обучении и оценки достижений учащихся. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траекто­рии движения с учетом зоны ближайшего развития.(Прилоение№4)

Любой класс не является однородным по составу. В нем собраны учащиеся с разным уровнем обучения и разными природными возможностями. Поэтому для достижения планируемых результатов я использую разные методические приемы, а с целью контроля разнообразные тестовые задания. Мои ученики уже твёрдо уяснили, какие задания надо сделать чтобы получить оценку «3», «4», «5», поэтому после объявления оценок вопросов не возникает.

Для детей с высоким уровнем развития я даю более сложные задания и на уроке, и в качестве домашнего задания. Таким ребятам я предлагаю решать задания повышенного уровня, задания олимпиадного характера. Этот материал у меня собран и систематизирован в отдельную папку.

Для достижения планируемых качественных результатов я использую различные учебные пособия:

  1. Типовые тестовые задания по русскому языку авт И.В. Щеглова

  2. Типовые тестовые задания по литературному чтению авт Т.А.Круглова

  3. Контрольно-измерительные материалы по математике авт Т.Н. Ситникова

  4. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку авт В.В. Никифорова

  5. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников Л.Ю. Комиссарова

  6. Тематический контроль знаний учащихся авт В.Т. Голубь и др


Кроме этого я использую разноуровневые тесты в учебных пособиях авт Н.Б. Истоминой и Соловейчик, которыми обеспечены все мои учащиеся. Тесты подобраны таким образом, что дети сами могут выбрать задание по уровню сложности и получить соответствующую оценку.

Большую помощь в работе оказывают и Интернет ресурсы. В моём кабинете имеется выход в Интернет, учащиеся работают на уроках и с ноутбуками.

Благодаря такой работе мои ученики регулярно становятся призёрами олимпиад, различных конкурсов

Известно, что проверка и оценка достижений школьников является одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя.

Педагогический мониторинг провожу по тем ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижение в практике его применения. Для этого я планирую по всем предметам текущий, тематический, итоговый контроль.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся сами включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки и взаимооценки.

Мониторинг достижения предметных результатов провожу с помощью диагностических работ, направленных на определение уровня освоения темы, в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

  1. Текущий контроль.

На этапе вводного контроля проводится проверка исходного уровня качества чтения, стартовая работа по математике, русскому языку, окружающему миру. Его цель – проверить уровень знаний на начало учебного года.

Текущий контроль включает организацию тестово – диагностических работ, самостоятельных, практических, проверочных работ по изученной теме, разделу.

а) Тестовая диагностическая работа (ТДР) проводится в ходе решения учебной задачи. Данный вид проводится дважды: на «входе» и на «выходе», по окончанию изучения темы.

б) Самостоятельная работа имеет целью формирование действий взаимоконтроля и самоконтроля, взаимооценки и самооценки учащихся.

Целесообразно использовать разноуровневые самостоятельные работы, в процессе выполнения которых ученик имеет возможность выбора заданий, адекватных уровню знаний школьника.

в) Проверочные работы предназначены для тематического контроля, их количество определяется количеством крупных тем в курсе каждого класса.(приложение)

г) устный и письменный опрос,

д) проверки домашнего задания.

Цель проверочной работы – определить уровень усвоения изученного материала в рамках рассматриваемой темы

2) Промежуточный контроль.

Контрольная работа проводится в конце учебной четверти, полугодия, учебного года.

Цель контрольной работы – проверить степень освоения учащимися программного материала;

В учебном процессе, для определения уровня освоения предметных результатов и выявления причин затруднений проводятся диагностические работы. Контрольные и проверочные работы размещены в специальных тетрадях на печатной основе, которые мы систематически используем. Данные работы позволяют контролировать развитие умений учащихся.

3) Итоговый контроль.


Основным инструментом итоговой оценки являются конечно же итоговые комплексные контрольные работы на межпредметной основе.

5. Результативность опыта


Анализируя свой опыт использования данной системы оценки и контроля образовательных результатов, можно с уверенностью сказать, что её использование позволяет мне:

  • обеспечить положительную динамику обучения;

  • рационально организовать учебный процесс;

  • повысить эффективность работы над пробелами и своевременно оказать помощь;

  • усовершенствовать контроль образовательных результатов;

  • повысить качество проводимых исследований;

Анализируя работу с использованием тестовой технологии, я пришла к выводу о том, что дети показывают более высокий уровень качества знаний по предметам. Это можно увидеть из сравнительной таблицы, которую я составляю каждую четверть.



Успеваемость и качество






Результаты Муниципальных и Всероссийских конкурсов






Заключение.

В настоящее время школы нуждаются в такой организации системы мониторинга оценки и контроля образовательных результатов младших школьников, которая обеспечила бы реализацию задач стандартов второго поколения и качественное управление образовательным процессом в классе. Представленный опыт дает возможность учителям помочь на практике реализовать поставленные задачи.

Данный опыт адресован учителям начальных классов образовательных учреждений. Он активно используется учителями нашей школы (Негматуллиной Г.Р., Мамбетовой Л.М, Нейфельд Н.В, Гинатулиной Г.А. и др). Опыт размещен в сети Интернет и востребован учителями начальных классов других образовательных учреждений







.







Библиографический список:



1. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004г..

2. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо. – М.; 1998.

3. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика . Тесты 1-4 классы //Методическое пособие для учителя. – М.; 2004г

4. Давыдова В. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников. 2001. №9.

5. С.С.Кольцов. Экспресс-контроль по русскому языку 1-4 класс. «Русское слово». – М. 2008г.

6. О.В.Кубасова. Литературное чтение 1-4 класс. Методические рекомендации к тестовым заданиям. «Ассоциация ХХ1 век». 2009г

7. А.А.Плешаков. Проверим себя. 1-4 класс. – М. 2005г.




















БАЛЮБАШЕНКО ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»