Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 1
Цели:
показать способ решения задач с помощью составления систем уравнений второй степени;
способствовать развитию навыков и умений при решении систем уравнений.
0. х 1 = 12; х 2 = – 15 не удовлетворяет смыслу задачи. О т в е т: 15 км/ч; 12 км/ч. " width="640"
Пусть скорость второго велосипедиста х км/ч, тогда скорость первого ( х + 3) км/ч.
ч время движения второго велосипедиста,
ч время движения первого велосипедиста.
По смыслу задачи х 0.
х 1 = 12; х 2 = – 15 не удовлетворяет смыслу задачи.
О т в е т: 15 км/ч; 12 км/ч.
Решим задачу № 7.1 с помощью введения двух переменных.
Пусть скорость первого поезда х км/ч, а скорость второго поезда у км/ч.
Решите систему
О т в е т: 80 км/ч; 60 км/ч.
Решить задачу № 7.5
Пусть первое число равно х , второе число у .
Решим уравнение:
(46 – у ) 2 + у 2 = 1130
2116 – 92 у + у 2 + у 2 – 1130 = 0
2 у 2 – 92 у + 986 = 0
у 2 – 46 у + 493 = 0
D = 144; у 1 = 17; у 2 = 29.
Если у = 17, то х = 46 – 17 = 29;
если у = 29, то х = 46 – 29 = 17.
О т в е т: 29 и 17.
Решить задачу № 7.2
Пусть х км/ч собственная скорость лодки, у км/ч скорость течения реки. Тогда ( х + у ) км/ч скорость по течению реки; ( х – у ) км/ч скорость лодки против течения реки.
О т в е т: 6 км/ч; 1 км/ч.
Решить № 7.6 самостоятельно
Пусть первое натуральное число равно х , второе число равно у .
Решим уравнение:
у 2 + 24 у – 481 = 0
D = 2500; у 1 = 13; у 2 = – 37
у = – 37 не удовлетворяет условию задачи, что у – натуральное число.
Если у = 13, то х = 24 + 13 = 37.
О т в е т: 37 и 13.
Решить № 7.8 самостоятельно
Пусть первое натуральное число равно х , второе – у . Составим и решим систему уравнений.
у 1 = 19; у 2 = 131 не удовлетворяет условию задачи (сумма двух натуральных чисел равна 50).
Если у = 19, то х = 50 – 19 = 31.
О т в е т: 31 и 19.
Изобразив схематически графики уравнений, определите, сколько решений имеет система уравнений:
Урок 2.
Цели:
упражнять учащихся в составлении систем уравнений как математических моделей реальных ситуаций при решении задач;
способствовать выработке навыков и умений при решении систем уравнений различными способами.
Решить уравнение:
2 х – 4 + 10 = х + 2 х 2 ;
2 х 2 – х – 6 = 0;
D = 49;
х 1 = – 1,5; х 2 = 2.
Проверка показывает, что х = 2 не является корнем.
О т в е т: – 1,5.
Двузначное число в 6 раз больше суммы его цифр. Если из этого числа вычесть произведение его цифр, то получится 34. Найдите исходное число.
Пусть х – число десятков двузначного числа,
у – число единиц двузначного числа. Тогда (10 х + у) данное двузначное число.
Подстановка у = 0,8 х ; тогда 10 х + 0,8 х – х · 0,8 х = 34;
0,8 х 2 – 10,8 х + 34 = 0 | : 0,2; 4 х 2 – 54 х + 170 = 0 | : 2;
2 х 2 – 27 х + 85 = 0;
D = 729 – 680 = 49;
х 1 = 5; х 2 = 8,5 не удовлетворяет условию задачи.
Если х = 5, то у = 0,8 х = 0,8 · 5 = 4. Число 54.
О т в е т: 54.
Решить задачу № 7.11 самостоятельно.
Пусть х числитель дроби, у знаменатель дроби, тогда исходная дробь.
Условию задачи удовлетворяет х = 5, тогда
у = 2 · 5 + 1 = 11.
