СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система двух линейных уравнений с двумя переменными

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система двух линейных уравнений

с двумя переменными

Просмотр содержимого документа
«Система двух линейных уравнений с двумя переменными»

Автор : учитель математики Олейник Татьяна Алекандровна

Автор : учитель математики

Олейник Татьяна Алекандровна

1.Что называют системой двух линейных уравнений с двумя переменными? 2.Знак системы? 3.Что называют решением системы двух уравнений с двумя переменными? 4.Что значит решить систему уравнений?

1.Что называют системой двух линейных уравнений с двумя переменными?

2.Знак системы?

3.Что называют решением системы двух уравнений с двумя переменными?

4.Что значит решить систему уравнений?

Способы решения систем двух линейных   уравнений с двумя переменными 1.Способ подстановки 2.Способ алгебраического сложения 3.Графический способ 4.Формулы Крамера 5.Метод подбора

Способы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными

1.Способ подстановки

2.Способ алгебраического сложения

3.Графический способ

4.Формулы Крамера

5.Метод подбора

Способ подстановки 1. Из одного уравнения системы (всё равно из какого)выразить одну переменную через другую, например, y через x . 2. Полученное выражение подставить в другое уравнение системы и получить уравнение с одной переменной x . 3. Решить это уравнение, найти значение x . 4. Подставить найденное значение x в выражение для y и найти значение y . 5. Записать ответ в виде упорядоченной пары ( x;y)

Способ подстановки

1. Из одного уравнения системы (всё равно из какого)выразить одну переменную через другую, например, y через x .

2. Полученное выражение подставить в другое уравнение системы и получить уравнение с одной переменной x .

3. Решить это уравнение, найти значение x .

4. Подставить найденное значение x в выражение для y и найти значение y .

5. Записать ответ в виде упорядоченной пары ( x;y)

Решить систему уравнений методом подстановки  -3x=-3 X=-3: (-3) X=1 y=4-2 * 1 y =2 Ответ: (1;2) 2x+y=4 y=4-2x X+2*(4-2x)=5 X+8-4x=5 X-4x=5-8

Решить систему уравнений методом подстановки

-3x=-3

X=-3: (-3)

X=1

y=4-2 * 1

y =2

Ответ: (1;2)

2x+y=4

y=4-2x

X+2*(4-2x)=5

X+8-4x=5

X-4x=5-8

Способ алгебраического сложения  1.Уравнять модули коэффициентов при одной из переменных; 2.Складывая или вычитая полученные уравнения, найти значение одной переменной; 3.Подставить найденное значение в одно из уравнений исходной системы и найти значение второй переменной; 4. Записать ответ в виде упорядоченной пары ( x;y).

Способ алгебраического сложения

1.Уравнять модули коэффициентов при одной из переменных;

2.Складывая или вычитая полученные уравнения, найти значение одной переменной;

3.Подставить найденное значение в одно из уравнений исходной системы и найти значение второй переменной;

4. Записать ответ в виде упорядоченной пары ( x;y).

Решить систему уравнений  способом алгебраического сложения X+2y=5 X+2 *2=5 X+4=5 X=1 Ответ: (1;2) 3 y =6 y=2

Решить систему уравнений способом алгебраического сложения

X+2y=5

X+2 *2=5

X+4=5

X=1

Ответ: (1;2)

3 y =6

y=2

Графический способ 1 .Выразить y через x из каждого уравнения системы 2.Построить графики функций в одной координатной плоскости.  3.Найти координаты общей  точки графиков ( если графики имеют общую точку) 4 Записать ответ в виде x≈… И y≈

Графический способ

1 .Выразить y через x из каждого уравнения системы

2.Построить графики функций

в одной координатной плоскости.

3.Найти координаты общей точки графиков ( если графики имеют общую точку)

4 Записать ответ в виде x≈… И y≈

y y y y x x x x Одно решение,т.к. прямые пересекаются. Нет решений,т.к.прямые не имеют общих точек Бесконечно много решений,т.к.все точки прямых общие

y

y

y

y

x

x

x

x

Одно решение,т.к. прямые пересекаются.

Нет решений,т.к.прямые не имеют общих точек

Бесконечно много решений,т.к.все точки прямых общие

Достоинство графического способа – н аглядность. Недостаток графического способа– приближённые значения переменных Если система уравнений не имеет решений , то она называется н есовместной. Если система уравнений имеет бесконечно много  решений, то она называется  неопределённой

Достоинство графического способа – н аглядность.

Недостаток графического способа–

приближённые значения переменных

Если система уравнений не имеет решений , то она называется н есовместной.

Если система уравнений имеет бесконечно много решений, то она называется неопределённой

прямые Общие точки Одна общая точка Система имеет Нет общих точек Одно решение О системе говорят Не имеет решений Много общих точек Имеет решение Много решений несовместна неопределена

прямые

Общие точки

Одна общая точка

Система имеет

Нет общих точек

Одно решение

О системе говорят

Не имеет решений

Много общих точек

Имеет решение

Много решений

несовместна

неопределена

Решить графически систему уравнений  X+2y=5 2y=5-x y=2,5-0,5x 2x+y=4 Y=4-2x y 1 1 0 3 x x 2 4 y 1 2 y 2 X+2y=5 1 x 2x+y=4 Ответ: x=1, y=2.

