СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по роману "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по роману "Дубровский"»

Система уроков по роману А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс.

Урок № 1

О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства.

В методической практике накоплен богатый опыт изучения романа «Дубровский». Шестиклассники впервые встречаются с романом как жанром и еще не анализировали художественные особенности этого жанра.
      Роман в представлении детей 11—12 лет — это толстая книга. «Дубровский» не соответствует этому представлению. Проза А. С. Пушкина необыкновенно динамична и лаконична, и на небольшом пространстве звучит полноценное романное содержание.
      Школьники с увлечением следят за развитием сюжета, но социокультурная и социально-психологическая проблематика романа иногда оказывается за пределами понимания. Тщательная работа с вопросами и заданиями, предложенными в учебнике, приблизит детей к пониманию этого романа, но, без сомнения, для полноценного восприятия и понимания романа «Дубровский» ученикам необходимо будет обратиться к полному тексту произведения (в учебнике дан сокращенный вариант романа).
 1. О создании романа «Дубровский» 
      Слово учителя
      В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем I в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.
      В основу романа легло сообщение графа Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский».
 2. Введение в историко-культурный контекст времени.
      Беседа
      С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.
      — Когда происходит действие романа?
      Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.
      — Каким было общество тех времен?
      Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)
      — Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе?
      Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.
      — Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.
      — Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин?
      Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.
      Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами

  3. Изображение русского барства. Чтение и анализ 1 главы.

Начинает чтение романа учитель, чтобы задать верный тон для дальнейшей работы. Чтение фрагмента, характеризующего Кирилу Петровича Троекурова. (От слов «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин…»  до слов  «и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского»).

4. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?

(Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Эту власть давали ему богатство, знатный род и связи).

  • Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Как к ним относился Троекуров? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

(Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).

  • Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его ежедневные «занятия»?

5. Продолжение чтения 1 главы. Чтение фрагмента, характеризующего Андрея Гавриловича Дубровского и его отношения с Троекуровым. (От слов «Сей Дубровский, отставной поручик гвардии…» до слов «Дубровский один остался вне общего закона…»

6. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопрос беседы:

  • Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

      (Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак). 7.Продолжение чтение 1 главы. Эпизод ссоры Троекурова и Дубровского. (От слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил» до слов «Но мысли его вскоре приняли другое направление…»).

8. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне? Можно ли считать ссору Троекурова и А. Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.

(Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.  Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила).













9. Продолжение чтение 1 главы. Чтение фрагмента «месть Троекурова».

  (От слов « Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале…» до слов «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»).

10 . Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:












 


11.

12. Домашнее задание. Заполнить опорную сравнительную таблицу «Дубровский и Троекуров». В конце сделать вывод: чем похожи и чем различны герои? Опорная сравнительная таблица понадобится учащимся при подготовке к сочинению по теме: «Троекуров и Дубровский-старший».

Два характера, две судьбы».

Сравнительная таблица «Троекуров и Дубровский-старший».

Два типа помещиков.

Примерный образец таблицы

Критерии для сравнения

Сходства

Возраст

Троекуров и Дубровский ровесники, дворяне, оба вышли в отставку, женились по любви, стали вдовцами, у каждого есть один ребёнок.

Происхождение

Служебное положение

Семейное положение


Различия

Троекуров

Дубровский

Социальный статус

Богат, имеет связи, власть, авторитет в обществе.

Беден, не имеет связей и веса в обществе.

Характер

Деспотичный, жестокий, своенравный, самовлюблённый, упрямый, властный, эгоистичный, высокомерный, заносчивый.

Порядочный, добрый, справедливый, имеет чувство собственного достоинства, чувство дворянской чести.

Отношение к людям, поступки

Не считается с мнением других людей, позволяет себе злые шутки, насмешки в их адрес, издевательства. По отношению к другим людям ведёт себя бесцеремонно, бестактно, по-хамски. Он ломает судьбы людей, его поступки приносят горе окружающим.

К другим людям относится уважительно, вежливо, мягко, уважает человеческое достоинство, но и к себе требует такого же отношения.


Урок № 2

Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия.

  1. Проверка домашнего задания (Сопоставительная таблица).

2. Чтение и анализ 2-3 главы. (От слов «Приехав в город, Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца...» до слов и «секретарь звонким голосом стал читать определение суда…»).

3. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова?

(Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности»).
 4. Продолжение чтения 2 главы. (От слов «Секретарь умолкнул, заседатель встал…» до слов «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество»).

5. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Какое чувство вызывает у вас картина суда?

 (Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке).

  • Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»?
      (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал).

  • Почему внезапное сумасшествие Дубровского так подействовало на Троекурова и «отравило его торжество»?

( «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены).

 6. Чтение и анализ третьей главы. (От слов «Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях…» до слов «Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку…»).
7.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?

(Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту).

  • Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

(Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу).
 8. Далее чтение диалога Владимира Дубровского и кучера Антона (можно по ролям). (От слов «Антон повез его проселочными дорогами — и между ими завязался разговор…» до слов «При сих словах Антон размахнул кнутом, тряхнул вожжами, и лошади его побежали крупной рысью»).
9. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:


  • Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову? 
      (Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина).

 10. Продолжаем урок чтением описания Покровского и Кистеневки.

 (От слов «Прошло более часа, вдруг Гришка пробудил его восклицанием…» до слов «Старика отнесли в спальню».).

11.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Какой прием использует автор, описывая две господские усадьбы?
         Приём антитезы.

    12. Как можно озаглавить 2 и 3 главу?

 13. Домашнее задание.  Перечитать 4-5 главы романа.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!