Система работы учителя по подготовке учащихся 7-9 классов
к муниципальному этапу ВсОШ.
Основными задачами олимпиадного движения являются:
- воспитание и подготовка сознательных и высокообразованных людей, способных к активной деятельности;
- повышение интереса обучающихся и углубление их знаний в изучении предмета;
- воспитание умения применять знания на практике;
- развитие логического мышления школьников, пробуждение интереса к решению нестандартных задач;
- ознакомление с современными научными открытиями;
- всестороннее развитие интересов, способностей, оказание помощи в осознанном выборе профессии.
Основным ориентиром подготовки для школьников должна стать сформированность умения решать предметные задачи и успешно выступать на олимпиадах разного уровня (включая всероссийскую олимпиаду школьников).
В процессе подготовки к олимпиаде развивается активный интерес к предмету.
Кто?
математически одаренных школьников характеризует:
способность к логическому мышлению. Способность мыслить математическими символами;
способность к быстрому обобщению математических объектов, отношений и действий;
гибкость мыслительных процессов;
стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений;
способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход;
математическая память (обобщенная память на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).
Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, математический склад ума.
Диагностики
1. Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А. Крутецкого.
Цель: психологический тест предназначен для определения коэффициента математического интеллекта у детей подросткового, юношеского возраста и взрослых (от 14 до 50 лет).
В.А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:
иметь склонность к занятиям математикой, активно и положительно относиться к ней до страстной увлеченности;
иметь такие характерологические черты, как трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и устойчивые интеллектуальные чувства;
иметь во время деятельности благоприятные для ее выполнения психические состояния;
иметь определенный запас знаний, умений и навыков в данной области;
иметь определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.
Первые четыре пункта можно рассматривать как общие свойства, необходимые для любой деятельности, а вот пятый пункт является специфическим, проявляющим успешность конкретно в математической деятельности. Общие способности позволяют обеспечить сравнительную легкость и продуктивность при получении знаний в различных видах деятельности, их можно обозначить как одаренность. А вот специфические различия в одаренности проявляются в направлении интересов учащихся: почему одних интересует математика, других музыка, третьих литература и т.д.
2. Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения математики
3. Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч, применяется для выявления области одаренности ребенка.
5. Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач
6. Тест «Аналитические математические способности»
Цель: данный психологический тест предназначен для диагностики аналитических математических способностей (индивидуальная и групповая диагностика). Методику можно применять и в школьной психологии при анализе математических способностей обучающихся, и в процессе отбора на профессии, требующие хорошо развитых математических и аналитических способностей: разного рода аналитики, экономисты и др.
Что?
После диагностики составляем индивидуальный образовательный маршрут с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Источники:
Все об олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях для школьников. Олимпиада.ру
Всероссийская олимпиада школьников https://vserosolimp.edsoo.ru/
Задачи с решениями по алгебре, арифметике, логике, геометрии, математическому анализу и др. problems.ru
Интернет-проект «Задачи» реализуется на базе МЦНМО и предназначен в первую очередь для учителей и преподавателей, как помощь при подготовке уроков, кружков и факультативных занятий в школе. Также она будет полезна школьнику, заинтересовавшемуся какой-то задачей. Он может найти и её, и множество похожих примеров; поможет глубже понять данную тему и расширить свой кругозор.
Diofant.ru
В отличие от problems.ru задач в системе не так много — всего около 2000 задач. Но уникальность в том, что на сайте есть рейтинговая система участников и элемент соревновательности. Слоган проекта: “Человек живет, пока думает. Решайте задачи и живите долго!”
Mathus.ru Сайт репетитора Игоря Яковлева
Задачник Кванта
«Математические этюды» — научно-популярный математический сайт. Основное его содержание составляют короткие фильмы, выполненные с использованием трёхмерной компьютерной графики и рассказывающие о математике
«Олимпиадная математика. Логические задачи с решениями и указаниями. 5-7 классы» Арифметические задачи с решениями и указаниями. 5-7 классы.
Задачи на целые числа с решениями и указаниями. 5-7 классы
Элементы алгебры, комбинаторики и теории вероятностей
Задачи по теории графов. Семендяева Н.Л., Федотов М.В., Лаборатория знаний, Москва
Геометрические задачи
Задачи на игры и инварианты
Большой сборник задач. Золотарева Н.Д.., Семендяева Н.Л. Федотов М.В., Лаборатория знаний, Москва
Задачи предыдущих олимпиад.
Задачи полезные для развития способностей учащихся
I. Задачи с не сформулированным вопросом.
Задача. До конца суток осталось 4/5 того, что уже протекло от начала суток. (Который сейчас час?)
II. Задачи с недостающими данными.
Задача. Даны две окружности, радиус одной из них - 3 см, расстояние между их центрами - 10 см. Пересекаются ли эти окружности? (Требуется знать радиус другой окружности.)
III. Задачи с излишними данными.
Задача. Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая из них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних.
IV. Задачи на доказательство.
VI. Задачи с несколькими решениями.
VII. Задачи на сообразительность, изобретательность.
Задача. Все целые числа, начиная с единицы, выписаны подряд. Какая цифра стоит на 1955 месте?
VIII. Задачи на логическое рассуждение.
Задача. Из 9 совершенно одинаковых по внешнему виду подшипников один бракованный - он несколько легче остальных. Как найти его не более чем двумя взвешиваниями на обычных весах без гирь?
IX. Задачи с наглядным решением.
Задача. Сколько весит кирпич, если он весит килограмм плюс полкирпича?
X. Задачи, требующие наглядных представлений.
Задачи этого типа учащиеся должны решать в уме, без помощи карандаша и бумаги, без опоры на соответствующие фигуры или тела. Решение подобных задач тренирует пространственные представления, способность мысленно «видеть» соответствующие фигуры, тела, пространственные соотношения.
Задача. Какой угол опишет часовая стрелка за 2 часа? за 20 мин? а минутная стрелка - за 10 мин? за 25 мин?
Где?
В интернете. На сайтах подготовки к олимпиадам.
Дома. Самостоятельное решение задач.
В школе. На уроке. Развивающие упражнения, связанные с темой урока. Индивидуальные карточки с заданиями для высокомотивированных учеников.
Участие в конкурсах, конференциях и других мероприятиях, в т.ч. от ВГАПО : Пифагорик, Метапредмет, Курносый куб и др.
Наука - это ты! Всероссийский конкурс для юных ученых
Во время внеурочной деятельности. Кружки и факультативы.
Когда?
Как найти время для работы с одаренными детьми? Нахожу время на большой перемене. Этого времени хватает, чтобы обсудить индивидуальную домашнюю работу или дать задание, решить задачу.
Один из дней на каникулах посвящаю решению олимпиадных задач.
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Человек живет, пока думает. Решайте задачи и живите долго!