Система заданий, направленных на формирование у обучающихся на уроках химии универсальных учебных действий
Отличительная особенность образовательных стандартов нового поколения — направленность на реализацию идеи перехода от предметнознаниевого подхода при организации образовательного процесса к личностно ориентированному обучению. При этом показателями качества образовательных достижений следует считать осознанность и оперативность предметных знаний, сформированность универсальных учебных действий (УУД), динамику личностного развития школьников. В качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы в ФГОС основного общего образования рассматриваются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Метапредметные результаты — это освоение регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. К регулятивным можно отнести действия целеполагания, планирования и определения пути достижения цели, контроль и рефлексию своей деятельности. Основу познавательных УУД составляют общеучебные умения, формирование которых всегда являлось первостепенной задачей каждого педагога. Овладение коммуникативными УУД обеспечивает учебное взаимодействие во время образовательной деятельности. С целью активизации этого процесса целесообразно широко использовать интерактивные методы обучения, сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Для достижения результатов личностного развития школьников необходимо создавать условия для формирования таких качеств, как готовность к самоорганизации, построению собственной образовательной траектории, понимание значимости формируемых знаний, мотивация к познавательной деятельности, способность к рефлексии, осознание своих стремлений, желаний и потребностей, готовность к переносу знаний, использованию методов научного познания в своей деятельности.
Личностные и метапредметные результаты достигаются посредством участия школьников в различных видах деятельности, включающей универсальные учебные действия четырёх блоков: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Следовательно, необходимо создание системы дидактических заданий для усвоения химического содержания, обеспечивающих возможность осуществления совокупности УУД на каждом
Рассмотрим конкретные задания по теме «Физические свойства веществ с различными видами связи» (9-й класс). В скобках указаны предполагаемые ответы или действия учащихся.
Обучающее задание
(на восприятие и осмысление учебной информации)
Для выполнения задания целесообразно разделить класс на 4 группы. Каждая группа рассматривает одну группу веществ и о результатах сообщает классу.
Даны формулы веществ: NH3, NaF, Al, СO2, N2, Zn, SiO2, S8, NaCl, Cu, P4, Si, FeCl3, H2O, Fe, Al2O3, C (алмаз).
1. Разделите вещества на четыре группы на основании их качественного состава. (Простые вещества – металлы, простые вещества – неметаллы, сложные вещества, образованные неметаллами, сложные вещества, образованные металлами и неметаллами.)
2. Предположите виды химических связей в каждом из веществ. (В металлах — металлическая, в неметаллах — ковалентная неполярная, в сложных веществах, образованных разными неметаллами, — ковалентная полярная, металлами и неметаллами — ионная.)
3. Используя справочную информацию из параграфа учебника, для каждого вещества укажите температуру плавления и молярные массы. (Учащиеся анализируют данные.)
4. Во всех ли группах прослеживается зависимость температуры плавления веществ от молярных масс? (Температуры плавления алмаза, кремния, оксида кремния, оксида алюминия и хлорида железа(III) значительно отклоняются от закономерно изменяющихся в пределах их групп значений.)
5. Прочитайте текст параграфа и сформулируйте ответ на вопрос: почему у веществ с похожим составом могут существенно различаться физические свойства в твёрдом агрегатном состоянии? (Учащиеся знакомятся с типами кристаллических решёток, частицами, находящимися в их узлах, и связями между ними, определяющими некоторые физические свойства, осмысливают причину различия свойств.)
6. На основании изученного материала заполните сводную таблицу (см. ниже). (Учащиеся представляют текстовый материал параграфа в виде таблицы.)
Название кристаллической решётки | Частицы в узлах кристаллической решётки | Связи, удерживающие частицы, их прочность | Характерные свойства веществ | Примеры веществ |
| | | | |
Методические особенности заданий данного типа:
включение необходимого и достаточного количества элементов содержания, для изучения которого можно разделить учащихся на группы или организовать работу внутри группы с перераспределением обязанностей;
указание последовательности действий при работе с содержанием или перечня вопросов, позволяющих воспринимать, осмысливать и представлять новую информацию.
