СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно -деятельностный подход- основа формирования метапредметных навыков учащихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие качества необходимы современному выпускнику.

Просмотр содержимого документа
«Системно -деятельностный подход- основа формирования метапредметных навыков учащихся начальных классов.»

Мастер – класс  учителя начальных классов  высшей квалификационной категории  МБОУ лицея №35  г. СТАВРОПОЛЯ  Мервинской Марины Петровны

Мастер – класс учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ лицея №35 г. СТАВРОПОЛЯ Мервинской Марины Петровны

Системно-деятельностный подход в начальной школе

Системно-деятельностный подход в начальной школе

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

 

Великая цель образования - это не знания, а действия”

Герберт Спенсер

«Мало знать – надо уметь»

Русская пословица

Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания!   Воспитанность!   Интеллектуальные и творческие силы!   Умение учиться!  Способность к саморазвитию...

Какие качества необходимы

современному выпускнику?

  • Глубокие и прочные знания!

  • Воспитанность!

  • Интеллектуальные и творческие силы!

  • Умение учиться!

  • Способность к саморазвитию...

Стать счастливым! Найти свое место в жизни! Приобрести верных друзей! Построить семью! Самореализоваться в выбранной профессии…

Стать счастливым!

  • Найти свое место в жизни!
  • Приобрести верных друзей!
  • Построить семью!
  • Самореализоваться в выбранной профессии…

Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Через него мы дадим ребёнку «перпетуум мобиле» развития, стремясь научить ребёнка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защёчных пазухах. Кризис образования - это обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.»  Профессор А.Г.Асмолов

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Через него мы дадим ребёнку «перпетуум мобиле» развития, стремясь научить ребёнка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защёчных пазухах.

Кризис образования - это обнищание души при обогащении информацией.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.»

Профессор А.Г.Асмолов

Задачи школы   Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»  В. В. Давыдов.

Задачи школы

  Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»

В. В. Давыдов.

Качество образования на данном этапе Результаты деятельности,  а деятельность- это решение задач Уровень умений,  связанных с самоопределением,  с самореализацией деятельности. Научение жить  здесь и сейчас  Важны не сами знания, а знания, как их применять Как информацию добывать, интерпретировать,  добывать  новую 8

Качество образования на данном этапе

Результаты

деятельности,

а деятельность-

это решение

задач

Уровень умений,

связанных

с самоопределением,

с самореализацией

деятельности.

Научение жить

здесь и сейчас

Важны не

сами знания,

а знания, как их

применять

Как информацию

добывать,

интерпретировать,

добывать

новую

8

Поставленные задачи и проблемы  1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;  2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности; 3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знании, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА . 8

Поставленные задачи и проблемы

  • 1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;
  • 2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;
  • 3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знании, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА .

8

Один из механизмов достижения поставленных целей Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов, которые сейчас разрабатываются. 8

Один из механизмов достижения поставленных целей

  • Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов, которые сейчас разрабатываются.

8

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.   8

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

8

Виды метапредметов: 8

Виды метапредметов:

8

«Знание» «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний). 8

«Знание»

  • «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

8

Знак Проблема   Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. 8

Знак Проблема

  Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

8

задача При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. 8

задача

При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

8

Метапредметная деятельность не тождественна общеучебной!   метапредметная деятельность Общеучебная деятельность Общеучебные умения Узкопредметные умения и навыки 8

Метапредметная деятельность не тождественна общеучебной!

метапредметная деятельность

Общеучебная деятельность

Общеучебные умения

Узкопредметные умения и навыки

8

Что значит «деятельность»? Целеустремленная система, нацеленная на результат   о братная связь (коррекция, обратная ориентация ).    психолого-возрастные и индивид. особенности развития личности ребенка 8

Что значит «деятельность»?

Целеустремленная система, нацеленная на результат

о братная связь (коррекция, обратная ориентация ).

психолого-возрастные и индивид. особенности развития личности ребенка

8

Чему должен научиться ребенок?   Овладеть универсальными учебными действиями  УУД   В действии порождается знание! .   8

Чему должен научиться ребенок?

Овладеть универсальными учебными действиями УУД В действии порождается знание! .

8

Системно-деятельностный подход   «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»  «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» 8

Системно-деятельностный подход

  •   «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»
  • «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»

8

Формы деятельности  Виды деятельности групповая парная индивидуальная фронтальная игровая исследовательская проектная рефлексивная контрольно-оценочная творческая практическая 8

Формы деятельности

Виды деятельности

групповая

парная

индивидуальная

фронтальная

игровая

исследовательская

проектная

рефлексивная

контрольно-оценочная

творческая

практическая

8

Доля усвоения знаний в зависимости от формы 21

Доля усвоения знаний в зависимости от формы

21

Системно-деятельностный подход Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).   21

Системно-деятельностный подход

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

21

Вчера Сегодня Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Вчера Сегодня

Традиционное обучение

Инновационное

развивающее обучение

Базируется на принципе доступности

Опирается на зону ближайшего развития

Учащийся выступает в роли объекта

Учащийся действует как субъект собственной УД

Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний

Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения

Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности

Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Система дидактических принципов  принцип деятельности непрерывности целостности минимакса психологической комфортности  вариативности  творчества

Система дидактических принципов

принцип деятельности

непрерывности

целостности

минимакса

психологической комфортности

вариативности

творчества

Система дидактических принципов 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Система дидактических принципов

  • 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Система дидактических принципов 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Система дидактических принципов

  • 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Система дидактических принципов Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.  Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Система дидактических принципов

  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид 1. Мотивирование к учебной деятельности Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);  2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). 28 28

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид

1. Мотивирование к учебной деятельности

  • Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
  • 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

28

28

 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии   На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;  2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;  3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;  4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 28 28

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

  • На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
  • Соответственно, данный этап предполагает:
  • 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

28

28

3. Выявление места и причины затруднения На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще 28 28

3. Выявление места и причины затруднения

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

28

28

 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство )   На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 28 28

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство )

  • На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

28

28

5. Реализация построенного проекта  На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.  Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 28 28

5. Реализация построенного проекта

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

28

28

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух 28 28

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

28

28

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону   При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:  учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 28 28

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:
  • учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
  • В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
  • Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

28

28

8. Включение в систему знаний и повторение На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм 28 28

8. Включение в систему знаний и повторение

  • На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  • Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм

28

28

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности 28 28

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

  • На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
  • В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

28 28

28

28

 Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!   Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Веди ученика от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй ученика 28

Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
  • Веди ученика от собственного опыта к общественному
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
  • Учи анализировать каждый этап работы
  • Критикуя, стимулируй ученика

28

28

28

28 28

28

28

Благодарю за внимание!   28

Благодарю за внимание!

28