Решить графически систему уравнений

X+2y=5

2y=5-x

y=2,5-0,5x

2x+y=4

Y=4-2x

y

1

1

0

3

x

x

2

4

y

1

2

y

2

X+2y=5

1

x

2x+y=4

Ответ: x=1, y=2.

Формулы Крамера ∆ ---- главный определитель  вспомогательные определители a1 b1 a2 b2 ∆ = =a1 * b2 –a2 * b1 1 .Если главный определитель не равен нулю, то система имеет одно решение. 2.Если главный определитель равен нулю, то: Нет решений, если вспомогательные определители не равны нулю; Много решений, если вспомогательные определители равны нулю C1 b1 C2 b2 = =c1 * b2 –c2 * b 1 x x A1 c1 A2 c2 = =a1 * c2 –a2* с1

Формулы Крамера

∆ ---- главный определитель

вспомогательные определители

a1 b1

a2 b2

∆ =

=a1 * b2 –a2 * b1

1 .Если главный определитель не равен нулю, то система имеет одно решение.

2.Если главный определитель равен нулю, то:

Нет решений, если вспомогательные определители не равны нулю;

Много решений, если вспомогательные определители равны нулю

C1 b1

C2 b2

=

=c1 * b2 –c2 * b 1

x

x

A1 c1

A2 c2

=

=a1 * c2 –a2* с1

Решить систему по формулам Крамера 2 2 1 = 1*1-2*2=-3 ≠0 =-3 ; (-3) =1 5 2 4 1 = 5*1-4*2=-3 -6 : (-3) =2 1 5 2 4 =1*4-2*5=-6 Ответ: (1;2)

Решить систему по формулам Крамера

  • 2

2 1

= 1*1-2*2=-3 ≠0

=-3 ; (-3) =1

5 2

4 1

= 5*1-4*2=-3

-6 : (-3) =2

1 5

2 4

=1*4-2*5=-6

Ответ: (1;2)

Метод подбора  1. Назови решение системы уравнений:    2.К уравнению x+y=6 добавь такое уравнение, чтобы решением системы была упорядоченная пара чисел (4;2) 3. Придумать систему уравнений такую, чтобы её решением была упорядоченная пара чисел (5;2)

Метод подбора

1. Назови решение системы уравнений:

2.К уравнению x+y=6 добавь такое уравнение, чтобы решением системы была упорядоченная пара чисел (4;2)

3. Придумать систему уравнений такую, чтобы её решением была упорядоченная пара чисел (5;2)

О количестве решений системы уравнений по виду системы Одно решение Одно решение

О количестве решений системы уравнений по виду системы

Одно решение

Одно решение

Нет решений  , если Нет решений y x О

Нет решений , если

Нет решений

y

x

О

Много решений , если Много решений y x 1

Много решений , если

Много решений

y

x

1

Проверь себя ( работа в группах) При каком значении параметра система уравнений имеет одно решение? При каком значении параметра система уравнений не имеет решений?

Проверь себя ( работа в группах)

При каком значении параметра система уравнений имеет одно решение?

При каком значении параметра система уравнений не имеет решений?

При каком значении параметра система уравнений имеет много решений? Решение: Система имеет много решений, если 4a-4=3a; 4a-3a=4; a=4 Значит при a=4  и Так как  То при a =4 система имеет много решений

При каком значении параметра система уравнений имеет много решений?

Решение:

Система имеет много решений, если

4a-4=3a; 4a-3a=4; a=4

Значит при a=4

и

Так как

То при a =4 система имеет много решений

Итак, мы научились: 1.Решать системы линейных уравнений разными способами; 2.По виду системы отвечать на вопрос: «сколько решений имеет система» 3.А также узнали, при каком условии прямые параллельны, пересекаются.

Итак, мы научились:

1.Решать системы линейных уравнений разными способами;

2.По виду системы отвечать на вопрос: «сколько решений имеет система»

3.А также узнали, при каком условии прямые параллельны, пересекаются.

Зачётная работа по теме: «Решение систем линейных уравнений» Решить систему разными способами(3балла за каждый способ)     2.Решить систему уравнений методом подбора(1 балл)

Зачётная работа по теме: «Решение систем линейных уравнений»

  • Решить систему разными способами(3балла за каждый способ)

2.Решить систему уравнений методом подбора(1 балл)

3. При всех значениях параметра a , определите число решений системы (3балла): 4.При каком значении параметра a система имеет единственное решение (2 балла): 5.При каком значении параметра a система не совместна ( 2 балла):

3. При всех значениях параметра a , определите число решений системы (3балла):

4.При каком значении параметра a система имеет единственное решение (2 балла):

5.При каком значении параметра a система не совместна ( 2 балла):

6.При каком значении параметра a система уравнений неопределена (2 балла): 7. Прямая y=kx+b проходит через точки A(2;7) и B (-1;-2).Найдите значения k и b.(2 балла) Шкала оценивания: 20б-24б --- «5» ; 13б –15б --- «4» ; 6б-9б--- «3»

6.При каком значении параметра a система уравнений неопределена (2 балла):

7. Прямая y=kx+b проходит через точки A(2;7) и

B (-1;-2).Найдите значения k и b.(2 балла)

Шкала оценивания:

20б-24б --- «5» ; 13б –15б --- «4» ; 6б-9б--- «3»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!