Задание для совершенствования знаний и умений
(на запоминание, закрепление учебной информации)
Прочитайте информацию о веществах и дополните сводную (пункт 6.) таблицу.
Карборунд SiC — очень прочное вещество, нерастворимое в воде, плохо проводит тепло и электрический ток, имеет очень высокую температуру плавления (2830 С).
Сахар — белое кристаллическое вещество с температурой плавления 185 оС, хорошо растворимое в воде, его раствор не проводит электрический ток.
Сульфат натрия — белое гигроскопичное кристаллическое вещество, температура плавления 884 оС, его водный раствор хорошо проводит электрический ток.
Бронзы бывают разных видов. Температуры плавления бронз колеблются в интервале 930–1140 °C. Все они высокопластичны, электропроводны и обладают характерным блеском.
Методические особенности заданий данного типа:
направленность изученные элементы содержания;
невысокий (репродуктивный) уровень сложности.
Задание для применения знаний и умений
(на применение, обобщение, систематизацию знаний)
Даны формулы веществ:
а) MgO; б) СH4; в) Cu; г) H2.
Определите, для какого из этих веществ, находящихся в твёрдом агрегатном состоянии, имеют смысл следующие задачи.
1. Вычислите число молекул в 128 г вещества.
2. Вычислите количество вещества (моль), соответствующее массе 128 г.
Произведите соответствующие вычисления.
Методические особенности заданий данного типа:
направленность на применение изученного содержания на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях;
установление взаимосвязи с ранее изученными элементами содержания;
необходимость объяснения сущности изучаемых процессов и явлений при выполнении.
Задание для работы с дополнительными источниками информации (на формирование регулятивных и познавательных УУД)
Посмотрите видеозапись опыта, иллюстрирующего переход белого олова в серое (http://www.periodictable.ru/050Sn/Sn_exp.html). Объясните причину видимых изменений. Почему данное химическое явление получило название «оловянная чума»? Подготовьте короткое сообщение о последствиях проявления «оловянной чумы» для обмундирования русских военнослужащих, антарктической экспедиции Р. Скотта, армии Наполеона в России.
Методические особенности заданий данного типа:
направленность на расширение предметных знаний;
направленность на работу с содержанием на творческом уровне;
подкрепление средствами наглядности из различных источников.
Задание для самоконтроля
(на формирование умений самоконтроля и рефлексии)
Выберите утверждения, верные для веществ с металлической решёткой.
1. В узлах решётки находятся атомы и ионы.
2. Вещества с температурой плавления ниже 400 С можно отнести к молекулярным.
3. Частицы в узлах решётки удерживаются ковалентными связями.
4. Особенности решётки обусловливают пластичность веществ.
5. Особенности решётки обусловливают летучесть веществ.
Методические особенности заданий данного типа:
представление в тестовой форме (технологичность) с коэффициентом решаемости в пределах 0,4–0,6 (средний уровень сложности);
наличие ответов для самопроверки в конце учебника.
Представленная система заданий обладает широкими дидактическими возможностями. Преобладание частично-поискового метода обучения позволяет учащимся приобрести опыт самостоятельной познавательной деятельности, развивать регулятивные умения (планирование, самоконтроль деятельности.) Применение групповой формы организации деятельности с последующим фронтальным обсуждением результатов, систематическая подготовка небольших сообщений и их представление создают условия для развития коммуникативных умений, навыков сотрудничества, а также речи школьников. Применение этих заданий даёт возможность развивать познавательные умения (осуществлять работу с разными видами информации, перекодировать информацию), активизировать приёмы мышления (использовать методы познания) анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, использовать метод моделирования для объяснения сущности явлений. Систематическая смысловая рефлексия является важным условием достижения личностных результатов обучения, формированию нравственно-эстетического отношения к предметному содержанию.
Литература
1. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2011.
2. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.