СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система средств обучения и воспитания по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система средств обучения и воспитания по ОБЖСистема средств обучения и воспитания по ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Система средств обучения и воспитания по ОБЖ»

Лекция

Система средств обучения и воспитания по ОБЖ

Средства обучения. Учебник ОБЖ

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения»:

  • одни авторы применяют его в узком смысле, имея ввиду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения;

  • другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности;

  • третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика;

  • четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.

Наиболее емкое и в большей степени отражающее современную точку зрения на средства обучения является понимание данной педагогической категории П.И. Пидкасистым, понимающим под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. Главное дидактическое назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала, т. е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Согласно данной позиции, можно выделить две большие группы средств обучения: средство — источник информации и средство — инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

К материальным средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин, достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литератуpa), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующее-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.

Важно понимать, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга: учитель не может обучать ребенка только словом, не используя наглядный материал, компьютеры, лабораторное и промышленное оборудование, в то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностного влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ могут быть переведены в материальную форму.

Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования формируется на трех уровнях:

  • первый - уровень урока;

  • второй - уровень учебного предмета;

  • третий уровень - весь процесс обучения.

На каждом уровне содержание образования имеет свои особенности, присущие только данному уровню. Но если на каждом уровне есть свое специфическое содержание, то и средства их освоения тоже должны иметь специфические особенности. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изменяются и средства обучения. Каждый уровень формирования содержания образования неизбежно должен предполагать свои специфические средства обучения.

К средствам обучения первого порядка относятся те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока:

  • - языковые системы , используемые в устной и речи; произведения и иные культуры (живопись, , литература); средства (схемы, рисунки, , диаграммы, и т.п.); учебные компьютерные по теме урока;

  • - отдельные тексты из , пособий и ; отдельные задания, , задачи из учебников, , дидактических материалов; материал; наглядности (предметы,действующие , модели); технические обучения; лабораторное .

К средствам второго порядка средства, позволяющие и проводить на необходимом преподавание предмета: 

  • идеальные - условных обозначений дисциплин; искусственная для накопления по предмету; учебные программы, охватывающие курс обучения ;

  • материальные - и учебные пособия; материалы; методические (рекомендации) по предмету; ; учебное .

Для организации всего образования в целом уже средств, используемых на уроке, , практическом занятии. даже средств, организовать изучение предмета. уже целая система , определяющая изучаемые , их взаимоотношения и взаимосвязи:

  • - система ; методы обучения; общешкольных требований;

  • - учебники и учебные ; дидактические ; методические разработки () по предмету; книги-первоисточники; оборудование.

Таким , формируется система средств .

Среди многообразия обучения особое занимает , который по своему и структуре соответствует программе. Учебник также средством организации процесса при самостоятельном .

Функции учебника (по ):

  • информационная   призвана обеспечить необходимой и достаточной , формирующей мировоззрение , дающей для духовного развития и освоения мира. этой функции с ориентацией на , предъявляемые к учебным : полное и конкретное обязательных знаний, и вспомогательных , дополнительной информации.

  • функция связана с переработкой научных , подлежащих . Материал в учебнике адаптируется в соответствии с принципами научности, и последовательно, , учета возрастных , связи изучаемого с жизнью, с практикой.

  • функция  требование обязательного и последовательного изложения в логике учебного .

  • функция и самоконтроля связана с возможности повторного материала, а формирование у прочных может служить при их дальнейшем пополнении в самообразования.

  • интегрирующая  состоит в том, что помогает ребенку к изложенным в нем знаниям информацию из смежных . Эта функция и тем, что в содержание учебного входят основы, а не науки.

  • координирующая  заключается в в процессе работы над материалом разнообразных обучения (справочники, , карты, , фильмы, учебные и т.п.).

Учебники по основам жизнедеятельности представляет стройную , в которой каждый учебник является продолжением и развитием . Учебный , изложенный в них, направлен на следующих образовательных и целей:

• воспитание у ответственности за безопасность, бережного к своему личному как к индивидуальной и общественной , правильного к окружающей природной как основе обеспечения личности, общества и ;

• развитие духовных и физических , обеспечивающих безопасное человека в условиях и чрезвычайных природного, техногенного и характера, потребности здорового образа , моральных, и психологических качеств, для выполнения конституционного и обязанностей гражданина по защите ;

• освоение учащимися о безопасном поведении в и чрезвычайных ситуациях , техногенного и характера, о здоровье и образе жизни, о системе защиты от опасных и ситуаций мирного и времени, об обязанностях по защите государства;

• у обучаемых оценивать ситуации, для жизни и здоровья, вести себя в и чрезвычайных , правильно использовать индивидуальной и коллективной , умело оказывать медицинскую в необходимых случаях.

Их и структура практически обязательному минимуму образовательных , предусмотренному новыми .

Применение учебников в процессе позволяет реализацию подхода к обучению и , а также выполнение индивидуализации образования. имеют и четкую методологическую , позволяющую моделировать деятельность, проектировать закрепления , навыков и умений, связи с другими обучения. В них включен , способствующий у учащихся навыков самостоятельной работы и , развитию у них мышления, отношения к , реализации у них деятельностного к изучению предлагаемого .

