Система оценивания метапредметных УУД в начальных классах
Новикова Г.А.,
учитель начальных классов
В настоящее время большое значение уделяется формированию метапредметных результатов. Работая в начальной школе, я сталкиваюсь с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов. Это наиболее ярко проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету. Возникает ситуация, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества;
Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.
Методы оценочной деятельности:
наблюдение,
тестирование,
практические работы,
рисунки.
Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Формы оценки:
- индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос.
Методы контроля:
наблюдение,
проектирование,
тестирование.
Инструментарий контроля:
В своей работе я использую следующие методики:
Коммуникативные УУД (1 четверть)
Задание «Левая и правая стороны» (1-2 классы) (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
| Ф.И | Ф.И | Ф.И | Ф.И | Ф.И | Ф.И |
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую. | + | - | + | + | + | + |
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. | + | + | + | + | _ | + |
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета? | _ | + | + | + | + | _ |
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш? | + | + | _ | + | + | + |
Уровень оценивания | С | С | С | В | С | С |
Вывод: 5 учащихся имеют средний уровень: ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
1 учащийся имеет высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5-7 лет
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Пара | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. |
Степень сходства узоров на рукавичках | Высокая | средняя | высокая |
Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать | + | + | + |
Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности | + | + | + |
Взаимопомощь по ходу рисования | + | - | + |
Эмоциональное отношение к совместной деятельности | позитивное -работают с удовольствием и интересом | нейтральное -взаимодействуют друг с другом в силу необходимости | позитивное -работают с удовольствием и интересом |
Уровни оценивания | Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. | Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. | Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. |
Методика "Рисование по точкам". (1-2 классы)
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | всего | |
1 | | 4 | 7 | 5 | 7 | 6 | 4 | 32 | с |
2 | | 4 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 17 | н |
3 | | 5 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 39 | в |
4 | | 5 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 39 | в |
5 | | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 40 | в |
6 | | 5 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 39 | в |
Интерпретация результатов:
33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.
Выводы: высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия показали 4 учащихся.
У одного учащегося ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушение заданной системы требований, предложенной взрослым, показал 1 учащийся.
Познавательные УУД
Проба на определение количества слов в предложении (1 класс)
(С.Н. Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: учитель/психолог зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1. Скажи, сколько слов в предложении.
2. Назови первое слово, второе и т. д.
Предлагаемые предложения:
Маша и Юра пошли в лес.
Таня и Петя играют в мяч.
Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.
Уровни оценивания:
1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные, предметы.
2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог, или союз) или полностью правильный ответ.
Результаты формирования универсальных учебных действий (регулятивных УД)
обучающегося 1 класса ___________________________
№ п/п | Четверть Навык | I | II | III | IV |
1 | Организовать своё рабочее место | | | | |
2 | Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях | | | | |
3 | Определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях | | | | |
4 | Использовать в своей деятельности простые приборы и инструменты: | | | | |
-линейку | | | | |
-треугольник | | | | |
-ножницы | | | | |
-клей | | | | |
-циркуль | | | | |
5 | Принимать учебную задачу | | | | |
6 | Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности | | | | |
7 | Осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности | | | | |
8 | В сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи | | | | |
9 | Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя | | | | |
10 | Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя | | | | |
11 | Отбор эффективных способов, вариантов | | | | |
Условные обозначения:
+ -высокий уровень
О – средний уровень
- - низкий уровень
Результаты формирования универсальных учебных действий (познавательных УД)
обучающегося 1 класса ____________________________
№ п/п | Четверть Навык | I | II | III | IV |
1 | Участвовать в диалоге на уроке, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях | | | | |
2 | Отвечать на вопросы учителя, товарищей | | | | |
3 | Слушать и понимать речь других | | | | |
4 | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: | | | | |
-здороваться | | | | |
-прощаться | | | | |
-благодарить | | | | |
5 | Участвовать в паре | | | | |
6 | Сравнивать, упорядочивать объекты по разным признакам | | | | |
7 | Классифицировать | | | | |
8 | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | | | | |
9 | Связывать временные представления | | | | |
10 | Понимать информацию, кодировать информацию | | | | |
11 | Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач | | | | |
12 | Проектирование изделий, реализация замысла | | | | |
13 | Осуществлять поиск необходимой информации | | | | |
Результаты формирования универсальных учебных действий (коммуникативных УУД) обучающегося 1 класса ______________
№ п/п | Четверть Навык | I | II | III | IV |
1 | Использовать простые речевые средства для передачи собственного мнения | | | | |
2 | Выражать свою точку зрения | | | | |
3 | Строить понятные для партнёра высказывания | | | | |
4 | Воспринимать мнения других | | | | |
5 | Адекватно использовать средства устного общения | | | | |
Итоговая комплексная метапредметная контрольная работа
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
результат | Высокий (90-100%) | Повышенный (66-89 %) | Средний (50-65 %) | Низкий (менее 50%) |
| 14-15 баллов | 13 баллов (86, 6 %) | 12 баллов (80 %) | 11 баллов (73 %) | 8 баллов (53,3%) | 0 |
количество человек | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 |
соотношение в % | 0 | 17 % | 33% | 33% | 17 % | 0 |
Итого | 0 | 83 % | 17 % | 0 |