СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система заданий по русскому языку для детей с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система заданий по русскому языку для детей с ОВЗ»

Введение

Работа с детьми с умеренной умственной отсталостью имеет ряд особенностей. Такие дети являются инвалидами, они не способны в полной мере жить самостоятельно. Но наша задача, как педагогов – обеспечить их максимально полезными и применимыми навыками.

Основополагающими предметами в развитии детей являются русский язык и чтение. Они ценны не только сами по себе, они являются основной усвоения других дисциплин. Понимание и умение владеть своим языком – это первостепенный фактор социальной адаптации, к которой мы должны стремиться. Вместе с этим, познание своего родного языка позволяет развить формы абстрактного мышления, так как даёт представление об отвлечённых понятий, которые не привязаны к конкретным материальным объектам.

Именно поэтому программа русского языка и чтения для детей, страдающих умеренной умственной отсталостью, должна быть тщательно спланирована, каждое задание должно отвечать сенситивным периодам, которые формируются у ребёнка. Вместе с этим, каждое правило или вопрос должны интегрироваться в единую обучающую систему, где все знания даются системно, постепенно, вытекают одно из другого.

В качестве основной проблемы в работе с речью детей, страдающих умеренной умственной отсталостью, можно выделить низкий словарный запас, шаблонность фраз, недостаточное понимание тонкостей использования языка. Именно на эти проблемы должны быть нацелены задания.

Также важно отметить, что при подборе заданий нельзя спешить, стремиться поскорее пройти программу. Выполнение заданий должно иметь индивидуальный темп, чтобы каждый ребёнок своевременно усваивал особенности работы русского языка. Все понятия языка должны усваиваться с опорой на исследовательскую деятельность, на попытку что-то придумать самостоятельно.

Основными целями своей работы по русскому языку я ставила:

1. Развитие умения работы со словами, понимания их детальной структуры и основных принципов изменения

2. Развитие понимания такого понятия, как часть речи, основных их видов, способов изменения и создания новых

3. Развитие понимания того, что такое предложение, типов расположения слов в нём

Основными целями своей работы по чтению я ставила:

1. Развитие умения быстрого чтения, понимания содержимого написанного текста

2. Развитие умения выразительного чтения

3. Развитие других техник чтения – чтение наизусть, чтение по ролям, выборочное чтение

4. Умение пересказывать и понимать прочитанное, формирование умения запоминать прочитанное

В качестве учебников в своей практике я использовала учебники Галунчиковой и Аксёновой в качестве источников методических материалов по русскому языку и чтению соответственно.

Задания по русскому языку для учащихся 7-го класса

1. Запиши ряды родственных слов.

Тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный.

Холод, холодильник, холодный, холодок.

Труба, трубач, трубочка, протрубил.

В каждом ряду сравни слова по значению. Устно составь словосочетания.

В какой части слова заключено общее значение слов? Выдели эту часть.

2. Прочитай текст. О чём он? Передай главную мысль своими словами.

Нам с тобой повезло. Мы живём на Земле — на самой зелён..й, самой прекрасней и самой счастливой планет.. . Берёзов..ю светл..ю рощу и ярк..ю радугу над пол..м, блестящ..ю змейку на горяч..м песке и красногрудого снегиря на сн..гу — этого не увидишь больше нигде. Жизнь отличает нашу планету от раскалённей Венеры, от изрытой кратер..ми Луны, от суров..го Марса.

Наш долг — б..речь и охранять бесценное земное богатство, пр..роду Земли.

Озаглавь текст и запиши. Вставь пропущенные орфограммы в корне и в окончании слов.

3. Прочитай стихотворение весело, задорно

Выла ножовка,

рубанок жужжал.

Дедушка резал,

я доску держал.

Стружка струилась, как змейка.

Встала на ножки скамейка.

(С. Махотин)

Спиши стихотворение. Сколько в нём предложений?

Подчеркни главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Сколько главных членов в каждом предложении?



Задания по русскому языку для учащихся 8-го класса

1. Запиши словосочетания, вставляя по смыслу приставки.

..просить у библиотекаря, ..читать до конца, ..советовать товарищу, ..дать книгу вовремя, ..помнить героев книги, ..звать автора, ..клеить потрепанную книгу, рассказать о ..читанном, ..судить поступки героев; ..писать письмо, ..благодарить за поздравление, ..просить о здоровье, ..писать свое имя, ..ставить число, четко ..писать адрес, ..просить прощения, ..делиться радостью, ..твердить день приезда, ..дать привет.

Скажи, на какие темы можно составить тексты с данными словосочетаниями.

2. Прочитай стихотворение. Найди в нем личные местоимения.

— Почему ты плачешь?

— У меня есть друг...

