СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система охлаждения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение, устройство и принцип действия системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Просмотр содержимого документа
«Система охлаждения»

Система охлаждения. Принципы работы, назначение, классификация систем охлаждения. Водяные насосы и вентиляторы.

Система охлаждения.

Принципы работы, назначение, классификация систем охлаждения. Водяные насосы и вентиляторы.

ВЫКЛЮЧИТЬ Во время занятий ПОЖАЛУЙСТА Телефон выключить

ВЫКЛЮЧИТЬ

Во время занятий

ПОЖАЛУЙСТА

Телефон выключить

Цель урока Разъяснить классификацию и назначение систем охлаждения ДВС. Ознакомить с общим устройством и принципом работы систем охлаждения ДВС. Разобраться с устройством и принципом работы водяных насосов, вентиляторов.

Цель урока

  • Разъяснить классификацию и назначение систем охлаждения ДВС.
  • Ознакомить с общим устройством и принципом работы систем охлаждения ДВС.
  • Разобраться с устройством и принципом работы водяных насосов, вентиляторов.
Актуализация знаний, умений, навыков:   Какие охлаждающие жидкости вам известны? Какие недостатки и преимущества вы можете указать в известных вам охлаждающих жидкостях? Для чего, на ваш взгляд, предназначена система охлаждения ДВС? Что означает технический термин – теплообменник?

Актуализация знаний, умений, навыков:

  • Какие охлаждающие жидкости вам известны?
  • Какие недостатки и преимущества вы можете указать в известных вам охлаждающих жидкостях?
  • Для чего, на ваш взгляд, предназначена система охлаждения ДВС?
  • Что означает технический термин – теплообменник?
Назначение системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Наивыгоднейшее тепловое состояние двигателя поддерживает система охлаждения, которая отводит лишнюю теплоту от деталей и передает ее окружающему воздуху. Если теплота от деталей отводится непосредственно воздухом, то такое охлаждение называют  воздушным, если же передатчиком теплоты воздуху служит жидкость — жидкостным.

Назначение системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

  • Наивыгоднейшее тепловое состояние двигателя поддерживает система охлаждения, которая отводит лишнюю теплоту от деталей и передает ее окружающему воздуху. Если теплота от деталей отводится непосредственно воздухом, то такое охлаждение называют воздушным, если же передатчиком теплоты воздуху служит жидкость — жидкостным.
Охлаждающая жидкость. Вода. Тосол. Антифриз.

Охлаждающая жидкость.

Вода.

Тосол.

Антифриз.

Классификация систем охлаждения ДВС. Воздушная система охлаждения Жидкостная система охлаждения принудительная закрытая, термосифонная. закрытая, принудительная. поточная.

Классификация систем охлаждения ДВС.

Воздушная система охлаждения

Жидкостная система охлаждения

принудительная

закрытая, термосифонная.

закрытая, принудительная.

поточная.

Общее устройство жидкостной системы охлаждения ДВС. Рубашка охлаждения блок-картера Рубашка охлаждения головки блока цилиндров. Гидромуфта или вентилятор с приводом в сборе. Радиатор в сборе. Предпусковой подогреватель. Термостат. Охлаждающая жидкость. Соединительные патрубки. Отопитель салона.

Общее устройство жидкостной системы охлаждения ДВС.

Рубашка охлаждения блок-картера

Рубашка охлаждения головки блока цилиндров.

Гидромуфта или вентилятор с приводом в сборе.

Радиатор в сборе.

Предпусковой подогреватель.

Термостат.

Охлаждающая жидкость.

Соединительные патрубки.

Отопитель салона.

Вставка рисунка Система охлаждения дизеля Д-240Л (а) и схемы установки термостата на Д-240 (б) и Д-240Л (в):   1 — клиновой ремень; 2 — масляный радиатор; 3 — водяной насос; 4 и 13 — шланги; 5 — вентилятор; 6 — кожух вентилятора; 7 — сердцевина (трубки) радиатора; 8 — маслопровод; 9—верхний бак радиатора; 10 — трос; 11 —крышка заливной горловины; 12 — паровоз­душная трубка; 14 — термостат; 15 — корпус термостата; 16—водоотводящая труба; 17 — указатель температуры; 18, 19 и 22 — патрубки; 20 — датчик; 21 — амортизатор; 23 — ниж­ний бак радиатора; 24 — сливной кран; 25 — шторка; 26 — радиатор.

Вставка рисунка

Система охлаждения дизеля Д-240Л (а) и схемы установки термостата на Д-240 (б) и Д-240Л (в):

1 — клиновой ремень; 2 — масляный радиатор; 3 — водяной насос; 4 и 13 — шланги; 5 — вентилятор; 6 — кожух вентилятора; 7 — сердцевина (трубки) радиатора; 8 — маслопровод; 9—верхний бак радиатора; 10 — трос; 11 —крышка заливной горловины; 12 — паровоз­душная трубка; 14 — термостат; 15 — корпус термостата; 16—водоотводящая труба; 17 — указатель температуры; 18, 19 и 22 — патрубки; 20 — датчик; 21 — амортизатор; 23 — ниж­ний бак радиатора; 24 — сливной кран; 25 — шторка; 26 — радиатор.

