Урок 4
Бунт крестьян в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Почему Владимир Дубровский стал разбойником?
1.Проверка домашнего задания. Ответ на проблемный вопрос.
Продолжение и завершение анализа 5 главы.
Чтение фрагмента «Бунт крепостных» от слов ««А ты кто такой, — сказал Шабашкин с дерзким взором…» до слов «Народ утих, разошелся — двор опустел.
2.Беседа по прочитанному фрагменту.
Вопросы беседы:
(Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.
-
Найдите и перечитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?
(Потому что крестьяне не желают признавать своим барином Троекурова).
-
Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?
(Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя).
3.Чтение и анализ 6 главы.
Чтение фрагмента «Владимир Дубровский в «печальном доме». От слов «Итак, все кончено, — сказал он сам себе… до слов «Владимир с отвращением прошел мимо их в переднюю — двери были заперты».
4.Беседа по прочитанному фрагменту.
Вопросы беседы:
( Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского).
Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.
(Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление).
5. Продолжение чтения 6 главы. Фрагмент «Поджог Кистеневки и отъезд Дубровского» от слов «Не нашед ключа, Владимир возвратился в залу, — ключ лежал на столе…» до слов «Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора».
6.Беседа по прочитанному фрагменту.
Вопросы беседы:
7. Чтение фрагмента «Пожар в Кистенёвке» от слов «Поднялся ветер» до слов
« груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистеневки». (До конца 6 главы).
8. Беседа по прочитанному фрагменту.
Вопросы беседы:
( Вопрос достаточно сложен для шестиклассников. Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду).
Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
«— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
— Как не так, — отвечал кузнец».
— Где мы уже слышали эти слова?
Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
9. Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 89. учебника).
Составьте устный рассказ по этому рисунку. Кто изображён на иллюстрации?
На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и — за фигурой Антона — кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою».
10. Начинаем читать 7 главу (От слов «Вскоре другие вести дали другую пищу любопытству и толкам». До слов «…разбойники оказывали ему непонятное уважение… » и отвечаем на вопрос:
что заставило Владимира Дубровского стать разбойником?
(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было).
11. Подведение итогов урока. Как можно озаглавить 6 и 7 главу?
Какова их роль в романе?
Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли вы то, что он совершил?
12. Домашнее задание. Перечитать 9 главу, подготовить пересказ от лица одного из участников праздничного обеда: Маши (девочки), Дефоржа или Троекурова (мальчики). Перечитать главу 11, устно кратко ответить на вопрос: Как Дубровский стал Дефоржем?
Урок5
Осуждение произвола и деспотизма, защита чести и независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский».
1.Чтение и анализ 8 главы. ( Сначала и до слов «Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское во время происшествий, нами теперь описываемых»).
2. Беседа по прочитанному фрагменту.
Вопросы беседы:
4. Затем обращаем внимание детей, что в этой главе на сцене появляется новый герой - француз-Дефорж, учитель маленького Саши. Кто он такой?
Учащиеся отвечают на вопрос домашнего задания: Как Дубровский стал Дефоржем?
Дубровский на почтовой станции встретился с французом, который ехал к Троекурову, чтобы служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу денег за то, чтобы он отдал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.
5.Продолжаем чтение 8 главы. От слов «Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию…» до слов «Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие».
5. Беседа по прочитанному фрагменту.
Вопросы беседы:
6. Чтение фрагмента «благородные увеселения Троекурова». От слов
«На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат …» до конца 8 главы.
7.Беседа по прочитанному фрагменту.
Вопросы беседы:
8. Пересказ 9 главы с изменением лица рассказчика.
.
9.Беседа по 9 главе.
Вопросы беседы:
-
Как ведет себя Троекуров во время обеда? Обратите внимание на его диалог с исправником.
-
Какие качества проявляет Троекуров во время обеда?
(Поможем школьникам ответить, что Троекуров грубо и деспотично обращается со своими гостями, издевается над ними, унижает их человеческое достоинство («Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей...»)
-
Сравните рассказы Спицына и Глобовой. Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них?
(Антон Пафнутьич Спицын в своем рассказе говорит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».
