СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания метапредметных УУД В начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке приведены примеры диагностики метапредметных УУД в начальной школе. Описаны методики "Рукавичка" Г.А.Цукерман, " Левая и правая сторона" Р.Пиаже, методика "Рисование по точкам", листы наблюдений формирования метапредметных УУД по учебным четвертям с примерами анализа.

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания метапредметных УУД В начальной школе»


Система оценивания метапредметных УУД в начальных классах

Новикова Г.А.,

учитель начальных классов

В настоящее время большое значение уделяется формированию метапредметных результатов. Работая в начальной школе, я сталкиваюсь с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов. Это наиболее ярко проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету. Возникает ситуация, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества;

Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
-
решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.

   Методы оценочной деятельности:

  • наблюдение,

  • тестирование,

  • практические работы,

  • рисунки.

Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Формы оценки:
-
индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос. 

Методы контроля:

  • наблюдение,

  •  проектирование,

  • тестирование.

Инструментарий контроля:

  • лист самооценки,

  • задания, отражающие формирование УУД,

  • карта наблюдений, тест,

  • мониторинг.


В своей работе я использую следующие методики:

Коммуникативные УУД (1 четверть)

Задание «Левая и правая стороны» (1-2 классы) (Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Критерии оценивания:

— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.







Ф.И

Ф.И

Ф.И

Ф.И

Ф.И

Ф.И

1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

+

-

+

+

+

+

2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.

+

+

+

+

_

+

3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?

_

+

+

+

+

_

4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?

+

+

_

+

+

+

Уровень оценивания

С

С

С

В

С

С

Вывод: 5 учащихся имеют средний уровень: ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

1 учащийся имеет высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5-7 лет
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.



Пара

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Степень сходства узоров на рукавичках

Высокая

средняя

высокая

Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать

+

+

+

Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности

+

+

+

Взаимопомощь по ходу рисования

+

-

+

Эмоциональное отношение к совместной деятельности

позитивное -работают с удовольствием и интересом

нейтральное -взаимодействуют друг с другом в силу необходимости

позитивное -работают с удовольствием и интересом

Уровни оценивания


Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.


Методика "Рисование по точкам". (1-2 классы)

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

п/п

Фамилия, имя учащегося

1

2

3

4

5

6

всего


1


4

7

5

7

6

4

32

с

2


4

2

2

5

2

2

17

н

3


5

7

7

7

6

7

39

в

4


5

7

7

7

6

7

39

в

5


6

7

7

7

6

7

40

в

6


5

7

7

7

6

7

39

в


Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Выводы: высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия показали 4 учащихся.

У одного учащегося ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушение заданной системы требований, предложенной взрослым, показал 1 учащийся.


Познавательные УУД

Проба на определение количества слов в предложении (1 класс)

(С.Н. Карпова)

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: учитель/психолог зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.

1. Скажи, сколько слов в предложении.

2. Назови первое слово, второе и т. д.

Предлагаемые предложения:

Маша и Юра пошли в лес.

Таня и Петя играют в мяч.

Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.

Уровни оценивания:

1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные, предметы.

2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.

3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог, или союз) или полностью правильный ответ.


Результаты формирования универсальных учебных действий (регулятивных УД)

обучающегося 1 класса ___________________________


№ п/п

Четверть

Навык

I

II

III

IV

1

Организовать своё рабочее место





2

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях





3

Определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях





4

Использовать в своей деятельности простые приборы и инструменты:





-линейку





-треугольник





-ножницы





-клей





-циркуль





5

Принимать учебную задачу





6

Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности





7

Осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности





8

В сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи





9

Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя





10

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя





11

Отбор эффективных способов, вариантов





Условные обозначения:

+ -высокий уровень

О – средний уровень

- - низкий уровень


Результаты формирования универсальных учебных действий (познавательных УД)

обучающегося 1 класса ____________________________

№ п/п

Четверть

Навык

I

II

III

IV

1

Участвовать в диалоге на уроке, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях





2

Отвечать на вопросы учителя, товарищей





3

Слушать и понимать речь других





4

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета:





-здороваться





-прощаться





-благодарить





5

Участвовать в паре





6

Сравнивать, упорядочивать объекты по разным признакам





7

Классифицировать





8

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков





9

Связывать временные представления





10

Понимать информацию, кодировать информацию





11

Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач





12

Проектирование изделий, реализация замысла





13

Осуществлять поиск необходимой информации







Результаты формирования универсальных учебных действий (коммуникативных УУД) обучающегося 1 класса ______________


№ п/п

Четверть

Навык


I

II

III

IV

1

Использовать простые речевые средства для передачи собственного мнения





2

Выражать свою точку зрения





3

Строить понятные для партнёра высказывания





4

Воспринимать мнения других





5

Адекватно использовать средства устного общения







Итоговая комплексная метапредметная контрольная работа

в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

результат

Высокий (90-100%)

Повышенный (66-89 %)

Средний

(50-65 %)

Низкий

(менее 50%)


14-15 баллов

13 баллов (86, 6 %)

12 баллов (80 %)

11 баллов (73 %)

8 баллов (53,3%)

0

количество человек

0

1

2

2

1

0

соотношение

в %

0

17 %

33%

33%

17 %

0

Итого

0

83 %

17 %

0










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!