Все учебники по заключению экспертного Министерства образования Федерации, сделанному в г., соответствуют основным к содержанию:

• преемственность уровней ;

• не содержат избыточного материала;

• учитывают психологию ;

• формируют у учащихся работать с различными информации;

• позволяют межпредметные , формирующие у школьников картину мира.

учебник имеет продуманный аппарат (система вопросов, практических и ситуационных задач). аппарат организовать дифференцированную с учащимися, развивать у них активность, дает детям и осваивать знания в с темпами их индивидуального .

Учебники хорошо с другими обучения и имеют методическое и дидактическое . Они оснащены в достаточной справочным (терминологические словари, ) и имеют необходимый ряд.

Технология витагенного

Технология образования включает в витагенное обучение, на актуализации жизненного личности, ее потенциала в образовательных (автор - Белкин Соломонович – академик и МАПО, деятель науки, педагогических наук). При , опыт жизни – это информация, не человеком, связанная с его осведомленностью о тех или иных жизни и деятельности, но не для него ценности; жизненный – витагенная информация, достоянием личности, в резервах памяти и находящаяся в постоянной готовности к в адекватных условиях.

приоритеты витагенного образования на воспитание у подрастающего жизнеспособности, формирование к самосохранению самодисциплины и мобилизации сил, формирование многоплановых адаптации к современной .

Концептуальные технологии витагенного отражены в следующих :

    • Исходным основанием обучения считать человеческую .

    • В образовательном процессе широко использовать набор жизнедеятельности ребенка, для решения педагогических .

    • Совместную деятельность учебного следует выстраивать на субъект-субъектного взаимодействия – .

    • Главный путь образовательных в ценности необходимо с опорой на жизненный личности.

    • Использовать подход – овладение знаниями, реализацию витагенного в процессе сотрудничества.

При образовательного по курсу ОБЖ педагогу способствовать переводу информации в жизненный для того, обучающийся мог предвидеть , по возможности избегать их, при – действовать, используя:

      • проекцию – информацию учащихся, учителем в процессе для подготовки к изложению знания ( витагенной информации – СМИ; и художественная литература; искусства; общение, виды );

      • конструирующую проекцию – , идущую от любого источника: витагенный других , научные данные, со специалистами науки, , спорта, медицины и и др.;

      • дидактическую – научную информацию, от учителя, использующего информацию учащихся.

витагенной в жизненный опыт посредством смены стадий:

1.первичное (недифференцированное) информации;

2.оценочно-фильтрующая; способна определять полученной информации в и онтогенезе, т.е. с личностной значимости;

3.; личность стихийно или создает установку на информации на период.

Успешность витагенной информации в образования обеспечивается пяти :

  1. Ценностным отношением к .

  2. Ценностным отношением к .

  3. Формированием представлений о образовательного .

  4. Использованием личностного .

  5. Опорой на подсознание , что представляет собой всего и фантазию учащегося в разных проявлениях.

При технологии витагенного , автор использовать приемы мышления:

• Прием анализа жизненного с раскрытием его

в образовательном процессе. « было бы, если...».

• стартовой актуализации опыта . Прежде чем учащиеся необходимый запас (научных) знаний, выяснить, запасом знаний на обыденного сознания они .

• Прием опережающей преподавания. информация должна на витагенную, придавая ей научное объяснение.

• дополнительного незаконченной образовательной . Особенно эффективен, необходимо актуализировать не витагенные , сколько творческий личности, потребность в . «Я предлагаю вам идею— произведение... и закончите его на основе жизненного опыта».

• временной, пространственной, синхронизации

проекций. Дидактический излагается раскрытием , пространственных, содержательных между , событиями, явлениями, .

• Прием витагенных в образовательных проекциях. «В нет ничего , чего бы ещё не было».

• витагенного одухотворения живой и неживой . Необходимо «» объекты живой и природы, приписывая им качества, мотивы .

• Технология синтеза образовательных . Образовательный объект должен быть в проекциях творчески преобразованным, .

• Технология творческого идеальных образовательных . Термин «» означает умозрительный, от реалий жизни , иллюстрирующий главную автора: « бы я был ….. министром здравоохранения, , президентом..».


Контроль учащихся

Система достижения результатов освоения образовательной программы общего образования по ОБЖ собой из инструментов реализации Стандарта к результатам основной образовательной основного образования, направленный на качества образования, что вовлеченность в оценочную как педагогов, так и . Система оценки способствовать поддержанию всей системы , обеспечению в системе непрерывного . Ее основными функциями ориентация образовательного на достижение результатов освоения образовательной программы общего образования и эффективной связи, позволяющей управление образовательным .

В основе системы планируемых лежит интеграция образовательных технологий:

технологий, основанных на дифференциации ,

-          технологий, на создании проблемных ,

-          технологий, на реализации деятельности,

-          и коммуникационных технологий .

Основным объектом, и критериальной итоговой оценки выпускников на ступени общего образования планируемые .

Основное содержание личностных результатов на основного общего строится оценки:

сформированности позиции обучающегося, находит отражение в положительном обучающегося к образовательному , ориентации на содержательные образовательного процесса — , познание , овладение умениями и компетенциями, характер сотрудничества с учителем и , и ориентации на поведения «хорошего » как пример для подражания;

основ гражданской — чувства и личной ответственности, к своему Отечеству, в Россию, уважение к , истории, России, национальным , традициям и образу российского и других , толерантность;

самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения /нарушения моральной нормы.









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!