Ответ:
Решить задачу № 7.12
периметр прямоугольника Р = ( а + b ) · 2 и теорема Пифагора с 2 = а 2 + b 2 .
Пусть стороны прямоугольника равны х см и у см. Тогда периметр ( х + у ) · 2 = 28;
по теореме Пифагора х 2 + у 2 = 10 2 = 100.
Решим уравнение:
196 – 28 у + у 2 + у 2 = 100;
2 у 2 – 28 у + 96 = 0;
у 2 – 14 у + 48 = 0;
у 1 = 6; у 2 = 8.
Если у = 6, то х = 14 – 6 = 8;
если у = 8, то х = 14 – 8 = 6.
О т в е т: 6 см и 8 см.
Решить задачу № 7.15
Пусть х и у – катеты прямоугольного треугольника
О т в е т: 84 см.
Решить задачу № 7.48
х м/с – скорость первого тела;
у м/с – скорость второго тела.
По теореме Пифагора
Сложим два уравнения почленно, получим – 48 х – 64 у = 800
О т в е т: 6 м/с; 8 м/с.
Урок 3.
Цели:
- научить учащихся решать задачи на совместную работу с помощью составления систем уравнений;
- закреплять знания и умения учащихся в решении систем уравнений различными методами;
- развивать логическое мышление учащихся.
Самостоятельная работа (15–20 мин).
В а р и а н т I
1. Прямоугольный участок земли площадью 3250 м 2 обнесен изгородью, длина которой 230 м. Найдите длину и ширину участка.
2. Сумма двух чисел равна 25, а их произведение равно 144. Найдите эти числа.
В а р и а н т II
1. Разность двух числе равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа.
2. Прямоугольный участок земли площадью 2080 м 2 обнесен изгородью, длина которой равна 184 м. Найдите длину и ширину участка.
Решение задач на совместную работу. № 7.22
Примем объем работы (задания) за 1.
х ч. работает первая бригада одна;
у ч. в одиночку выполнит все задание вторая бригада;
часть работы, выполненная первой бригадой за 1 ч;
производительность второй бригады за 1 ч;
производительность обеих бригад за 1 ч.
8(12 + х ) + 8 х = х (12 + х )
96 + 8 х + 8 х = 12 х + х 2
х 2 – 4 х – 96 = 0
D = 400; х 1 = 12; х 2 = – 8 не удовлетворяет условию задачи.
Если х = 12, то у = 12 + 12 = 24.
О т в е т: 12 ч.
Решить задачу № 7.23 самостоятельно.
проверка
№ 7.26.
Примем площадь всего поля за 1. Пусть один тракторист половину поля вспахал за х ч, а второй половину поля вспахал за у ч, тогда оба они поле вспахали за 100 ч, значит, х + у = 100.
часть поля вспашет один тракторист отдельно за 1 ч;
часть поля вспашет отдельно второй тракторист за 1 ч;
производительность обоих трактористов
за 1 ч.
№ 7.47
Поскольку бассейн в итоге оказывается пустым, то это значит, что
Второе уравнение х – у = 2.
у 2 + 2 у – 48 = 0;
у 1 = – 8 не удовлетворяет условию задачи;
у 2 = 6. Если у = 6, то х = 6 + 2 = 8.
О т в е т: 8 ч; 6 ч.
У р о к 4
Цели:
закрепить у учащихся навыки и умения решения задач с помощью систем уравнений второй степени; развивать логическое мышление учащихся.
0. Если х = 18, то у = 2 · 18 – 16 = 20. В синем зале 18 рядов, в красном зале 20 рядов. О т в е т: 20 рядов; 18 рядов. " width="640"
Решение задач с помощью составления систем уравнений.
№ 7.19
Пусть х – число рядов в синем зале кинотеатра;
у – число мест в каждом ряду синего зала.
Тогда х + 2 число рядов в красном зале,
у – 4 число мест в каждом ряду красного зала.
х 1 = 18; х 2 = – 10 не удовлетворяет условию задачи х 0.
Если х = 18, то у = 2 · 18 – 16 = 20.