Анна Савишна Глобова не дает прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет...» Глобова говорит: «Я догадывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы чувствуется некоторая симпатия и уважение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и таким образом вернул ей деньги).
-
Как вы думаете, с какой целью автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой? Какой прием при этом использует автор?
(Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы показать представление, которое сложилось у окрестных помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя. Автор использует антитезу, чтобы показать трусость Антона Пафнутьича и достойное поведение Анны Савишны).
-
Что сказал Троекуров, когда исправник прочитал приметы Дубровского? Почему Троекуров пришел к такому выводу?
«— И только, — сказал Кирила Петрович.— Только, — отвечал исправник, складывая бумагу.— Поздравляю, господин исправник. Ай да бумага! по этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел. Нечего сказать, умные головушки приказные».
-
Какие качества проявил Дубровский во время праздничного обеда в Покровском? Почему никто из гостей не догадался, что Дефорж — это Дубровский?
( Во время праздничного обеда в имении Троекурова Дубровский проявил выдержку, хладнокровие, актерские качества, благородство и умение владеть собой.
Никто из гостей Троекурова не догадался, что Дефорж — это Дубровский, потому что никто не мог даже ожидать, что враг Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и разговаривал только с Сашей и только на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает русский язык).
10.Итог урока. Почему А. С. Пушкин нарушил последовательность изложения? Как можно озаглавить 8-9 главу?
(Пушкин нарушил последовательность изложения событий, чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом; чтобы читатель испытал то же удивление, что и Антон Пафнутьич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин хотел создать тайну, интригу, и ему это удалось).
11. Домашнее задание. Перечитать 11 и 13 главу. Составить (письменно) план основных событий глав 8-11.
Примерный план основных событий глав VIII—ХI
1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
2) Разговор Кирилы Петровича с французом.
3) «Благородные увеселения русского барина».
4) Дефорж убивает медведя.
5) «...Гости начали съезжаться».
6) Праздничный обед в Покровском.
7) Рассказы Спицына и Глобовой.
8) Приметы Дубровского.
9) Окончание праздника.
10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.
11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.
13) Дубровский покупает у француза документы.
14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.
15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.
Урок 6
Романтическая история любви Владимира и Маши в романе А.С. Пушкина «Дубровский».
1.Проверка домашнего задания. (План событий).
2. Чтение и анализ 12 главы. От слов «Однажды, пришед в залу, где ожидал ее учитель… до слов « — Обещаюсь, — прошептала бедная красавица…»
3. Беседа по 12 главе.
Вопросы беседы:
-
Какое обещание дала Марья Кириловна Дубровскому?
( Шестиклассники могут не сразу понять, что означает обещание не отвергнуть преданности. Расскажем им о том, что в средневековой Европе существовала традиция рыцарски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря. Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической).
4.Продолжение чтения 12 главы. От слов (««Взволнованная свиданием с Дубровским, Марья Кириловна возвращалась из саду» до слов «Марья Кириловна была ни жива ни мертва»).
( Потому что Антон Пафнутьич Спицын его выдал, всем стало известно, что Дефорж и Дубровский - одно и то же лицо).
5. Переходим к чтению и анализу 13-14 главы.
Вопросы беседы:
(Знакомство Маши с князем Верейским).
-
Прочитайте описание встречи князя Верейского с Троекуровыми. 13 глава. (От слов «Князю было около пятидесяти лет…» до слов « Разговор не прерывался»).
-
Каким его изображает автор? Что роднит его с Троекуровым и в чем их различие?
(Верейский- старый волокита, любящий всякие излишества не меньше Троекурова. Из-за этих излишеств он подорвал своё здоровье и казался намного старше своих лет. Верейский производил впечатление светского человек, умеющего поддержать беседу, особенно галантного в обращении с дамами.
Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провел за границей, жил на деньги, которые ему присылал приказчик из имения, и в первый раз приехал посмотреть на это имение в пятьдесят лет. Этим он отличается от своего соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своем поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и два раза в неделю страдал от обжорства.
Двух соседей роднит еще и то, что каждый из них заботился только о своем собственном благополучии и считал, что все остальные созданы, чтобы прислуживать им и доставлять удовольствие).
