СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система упражнений, направленных на формирование навыка узнавания, чтения и написания буквы "х"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать навык узнавания, чтения и написания буквы "х".Задания предназначены для обучающихся1-2 классов.

Просмотр содержимого документа
«Система упражнений, направленных на формирование навыка узнавания, чтения и написания буквы "х"»


Задания, направленные на усвоение навыка узнавания, чтения и написания буквы «х»




Задание 1.



Прочитай слоги сначала по столбикам, а потом по строчкам.



хык хик хул хыл хюс хон хен ХУТ ХЯТ ХЁТ хям хем хюм

хёк хяк хек хол хел хыс хяс ХЮТ ХИТ хим хел хуф

хюк хок хук хак хас хын хун ХЕТ ХОР ХЫР хих хец хап

хюл хос хес хон хюн хус хён ХЮР хам хош

хян хюн хил хус хат хот хом хум хым



Задание 2.

Напиши, в названии каких животных есть буква «х».



Задание 3.

Вставь букву «х» в слова:


..олодильник

..удожник

о..отник

..ек

му...а

стра..

пере..од

тепло..од

..одить

..олмы

глу..ой

ку..ня











Задание 4.

Найди и исправь ошибку.



На стекле сидит мута.

Картину рисует тудожник.

Овощи лежат в колодильнике.

Трус не играет в токкей.



Задание 5.



Допиши букву «х».



..обот засо.. поро.. пету..

подсолну.. мо.. сти.. у..аб

..оккей шоро.. прити..

сме.. пу.. ли..



Задание 6.



Вместо первой буквы поставь в слова букву «х». Запиши пары слов.



робот – вата – голод –

мина – бор – шмель –

звала – трап – пан –

шрам – бит – сор –

год – салат – свалить –

звать – гудеть – Глеб –





Задание 7.



Отгадай загадки. Слова – отгадки напиши по слогам.



1.В нашей кухне целый год

Дед мороз в шкафу живёт.

(киньлидолох)

2.Мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый.

(белх)



Задание 8.



Запиши слова в алфавитном порядке.



Хозяин, ухмылка, хватка, хвастливый, ухват, хвалить, хатка, пахать, махать, эхо, засохнуть, сухой, орехи, глухой.



Подчеркни слова, обозначающие предметы одной чертой, слова, обозначающие действия – двумя чертами, слова, обозначающие признаки – волнистой линией.



Задание 9.



Спиши стихотворение. Подчеркни слова с буквой «х», обозначающей [х’] – зелёным цветом, с буквой «х», обозначающей [х] – синим цветом.



Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мёрзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землёй.







Задание 10.



Продолжи ряд слогов.



охох______

хамхам_______

вховхо________

вхувху________

хмыхмы______



Задание 11.



Прочти слог слева от черты. Найди и обведи по контуру голубым карандашом такой же слог справа от черты.



хул хыл, хил, хул, хун, хул, хан, хок, хис, хул, хор, хос хак, хул.

хим хич, хир, хур, хим, мих, хим, хас, хук, хим, мох, мах.

хял хел, лях, хял, хал, сялх, хял, лех, плях, глях.

хоп хон, хоп, хап, хип, пох, пах, хор, хоп, хах, хит, хот.



Задание 12.



Прочитай слоги слитно. Следи за правильным произношением. Запиши в тетрадь.



хёст турх хыбр

ханр лытх быхтр

хютр хлым хтамр

хикл блёхн уханр

хинл хавлн хварм



задание 13.



Закончи слова слогом [ха]. Полученные слова запиши в тетрадь.



со – му – яма –

у – сва – руба –

сно – квакту – поте –



Задание 14.



Мама ходила в магазин. Какие продукты она купила?

Выбери слова, в которых есть буква «х». Подчеркни букву «х» синим карандашом.



Вафли, орехи, сахар, печенье, хлеб, конфеты, сушки, хурма, пастила, крахмал.



Задание 15.



Прочти пословицу. Объясни её значение. Подчеркни букву «х» синим карандашом.



«Делано наспех – сделано на смех».

Задание 16.



Найди слова и отдели их чёрточками.



амолеххорьконюхпракуцхоботйцккенхалвафывапходитьждлохурма

пфывахорьипахлевнекуцсахарждлорпахолодхзщшгнхвастунячсмить

мсбчбюизахватчикплтпхворостдмбдхомякйцукенхозяйкаъхзщшгкмк



Задание 17.



Я буду называть слова, а ты запишешь букву «х», если услышишь в слове звук [х] или звук [х’]. Если эти звуки отсутствуют, поставь минус.



Кора, соха, усы, хан, запах, трусливый, похудел, охрип, нога, носорог, засох, страх, мох, хилый, широкий, плохой, хороший, тёплый, ветхий, захватчики.



Задание 18.



Замени в словах первую букву на букву «х». Запиши полученные слова.



пан – шрам – полка –

сор – салат – свалить –

год – шмель – звать –

Глеб – голод – гудеть –



Задание 19.



В заданных «словах» измени порядок букв, запиши слова по алфавиту.



рошох юнокх

хапзап тупех

хастр охобт

хом дохол





Задание 20.

Найди букву «х» на картинке – путанице. Обведи ее синим карандашом. Какие еще буквы спрятались на картинке?

Задание 21.



Вместо первой буквы поставь в слова букву «х» и запиши пары слов.



робот – вата –

мина – бор –

звала – трап –

шрам – бит –





Задание 22.



Измени каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Напиши.