На рисунке показана система жидкостного охлаждения двигателя Д-240 — типичная для двигателей с рядным расположением цилиндров. Как и у всех изучаемых двигателей, рассматриваемая система охлаждения  закрытая. Это значит, что ее внутренняя полость сообщается с атмосферой лишь кратковременно, через специальный паровоздушный клапан, когда давление в ней станет больше или меньше допустимого. Благодаря этому вода меньше испаряется, а закипает при температуре больше 100°С. При работе двигателя в системе происходит принудительная циркуляция воды.

На рисунке показана система жидкостного охлаждения двигателя Д-240 — типичная для двигателей с рядным расположением цилиндров. Как и у всех изучаемых двигателей, рассматриваемая система охлаждения закрытая. Это значит, что ее внутренняя полость сообщается с атмосферой лишь кратковременно, через специальный паровоздушный клапан, когда давление в ней станет больше или меньше допустимого. Благодаря этому вода меньше испаряется, а закипает при температуре больше 100°С.

При работе двигателя в системе происходит принудительная циркуляция воды.

Вода может циркулировать в системе и без насоса — за счет уменьшения ее плотности при нагревании. Именно такая  термосифонная циркуляция  происходит при прогреве пускового двигателя. Системы охлаждения проектируют в расчете на наиболее тяже­лые условия, предполагая, что двигатель будет работать с полной нагрузкой при высокой температуре окружающего воздуха.  Чтобы такая система не переохлаждала двигатель и при любых нагрузках и погоде обеспечивала наивыгоднейший тепловой режим, а после пуска быстрейший прогрев, в ней имеются регулирующие устройства. Охлаждение регулируют за счет изменения количества воздуха и воды, проходящих через радиатор.  Поток воздуха изменяют шторкой или жалюзи , расположенными перед радиатором, открывают .или закрывают которые с рабочего места водителя. В некоторых двигателях количество воздуха, проходящего через радиатор, регулируется автоматически, периодическим отключением вентилятора, приводимого в действие через гидромуфту.

Вода может циркулировать в системе и без насоса — за счет уменьшения ее плотности при нагревании. Именно такая термосифонная циркуляция происходит при прогреве пускового двигателя. Системы охлаждения проектируют в расчете на наиболее тяже­лые условия, предполагая, что двигатель будет работать с полной нагрузкой при высокой температуре окружающего воздуха.

Чтобы такая система не переохлаждала двигатель и при любых нагрузках и погоде обеспечивала наивыгоднейший тепловой режим, а после пуска быстрейший прогрев, в ней имеются регулирующие устройства. Охлаждение регулируют за счет изменения количества воздуха и воды, проходящих через радиатор.

Поток воздуха изменяют шторкой или жалюзи , расположенными перед радиатором, открывают .или закрывают которые с рабочего места водителя. В некоторых двигателях количество воздуха, проходящего через радиатор, регулируется автоматически, периодическим отключением вентилятора, приводимого в действие через гидромуфту.

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Вставка рисунка Крышка заливной горловины 1— воздушный клапан; 2 — горловина радиатора; 3 — прокладка; 4 — паровой клапан; 5—пробка; 6 — шток; 7 — пружина; 8 — пароотводная трубка

Вставка рисунка

Крышка заливной горловины

1— воздушный клапан; 2 — горловина радиатора; 3 — прокладка; 4 — паровой клапан; 5—пробка; 6 — шток; 7 — пружина; 8 — пароотводная трубка

Закрепление изученного материала:   Какие последствия вызывают перегрев и переохлаждение двигателя?  Какими способами можно регулировать тепловое состояние двигателя?  Почему нагнетательная полость водяного насоса выполнена с расширением в сторону вращения?  Как предотвратить отложение накипи в системе охлаждения?

Закрепление изученного материала:

  • Какие последствия вызывают перегрев и переохлаждение двигателя?
  • Какими способами можно регулировать тепловое состояние двигателя?
  • Почему нагнетательная полость водяного насоса выполнена с расширением в сторону вращения?
  • Как предотвратить отложение накипи в системе охлаждения?
Инструктаж домашнего задания: В.А.Родичев « Тракторы и автомобили» стр. 62-72 Б.М.Гельман. «Сельскохозяйственные тракторы и автомобили» т.1 стр. 89-94.

Инструктаж домашнего задания:

  • В.А.Родичев « Тракторы и автомобили» стр. 62-72
  • Б.М.Гельман. «Сельскохозяйственные тракторы и автомобили» т.1 стр. 89-94.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!