(Сватовство князя). (14глава).
(«Кирила Петрович был не один. Князь Верейский сидел у него. При появлении Марьи Кириловны князь встал и молча поклонился ей с замешательством для него необыкновенным.— Подойди сюда, Маша, — сказал Кирила Петрович, — скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует. Вот тебе жених, князь тебя сватает. Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо. Она молчала. Князь к ней подошел, взял ее руку и с видом тронутым спросил: согласна ли она сделать его счастие. Маша молчала.— Согласна, конечно, согласна, — сказал Кирила Петрович, — но знаешь, князь: девушке трудно выговорить это слово. Ну, дети, поцелуйтесь и будьте счастливы. Маша стояла неподвижно, старый князь поцеловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу. Князь слегка нахмурился.— Пошла, пошла, пошла, — сказал Кирила Петрович, — осуши свои слезы и воротись к нам веселешенька». «Теперь, князь, поговорим о деле, то есть о приданом».
«Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным... брак пугал ее как плаха, как могила... «Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).
Необходимо обратить внимание учащихся, что именно в день сватовства Маши и Верейского на сцене снова появляется Дубровский. Перед тем, как Машу позвали в комнату к Троекурову «в окошко тихонько протянулась рука, кто-то положил на пяльцы письмо и скрылся, прежде чем Марья Кириловна успела образумиться». И плача у себя в комнате «она вспомнила о письме и жадно бросилась его читать, предчувствуя, что оно было от него. В самом деле оно было писано им и заключало только следующие слова: «Вечером в 10 час. на прежнем месте».
-
Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился ее судьбой?
(Кирила Петрович относился к своей дочери как к собственности и без ее согласия решил выдать Марью Кириловну замуж за князя, который был много старше ее. Душевные переживания Маши были для него досадным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого).
6. Чтение и анализ 15 главы. Фрагмент «Вторая встреча Дубровского и Маши в саду». С начала и до слов «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною — я буду вашей женою».
Беседа по прочитанному фрагменту.
Вопросы беседы:
(Избавить её от ненавистного жениха).
(Потому что она не хочет быть причиной какого-либо злодейства, пусть даже совершенного во благо).
(Она надеется тронуть сердце отца своими просьбами и слезами. Она надеется, что отцовская любовь победит деспотизм и упрямство. «Он упрям, но он так меня любит». И только в крайнем случае, если отец останется непреклонен, Маша станет женой Дубровского).
7. Продолжаем чтение фрагмента. От слов «Бедная, бедная моя участь, — сказал он, горько вздохнув…» и до конца.
Беседа по прочитанному фрагменту.
Вопросы беседы:
(«Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях». В его сердце живет любовь к Маше Троекуровой, воля которой для Дубровского священна. А любовь несовместима с ненависть и местью).
(Дубровский оставляет Маше кольцо, чтобы в случае необходимости помощи Дубровского она положила его в дупло дуба).
-
На ваш взгляд, любит ли Маша Дубровского?
-
(Нет, для неё брак с разбойником - это крайнее, вынужденное средство избежать ещё худшей участи - брака со старым, отвратительным князем. Из двух зол она выбирает меньшее. «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною — я буду вашей женою»). Возможна и другая точка зрения!
8. Анализ главы 16.
Вопросы беседы:
Найдите подтверждение вашей точке зрения в тексте.
Для ответа на вопрос «как характеризуют Машу её поступки в сцене объяснения с отцом»? можно перечитать эту сцену от слов
«— Папенька, — закричала она жалобным голосом…» до слов
«С этим словом Кирила Петрович вышел и запер за собою двери…»
9.
10.Домашнее задание. Перечитать 17 главу +
Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики героев: Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА План сравнительной характеристики героев |
Герои | Владимир Дубровский | Маша Троекурова |
Портрет, возраст | | |
Социальный уровень, воспитание | | |
Прошлое героев | | |
Первое впечатление друг о друге | | |
Изменения в отношении героев друг к другу | | |
Поступки | | |
Ключевые черты характера | | |
Авторское отношение к герою | | |
Выводы | | |