хвосты – хозяйки – мухи –

хлеба – хомяки – холопы –

хвастуны – хорьки – холода –

хоботы – халаты – шорохи –





Задание 23.



Составь слова из слогов. Запиши.



лить, хва мяк, хо пух, ло

леть, ху тух, пе тух, пас

лоп, хо рох, шо пах, за

лат, ха рох, го тух, за





Задание 24.



Прочитай «слова» слитно. Следи за правильным произношением.



Хятна хётло кухмя

Хёлвы хорту зыхно

Кюхна хупка ихло

Хысто люхно ухлю



















Задание 25.



Корабль плывёт только к тем словам, в названии которых есть буква «х». Нарисуй к этим словам дорожки.



Кухня пихта

стакан хлопок

сахар ступа

корь карета

ухват машина





Задание 26.



Прочитай «слова» слитно. Правильно произноси.



сехмо вохра рохша

пехмо химпа хотзя

хезлы рыхни техлы

хёкню хёхну хонса

хужны нахла тихлы

хура пихма хахру

сухли мынхи хонры

хилна хытни хытша





Задание 27.



Составь предложение, подобрав недостающее слово со звуком [х].



На веранде послышался –

Мы купили свежий –

На концерте пел –

Коров пасёт –

В курятнике запел –





Задание 28.



Прочитай слова справа налево. Запиши получившиеся слова. Устно составь с ними предложение.



Пирх, марх, белх, дох, рох, нах, талах, долог, аклох, полох, харк, хемс, хом, хуп, хорош, хапаз, хюнок, хыдто.





Задание 29.



В пустые клетки впиши слова, в которых есть буква «х».













































Задание 30.



Вспомни животных, в названии которых есть буква «х». Напиши их названия и подчеркни букву «х» синим карандашом. С некоторыми словами составь 3 предложения.



Задание 31.



Прочитай рассказ. Следи за правильным произношением слогов. «Слова» читай слитно.



Рубчихача.

Рубчихача рихкула хезаречную сухчищурку. Хиказый вухчищура ляхия хатчу. Рубчихача хахомила михучила.





Задание 32.



Придумай рассказ, используя слово «хлопушка». Запиши рассказ в тетрадь.





Задание 33.



Прочитай рассказ. Следи за правильным произношением слогов. «Слова» читай слитно.



Хосора.

Махатучик рухитунул лухару хосору. Хюргасый мёхату тихоллохуц. Тирханыл хюрганый мёхатучка хосорул ехко: «Хярнел мёхатучик хосору»!



Задание 34.



Прочитай слова в заданном виде, а затем справа налево. Запиши полученные слова. Слова мужского рода подчеркни чёрным карандашом, слова женского рода – красным.



млох акшуполх

дохолпет кямох

дохирп ахапереч

акинорх ахинолс

хартс белх

хемс тсовх

талах ниязох

тобох парх





Задание 35.





Запиши слова, противоположные по значению, имеющие в своём составе букву «х».



громкий –

мокрый –

сырой –

хороший –

толстеть –

ругать –

работа –

грусть –





Задание 36.





Спиши текст. Раздели на слоги слова с буквой «х».



Скоро зима. Дрожат осины от холода. Короче дни в мелких озёрах появился ледок. До зимних холодов надо убрать хлеб.





Задание 37.



Придумай свой рассказ, используя слова с корнем – ход –.





Задание 38.



Придумай и запиши слова с буквой «х». Раздели их чёрточками для переноса. Буквы, обозначающие звук [б], подчеркни одной чертой, а буквы, обозначающие звук [б’] – двумя чертами.





Задание 39.



Закончи данные слова в следующем порядке:

В первую строчку запиши слова с ударением на приставку, во вторую строчку – с ударением на корень, в третью – с ударением на суффикс, в четвёртую – с ударением на окончание.



халат, хмель, холода, запах, валить, хвастун, хвалить, лопух, пастух, халва, хвастать, сухая, плохой, тихие, шорох, слониха, холодильник, сухофрукты.





Задание 40.



Выпиши в тетрадь однокоренные слова. Выдели корень. Помни, что в корне согласные могут чередоваться.



  1. ходить, дымоход, находиться, приход, выходной, прихожая, холодный, хождение.

  2. хор, хорей, хорь, хореография, захворать, хворост.





Задание 41.



Прочитай пословицы. Запиши их по памяти. Выдели корень в словах с буквой «х».



За обедом хлеб всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Делано наспех – сделано на смех.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать.



Задание 42.



Прочитай стихотворение. Запиши его по памяти. Подчеркни слова с буквой «х».



Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.



Задание 43.



Составь кроссворд.

Примечание: слова должны располагаться точно по строчкам. Буква «х» должна быть сначала первой, потом второй, затем третьей, а после неё букв может быть сколько угодно.



х



х




х





х






х







х





Задание 44.



Прочитай предложения. Исправь ошибки и запиши предложения в тетрадь.



Хеня и миша играют в шажматы. Скоро откроется жудохественная выставка. Похухла осенняя листва. В море хивёт много жищных рыб.





Задание 45.



Запиши рассказ, вставляя пропущенный буквы.



Поздняя осень.

Поздняя осень. С полей убрали ..леба. Наступили ..олода. Небо ..мурится. Трава в лесу высо..ла, пожу..ла, зеленеет только мо... Но на голы.. ветка.. нет листьев. Только ..воя на ёлка.. и сосна.. зелена. ..рустит под ногами ..ворост. О..отники вышли на о..оту. В и.. ружья.. – су..ой поро… Они о..отятся на зверей.