Системно - деятельностный подход в обучении математики.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Поэтому основной целью своей педагогической деятельности считаю формирование у школьников компетенции «учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика, использование системно - деятельностного подхода в обучении, в сочетание с современными образовательными технологиями.
Мое знакомство с системно – деятельностным подходом в обучении произошло в сентябре 2006 года.
С 2006 года в 5-6 классах преподаю математику по дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова, . Именно такая преемственность, как показывает опыт, дает высокие результаты обучения, на них остановлюсь позже.
Учащиеся первого 5-го «занковского» класса, с которыми я начала работать, были готовы к восприятию данной технологии в среднем звене, что с одной стороны облегчала задачу при работе с классом. Сложнее обстояло дело с психологией меня как учителя, ранее работающего по традиционной системе.
Приходилось менять не только методику, но стиль поведения на уроке. Сложнее всего было и есть молчать. Терпеливо ждать, когда ученики решат поставленную перед ними задачу. Формулировать вопросы так, чтобы помочь в решение проблемы, но не подсказать правильный ответ. Часто урок, который, как мне кажется, я продумала до мелочей, проходил абсолютно по-другому. Однако я всегда анализирую свои уроки и стараюсь, чтобы все они укладывались в «общую канву». Другими словами, пытаюсь исправить на текущем уроке те недочеты, которые допустила на предыдущих. Но чаще после очередного урока получаю удовлетворение от своей работы. Это происходит тогда, когда удается с ребятами «открыть что-то новое», когда горят детские глаза, когда им, действительно, интересно.
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов, остановлюсь на некоторых:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Самое главное, ученикам становится интересно содержание урока, интересным становятся результаты собственной деятельности. Ведь в современной школе отсутствие мотивации одна из самых главных проблем.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей (пробовала внедрять с 7-го, 10-го класса, в данной ситуации тяжело приходиться всем и ученикам, и учителю, ломать не всегда хорошо)
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения (это не сентиментальные отношения, не атмосфера вседозволенности, как считают некоторые учителя, а деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и учителя; воспитание веры в себя, в свои возможности)
В системно – деятельностном подходе существуют разные типологии уроков, типологии разных авторов. В своей практической деятельности я использую следующие типы уроков: урок «открытие нового знания»; урок формирования ЗУНов (урок парной работы); уроки развивающего контроля уроки общения). На всех этих уроках происходит формирование предметных умений и навыков, но кроме этого они позволяют формировать и универсальные учебные действия.
Урок «открытия новых знаний»: на этих уроках формируется умение анализировать результаты своей деятельности, выявлять места и причины затруднений, умение ставить цели урока и подводить итог. На уроках школьники учатся решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Они наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы и обобщения. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий, познавательной активности.
Урок парной работы (формирование ЗУНов, коррекция пробелов)
Формируются навыки самостоятельной деятельности, навыки парной работы (школьники учатся управлению поведением партнера, планированию самостоятельной и совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль). Отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется реальная возможность оказания реальной помощи друг другу. Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, через нее можно совместно изучать новый материал, отрабатывать алгоритмы, тренировать друг друга, проверять, обучать, обсуждать.
Урок общение (теоретический опрос по теме, также включены небольшие практические задания).
Формируются умение организовать учебное взаимодействие в группе, сотрудничество со сверстниками, умение слушать и слышать, давать оценку своим результатам и результатом товарищей. В процессе таких уроков формируется критическое мышление, а также очень важная способность мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт.
В заключение, хотелось бы остановится, на положительных эффектах использования системно – деятельностного подхода.
Познавательная мотивация. 80% учащихся, с которыми я работаю, ходят в школу по собственному внутреннему убеждению, им нравится учиться, участвовать в различных конкурсах и т.д.
Коммуникативность. О моих учениках могу сказать, что они не боятся говорить и спрашивать то, что им не понятно, отстаивать и доказывать свою точку зрения, выступать публично на аудиторию.
Креативность. Дети творчески подходят к решению любого задания, они любят открывать знания самостоятельно, знают, что любое задание имеет разные способы решения, они не боятся предлагать свои способы, им нравится высказывать свое мнение и аргументировать его. ЗУНы – выступают как продукт такой деятельности.
Успешность. Каждый ребенок на моих уроках успешен, потому что в образовательном процессе находится та «ниша», в которой он учится действовать, в которой ему интересно, в которой у него получается. Каждый ребенок оценивает относительно себя самого.
Здоровьесохранность. Учащиеся чувствуют себя комфортно в общении с классом, учителем.
Кроме этого мои дети показывают неплохие результаты при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Показателем результативности использование системно – деятельностного подхода является успешное участие моих учащихся в различных школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д.