Система работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по иностранному языку.
Этот вопрос актуален так, как уже в 2022 году ЕГЭ по английскому языку станет обязательным для всех выпускников, а в «Рыльской СОШ №4» обучающиеся 11-х классов будут сдавать его в 2020 году.
Я полагаю, что очень важную роль в процессе подготовки к экзамену играет учитель, от которого зависит эффективность подготовки. Традиционно примерно 20% из всех обучающихся 11-х классов, где я работала, сдавали ЕГЭ по английскому языку и результаты были довольно высокие - 65-83%.
К сожалению, часто подготовка к ЕГЭ для некоторых учеников сводится к решению вариантов КИМов. Но все же основой подготовки к экзамену по иностранному языку остается изучение языка. Ежегодно выпускники допускают типичные ошибки. Самым легким разделом, судя по количеству набранных баллов, является «Аудирование». Типичные ошибки здесь: обучающиеся «выхватывают» из текста отдельные слова и не понимают общий смысл, поэтому выбирают неверный вариант ответа.
В разделе «Грамматика и лексика» традиционно трудности вызывает употребление пассивного залога и форм неправильных глаголов. Поэтому я часто использую для проверки усвоения этого материала такие формы контроля как устный зачет и диктант.
Особую трудность для учеников представляют задания на лексическую сочетаемость. Чтобы это исправить я постоянно использую в работе аутентичные тексты и мы разбираем в них языковые особенности, вызывающие затруднения.
Вполне объясним тот факт, что больше всего трудностей обучающиеся испытывают при выполнении заданий в разделе «Письмо» и при сдаче устной части экзамена, так как данные задания являются продуктивными. Поэтому важно дать обучающимся возможность на уроке практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке, соблюдать баланс своей речи и речи обучающихся, баланс репродукции и продукции, спонтанной и подготовленной речи.
Помимо обучения языку и развития умений и навыков в 4-х видах речевой деятельности, система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ должна включать в себя аспекты информационного характера, отображающие специфику учебного предмета и включать в себя знакомство с (Слайд 2):
особенностями процедуры ЕГЭ по иностранному языку;
форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом (задания части С);
критериями оценивания заданий части С;
вариантами подготовки к ЕГЭ по иностранному языку.
В свою очередь учитель, готовящий учащихся к сдаче экзамена должен:
провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ, к которым относятся спецификация экзаменационной работы, кодификаторы элементов содержания, демонстрационные варианты КИМ по иностранному языку;
следить за изменениями в структуре и содержании КИМов;
анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ;
использовать в своей работе УМК и пособия рекомендованные Министерством образования и науки РФ и ФИПИ;
построить образовательный процесс так, чтобы на уроке сохранить баланс развития всех компонентов коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.
Что касается моих уроков, то я стараюсь систематически включать в них задания на разные виды аудирования в формате ЕГЭ, провожу уроки по обучению написания разных видов эссе, часто использую ИКТ для повышения качества обучения. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что больше внимания нужно уделять использованию проблемных коммуникативных заданий, применять различные стратегии аудированияи чтения, в зависимости от коммуникативной задачи, знакомить учащихся с текстами различных жанров и типов, развивать умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения, а так же, учить обучающихся заполнять бланки.
Хотелось отметить, что в образовательных учреждениях, реализующих программы базового уровня обучения иностранному языку, подготовка к ЕГЭ предполагает выполнение на экзамене заданий базового уровня. А подготовка к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности возможна только в рамках внеурочной деятельности (Факультативов, элективных курсов и пр.)
Само собой разумеется, что для успешной подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо регулярно проводить диагностику подготовленности обучающихся. А именно:
анализировать качество выполнения работ по различным видам речевой деятельности;
выявлять проблемные зоны;
находить пути преодоления трудностей и предотвращения ошибок;
обязательно проводить пробный экзамен и даже не один раз;
и как бы это ни банально звучало, работать над ошибками, ликвидировать «пробелы».
Для того, чтобы помочь обучающимся подготовиться к экзамену,
мы готовим папки-файлы с разного рода таблицами: это видовременные формы глагола (действительный и страдательный залог);
выписываем словообразовательные суффиксы и префиксы;
если встречаем новое слово, то я стараюсь познакомить детей с его однокоренными словами;
составляем списки фразовых глаголов с переводом и иллюстрируем их примерами.
Для подготовки к выполнению заданий в разделе «Письмо» и сдачи устной части экзамена я составила и раздала ученикам списки средств логической связи, слова и фразы начала/ поддержания/ окончания разговора или письменного высказывания.
Кроме того, я использую для работы на уроке демоверсии с сайта ФИПИ и Открытый банк заданий. Представленные там тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам. Эти задания, возможно, не встретятся на экзамене, но будут задания аналогичные демонстрационным. Однако выполнение тренировочных заданий в формате ЕГЭ без последующего анализа считаю практически бесполезным. Лучше, если ученик сам сможет объяснить, почему он выбрал ту или иную грамматическую форму лили лексическую единицу, сможет доказать фактами из текста свой выбор ответа на вопрос по прочитанному.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система в работе по подготовке обучающихся к экзамену по иностранному языку абсолютно необходима. Хороший результат дает повторительно-обобщающий этап подготовки с подборкой в виде лексико-грамматических таблиц, образцов письменных работ, создание тематических мини-кейсов.
Необходима также объемная практика с использованием демоверсий ЕГЭ (в печатном виде), а также практика устной речи. Хорошим дополнением подготовки обучающихся выпускных классов к экзамену по иностранному языку является проведение специального элективного курса.