— Так чего ж ты плачешь?

— Он — хороший друг...

— Так зачем же плакать?!

— Он сказал мне вдруг...

Он сказал мне правду

горькую, как лук.

(Э. Мошковская)

3. Спиши. Найди в тексте глаголы, выдели в них личные окончания и укажи спряжение

Ты идешь из библиотеки, в руках держишь книгу. Хорошо, если чтение станет для тебя потребностью. Это потребность души. Ее не сравнишь с мечтой о велосипеде, обнове. Книга стоит выше всех вещей на свете. Из книг мы узнаем много интересного, полезного. С каждой новой книгой становимся умнее. В героях книг находим что-то близкое нам. Тогда мы заглядываем глубже в самих себя. (По Ю. Яковлеву)



Задания по русскому языку для учащихся 9-го класса

1. Прочитай правильно по буквам сложносокращённые слова. Уточни, что они означают.

МГУ (эм гэ у) — Московский государственный ... .

СНГ (эс эн гэ) — Содружество Независимых Государств.

АТС (а тэ эс) — автоматическая телефонная... .

ВДВ (вэ дэ вэ) — воздушно-десантные... .

МЧС (эм че эс) — Министерство по чрезвычайным... .

ОРТ (о эр тэ) — Общественное российское телевидение.

2. Спиши таблицу спряжений глаголов грустить, спеть. Вставь пропущенные личные окончания.

Какая часть слова меняется у глагола при спряжении?

3. Прочитай пословицы и поговорки, вставляя союзы и союзные слова.

1. Счастлив медведь, ... не попалcя стрелку. Счастлив и стрелок, ... не попался медведю.

2. Плохо овцам, ... волк в пастухах. ‘

3. Не всякая собака кусает, ... громко лает.

4. Нет такой птицы, ... пела, да не ела.

5. Не смейся над тем, ... дорого другому.

6. Уважай старика, ... сам старым будешь.

7. Душа на месте, ... вся семья вместе.

8. Там хорошо, ... нас нет.

9. Может случиться, ... и богатый к бедному постучится.

Запиши пословицы и поговорки.

Найди в них мудрые советы для себя.



Задания по чтению для учащихся 7-го класса

1. Изучая сказку С. Маршака “Двенадцать месяцев”, учащиеся получают карточки, на которых написаны высказывания героев произведения. Например:

“А что, мама, в эту корзину много золота войдёт?”

“Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу”

Догадайтесь, кому принадлежат эти высказывания

Объясните, почему вы так решили

Расскажите об этих героях

2. И.А. Крылов «Волк и Журавль». Заучивание наизусть басни.

3. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Знакомство с содержанием.

Чтение, анализ сказки. Работа с иллюстрациями к сказке, над изобразительно-выразительными средствами.

Выразительное чтение сказки. Знать содержание сказки. Уметь определять тип сказки, используя доказательства.



Задания по чтению для учащихся 8-го класса

1. Русская народная сказка «Волшебное кольцо» - чтение, обсуждение

2. М. Ю. Лермонтов.

Биографические сведения. Стихотворение «Смерть поэта», «Родина», «Парус», «Сосна». Отрывки из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

3. А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Знать, что такое стихотворение. Знать, что такое эпитет, метафора (слове в переносном значении), сравнении. Уметь отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определять главную мысль и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного.



Задания по чтению для учащихся 9-го класса

1. «Сказка про Василису Премудрую». Образ Иванушки в сказке. Коррекция последовательности пересказа.

2. В.А. Жуковский. Сказка. «Три пояса». Образы сестёр. Коррекция речи при пересказе.

3. Л.Н Толстой. «Севастополь в декабре месяце». Любовь к стране. Коррекция умения устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественного текста.



Заключение

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что задания по чтению и русскому языку должны быть:

1. Разнообразными, то есть покрывать самые разные стороны речевого развития – когнитивную, эмоциональную, социальную. Необходимо формировать навыки самостоятельного выполнения заданий, работы в команде, коллективного обсуждения

2. Интерактивными, то есть обратная связь со стороны учеников – их ответы, реакции должны быть качественно и количественно оценены со стороны педагога. При этом эта реакция должна быть адекватной и вне зависимости от результатов стимулировать развитие ребёнка.

3. Адекватными по сложности, то есть обеспечивать адекватное, постепенное усвоение учениками всех необходимых знаний, умений и навыков. Дети, страдающие умеренной умственной отсталостью, нуждаются в индивидуальном контроле за успеваемостью. Задания должны быть нацелены на зону ближайшего развития, то есть должны быть чуть сложнее, чем имеющиеся у ребёнка навыки. Если они будут слишком сложными или слишком простыми, мотивация к усвоению новых знаний понизится.