В синем зале 18 рядов, в красном зале 20 рядов.
О т в е т: 20 рядов; 18 рядов.
0. Если у = 4, то х = 20 × 4 + 20 = 100. Поступало в колледж 100 человек, а по математике сдавало экзамен 80 человек. О т в е т: 80 человек. " width="640"
Решить задачу № 7.20 самостоятельно
Пусть х – число учеников, собирающихся сдавать экзамены для поступления в колледж; у – число листов, предполагаемых для каждого ученика. Тогда х – 20 учеников сдавали экзамен по математике; у + 1 лист дали каждому ученику на экзамене по математике.
у 1 = 4;
у 2 = – 5 не удовлетворяет у 0.
Если у = 4, то
х = 20 × 4 + 20 = 100.
Поступало в колледж 100 человек, а по математике сдавало экзамен 80 человек.
О т в е т: 80 человек.
Решить задачу № 7.16
.
Пусть х км/ч – собственная скорость лодки; у км/ч – скорость течения реки. Тогда ( х + у ) км/ч – скорость лодки по течению реки; ( х – у ) км/ч – скорость лодки против течения реки
ч время движения лодки по течению реки;
ч время движения лодки против течения реки.
+
Всего затрачено 7 ч, тогда
= 7.
ч время движения лодки против течения реки;
ч турист затратил время на движение по течению реки.
=
Время движения одинаковое, тогда
= а ,
= b .
Обозначим
то есть х – у = 4;
=
то есть х + у = 10.
=
Решим систему уравнений
О т в е т: 3 км/ч.
Решить задачу № 7.42.
Пусть х км/ч – скорость катера в стоячей воде,
у км/ч – скорость течения.
О т в е т: 24 км.
Решить графически систему уравнений
О т в е т: (4; 0); (0; – 4).
У р о к 5
Цели: способствовать выработке навыков и умений решать задачи и системы уравнений различными методами; развивать логическое мышление учащихся.
Ответить на вопросы:
а) Какие методы решения систем двух уравнений с двумя переменными вы знаете?
б) Назвать варианты при решении систем уравнений методом введения новых переменных.
в) Назвать уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом r .
г) Сформулировать теорему об уравнении окружности.
Решить задачу № 7.28.
Пусть х – число десятков двузначного числа,
у – число единиц.
Тогда исходное двузначное число равно 10 х + у .
О т в е т: 32.
0. Если у = 3, то х = 2 + 2 · 3 = 8. Исходное число 83. О т в е т: 83. " width="640"
Решить задачу № 7.32.
Пусть х – число десятков исходного числа,
у – число его единиц.
Исходное двузначное число равно 10 х + у .
Решим уравнение: 2 у + 2 у 2 – 6 – 6 у = 0, у 2 – 2 у – 3 = 0.
у 1 = 3, у 2 = – 1 не удовлетворяет у 0.
Если у = 3, то х = 2 + 2 · 3 = 8. Исходное число 83.
О т в е т: 83.
Решить № 7.34 самостоятельно.
Решить задачу № 7.43 на совместную работу
Объем всей работы примем за 1. Пусть первая наборщица сделала половину всей работы за х ч, а вторая остальную половину работы сделала за у часов.
Половина работы одной наборщицей сделана за 5 ч, значит, вся работа ею будет выполнена отдельно за 10 ч, а вторая наборщица в одиночку выполнит работу за 15 ч.
О т в е т: 10 ч; 15 ч.
Решить задачу 7.39
Пусть х км/ч – скорость первого поезда; тогда ( х + 40) км/ч – скорость второго поезда. 2 у км – расстояние между А и В.
ч.
Время 3 ч 45 мин =
О т в е т: 60 км/ч; 100 км/ч.
Источники материалов:
- Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс : в 2 ч. Ч. 1 : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – М. : Мнемозина, 2011;
- Алгебра. 9 класс : в 2 ч. Ч. 2 : задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. – М. : Мнемозина, 2011.
- Алгебра. 9 класс : поурочные планы по учебнику А. Г. Мордковича / авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Изд. 2-е, стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 255 с.