СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает о путях выявления неуспевающих учащихся, их классификации. содержит памятки по работе с неуспевающими учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования»

Выступление на педагогическом совете

учителя начальных классов первой квалификационной категории

системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования

Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения



Дьяченко Д. И.

[email protected]



Создание системы профилактики школьной неуспеваемости

как средство повышения качества образования

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Одной из главных проблем, которую приходится решать всем педагогам, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Не секрет, что количество таких детей в школах составляет примерно 10-15 %. Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”.

Чтобы педагогу найти средство для преодоления неуспеваемости, ему надо узнать причины, порождающие ее. У каждого отстающего ребенка своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников. Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.



Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой.  Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук.



В начале своей профессиональной деятельности молодой учитель сталкивается с определенными трудностями, так как каждый ребенок характеризуется личностными особенностями – особой мотивацией, самосознанием, характером, своеобразным поведением. При каждом варианте развития личности у детей могут возникнуть школьные проблемы, которые способствуют возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости. К сожалению, наряду с успешными в обучении детьми в школе есть и учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Я не ошибусь, если скажу, что неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из школьных проблем. Задача любого учреждения – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагоги и психологи. Наша школа не исключение.



Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Каждый из нас может привести примеры из своей личной жизни, педагогической практики, или просто из истории о выдающихся людях, которые испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках, по окончании школы. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.



В этой связи возникает главный вопрос: можно ли так организовать жизнь и обучение учащихся в школе, чтобы в ней не было неуспевающих учеников? Можно ли так строить и проводить процесс обучения по любому учебному предмету, чтобы по этому предмету не было неуспевающих?

Учащиеся очень разные, даже параллельные классы очень разные, и учителю нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся, особенности классных коллективов, чтобы разумно использовать их для осуществления общих целей воспитания и обучения.

Серьёзные недостатки в сформированности обще учебных умений и навыков оказывают большое влияние на успеваемость учащихся и зачастую являются одной из причин неуспеваемости.

Сегодня мы с Вами и попытаемся найти причины неуспеваемости, способы ее преодоления.



Определим сначала характерные признаки неуспешного ученика:

Один из американских психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине, сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Впереди – успевающие, сзади – отстающие, неуспевающие.



Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний и устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.





Система по предупреждению и профилактике неуспеваемости учащихся.

1. Первым и важным звеном в работе данной системы является определение категории, к которой относится неуспевающий ученик с целью вскрытия причин неуспеваемости.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты напрасны.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Что можно отнести к внешним причинам?

1) В первую очередь социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. К социальным причинам относятся и неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Так оно и есть: четверо наших слабоуспевающих учащихся из не очень неблагополучных семей.

2) К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации образовательного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).

Ну, а каковы же внутренние причины неуспеваемости?

1) Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции. Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников. Безусловно, все это необходимо учитывать при организации образовательного процесса. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

2)К внутренним причинам также следует отнести психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора, низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников.

3) К внутренним причинам следует отнести проблему отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

4) И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся.

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. Но для устранения и предотвращения неуспеваемости необходимо знать не только ее причины.



Важнейшим предупреждением неуспеваемости является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика.

В глазах учителей все неуспевающие учащегося абсолютно одинаковы.

Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися.

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

Первый тип неуспевающих – неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. Хочу, но не могу.

Второй тип – учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника. Могу, но не хочу.

Третий тип - неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу. Не могу и не хочу.

Если учитель ознакомлен с подобной типологией, и может самостоятельно определить, к какому именно типу неуспевающих относятся их ученики, он может оказать помощь каждой из групп неуспевающих учеников, применяя индивидуальный подход к каждой из них.

Первый тип неуспевающих школьников – «Хочу, но не могу».

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.



Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.



Исследователи считают, что:

Основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться.

Второй тип неуспевающих школьников – «Могу, но не хочу».

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться.

Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников такого типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно.

Желательно продумывать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес,

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредотачивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.

Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы начинается с воспитательной и внеурочной работы.

Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных вечеров, “КВНов”; участию в интеллектуальных конкурсах “Кенгуру”, “Журавлик” и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам.

Третий тип неуспевающих школьников – «Не могу и не хочу».

Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям?

Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость.

Следующим важным звеном в системе по предупреждению неуспеваемости является грамотная организация образовательного процесса во взаимосвязи всех её элементов: руководства, педагогов, учащихся, их законных представителей.

Предупреждению неуспеваемости способствует систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.


Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся, также является залогом повышения качества образования.


Осуществление специального контроля за работой педагогов с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы – связующее звено в данной системе.

Виды контроля:

- ежедневно - учет посещаемости учащимися учебных занятий;

- ежемесячно - заседания Совета по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений; родительская суббота;

- 1 раз в четверть – родительские собрания, родительский университет; анализ успеваемости.



Подводя итог, можно сделать вывод:

  • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.

  • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

  • Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Наиболее реальные пути для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня, т.е. повышения качества образования - это:

  • правильное раскрытие причин неуспеваемости,

  • определение путей ее ликвидации,

  • высокое качество уроков,

  • реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом,

  • использование передовых методов в обучении,

  • четко поставленный контроль за учебным процессом.

Основное условие предупреждения и преодоления неуспеваемости – это высокое качество урока!

Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимы:

1. Жесткий контроль выполнения всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся.

2. Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения)

3.Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе.

4. Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах

5. Домашнее задание должно содержать обязательную часть и дополнительную.

6. Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия.

7. Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащихся с замедленным восприятием.

Закончить свое выступление я хочу притчей.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы. Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки...

Создавая определённые условия, мы выращиваем из маленьких ростков сильные и крепкие растения. Так же, применяя определённые педагогические технологии, методы и приёмы, мы помогаем стать нашим ученикам уверенными в себе, в своих знаниях, помогаем стать успешными в жизни, наделяем их крыльями.