Системно-деятельностный подход
в обучении учащихся начальной школы
(из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска
Попонкиной Елены Александровны)
Системно-деятельностный подход – это методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе и средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Таким образом, обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

И те глубокие перемены, происходящие сейчас в школе, ставят перед учителем много вопросов:
- как «включить» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний;
- как формировать универсальные виды учебной деятельности, необходимые для развития личности;
- как научить школьника самостоятельно мыслить и передавать информацию;
- как контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- как достичь цели «научи себя учить».
Проанализировав данные вопросы, пришли к выводу, что необходим переход к новой структуре обучения, одним из условий которой является использование в своей работе современных технологий, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе.

Опыт нашей работы показывает, что основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения.
ИНТЕРАКТИВ – это обучение «погруженное» в общение.
Технология интерактивного обучения – это такая организация процесса обучения, которая основана на активном взаимодействии всех его участников.
Нужно понимать, что сегодня ценность образовательного процесса заключается не в том, что знания воспроизводятся по схеме: знаю – не знаю, умею - не умею, владею – не владею, а где знания побуждают к действию: ищу – и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю.
Существует несколько классификаций приемов данной технологии. Мы определила для себя распределение по форме организации обучения: фронтальные и групповые.

При фронтальной форме работы часто используем такие приёмы как: «Микрофон», «Мозговой штурм», «Блиц – опрос», «Незаконченное предложение». Они позволяют каждому обучающемуся в определённом порядке высказать своё мнение, участвовать в диалоге, в них возможен неправильный ответ, создают ситуацию успеха, комфортно чувствует себя и ученик, неуверенный в своих силах.
При групповой форме обучения применяем следующие виды деятельности: «Дерево знаний», «Синтез идей», «Карусель», «Метод ПРЕСС». Данные методы учат ребят общаться, использовать навыки активного слушателя, убеждать, понимать других, формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.
«Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки, а когда я передаю знания еще и другим, я учусь сам» - вот та цель, которую мы ставим перед детьми на каждом уроке. Наша задача, как учителя, - не просто передать ученику знания, а научить самостоятельно, добывать эти знания и пользоваться ими в жизни, т.е. научить его учиться! Образование - это то что остается, когда все выученное забыто.
Опыт нашей работы показывает, что моделирование уроков по технологии интерактивного обучения - дело непростое, но интересное.
Приемы данной технологии можно использовать на любом этапе урока, что дает возможность сделать продуктивным сам процесс обучения.
На организационном этапе можно использовать прием «Ледокол».
Цель: «разбить» плохое настроение, «расчистить» путь доброй мысли, хорошему расположению духа. Урок начинается с доброжелательных слов педагога, адресованных ученикам: «Давайте подарим улыбку друг другу, пожелаем удачи, успеха и отличного результата!» Затем ученики делятся пожеланиями друг с другом.

На следующем этапе - этапе постановке цели и задач урока можно использовать прием «Ассоциации». Предложенный предмет, вопрос вызывает у детей определенные ассоциации, которые они записывают в «Листы мыслителей». Затем информация обрабатывается, систематизируется и подводится к постановке цели и задачи урока.

На этапе активизации знаний можно использовать такой прием, как «Карусель». Каждый ученик попеременно находится то в роли ученика, то в роли учителя, интенсивное общение друг с другом формирует у них познавательные и коммуникативные умения.

На этапе внедрения новых знаний можно использовать такой прием, как «учебная лаборатория» по составлению интеллект - карты.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод работы с информацией.
С помощью интеллект – карты большой объем информации можно упорядочить, систематизировать в краткий графический конспект, который можно использовать при ответах. Очень удобно использовать данный прием при подготовке к экзаменам («шпаргалка»).

На завершающем этапе урока для выявления уровня осознания содержания пройденного можно использовать прием «Блиц – турнир», «Незаконченное предложение» или «Шесть шляп»

Правила использования шляп.
Белая шляпа – искать в обсуждаемом вопросе только факты;
Красная шляпа – проанализировать вопрос с позиции чувств;
Желтая шляпа – рассмотреть вопрос с позиции «ЗА».
Черная шляпа – рассмотреть вопрос с позиции «ПРОТИВ».
Зеленая шляпа – предложить новые, нестандартные пути решения вопроса.
Синяя шляпа – осмысление и анализ предложенного вопроса.
Помните:
Какую шляпу на себя надеваем, такую мысль в ней и порождаем.
И не забывайте главное правило дискуссии: «В споре рождается истина!»
Каждая шляпа – это роль, которую нужно будет сыграть:
Белая шляпа | Красная шляпа | Желтая шляпа | Черная шляпа | Зеленая шляпа | Синяя шляпа |
Теоретик | Художник | Оптимист | Критик | Практик | Режиссер - руководитель |
Играйте свои роли!
Также в своей работе используем технологию развития критического мышления (ТРКМ), которая позволяет формировать у учащихся творческое, самостоятельное, конструктивное мышление и тем самым активизирует у учащихся процесс познания.

Эта технология универсальна. Ее можно использовать на любом уроке.
В основу технологии положена базовая модель, состоящая из трех этапов:
I этап: вызов. На этом этапе происходит «создание мотива к обучению». Чтобы задать тон урока можно использовать такие приемы как «Дерево предсказаний» или «Корзину идей». Дети выдвигают гипотезы по теме урока, связывают их в логические цепочки, сравнивают собственное мнение с мнением товарища, обобщают, делают выводы и формулируют проблемный вопрос.
II этап: осмысление. Главное здесь получить как можно больше новой информации и соотнести с уже известной. Можно использовать на этом этапе урока такие приемы, как « Чтение с пометами», где ребенок выделяет карандашом информацию, которую уже знал и что узнал новое. А затем представляет ее с помощью таблицы «Знал – Узнал – Хочу узнать». Можно использовать также и «Кластер» - это графический краткий опорный конспект, который составляет ребенок, а потом использует его при ответе.
III этап: рефлексия. Это выведение знаний на уровень применения и понимания. Здесь можно использовать такой прием, как «Синквейн».
Это особое стихотворение, с помощью которого дети кратко систематизируют всю полученную информацию на уроке. Можно использовать также прием «Да- нетки», материал систематизируется с помощью утвердительных вопросов и проверяется с помощью сигнальной карточки «Да – Нет».
Подводя итог урока, и оценивание себя и своей работы на уроке, можно использовать такой прием, как «Рефлексивная мишень». Чем выше метка к центру, тем выше самооценка ребенка за урок
Самые лучшие уроки, это те уроки, когда ученики спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения, ведь главная цель деятельности учителя – это научить ребенка учиться

Анализируя то, как организован учебный процесс, можно с уверенностью сказать, что мир детства у наших учеников получается насыщенным и интересным. Дети чувствуют себя значимыми, во всем себя пробуют; идут в ногу с инновациями. Именно через деятельность и в процессе деятельности ребенок становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Становится успешным человеком.