СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания в соответствии с ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере урока математики 5 класса по теме Уравнения я пыталась раскрыть тему Оценивания по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания в соответствии с ФГОС»

Денцова Анна Вячеславовна учитель математики ГБОУ гимназии № 406 г.Пушкина г. СПб

Денцова Анна Вячеславовна

учитель математики

ГБОУ гимназии № 406 г.Пушкина

г. СПб

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов : Оценивание является постоянным процессом , естественным образом интегрированным в образовательную практику.  Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.  Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.  Оценивать можно только то, чему учат .  Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность , приобретая навыки и привычку к самооценке .

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов :

  • Оценивание является постоянным процессом , естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат .
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность , приобретая навыки и привычку к самооценке .
 В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Оценка предметных результатов обучения Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.  Оценка предметных результатов  может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельному предмету (математике, алгебре, геометрии).

Оценка предметных результатов обучения

  • Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
  • Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельному предмету (математике, алгебре, геометрии).
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по математике с учетом:  владения предметными понятиями и способами действия,  умения применять знания в новых условиях, системности знаний.  При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по математике с учетом:

  • владения предметными понятиями и способами действия,
  • умения применять знания в новых условиях,
  • системности знаний.
  • При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по математике с учетом:   При этом приоритетными в диагностике предметных результатов становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения информационного продукта: вывода, оценки, модели, таблицы и т.п.

Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по математике с учетом:

  • При этом приоритетными в диагностике предметных результатов становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения информационного продукта: вывода, оценки, модели, таблицы и т.п.
Несколько слов о контроле учебных достижений учащихся.  В рамках обсуждения оценки образовательных достижений учащихся отметим несколько ключевых моментов, связанных с понятием контроля.  Виды контроля (по функциям в учебном процессе): Входной контроль (на первых уроках после актуализации знаний учащихся); Текущий контроль (на каждом уроке); Периодический (по мере прохождения темы, раздела программы), Итоговый (в конце четверти, полугодия, накануне перевода в следующий класс).

Несколько слов о контроле учебных достижений учащихся.

В рамках обсуждения оценки образовательных достижений учащихся отметим несколько ключевых моментов, связанных с понятием контроля.

Виды контроля (по функциям в учебном процессе):

  • Входной контроль (на первых уроках после актуализации знаний учащихся);
  • Текущий контроль (на каждом уроке);
  • Периодический (по мере прохождения темы, раздела программы),
  • Итоговый (в конце четверти, полугодия, накануне перевода в следующий класс).
 Виды контроля (по способу взаимодействия субъектов учебного процесса):  Фронтальный контроль (опрос); Индивидуальный контроль; Групповой контроль; Самоконтроль; Взаимоконтроль; Комбинированный контроль

Виды контроля (по способу взаимодействия субъектов учебного процесса):

  • Фронтальный контроль (опрос);
  • Индивидуальный контроль;
  • Групповой контроль;
  • Самоконтроль;
  • Взаимоконтроль;
  • Комбинированный контроль

Формы контроля: Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения; Оценка и самооценка учащимися своей деятельности и ее результатов; Взаимооценка учащимися друг друга; Проверочные письменные работы; Обучающие письменные работы; Лабораторные работы; Контрольные работы; Диагностические работы; Диктанты; Тестирование; Зачеты; Доклады, рефераты, сообщения; Результат моделирования и конструирования; Результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся; Рефлексия.

Формы контроля:

  • Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения;
  • Оценка и самооценка учащимися своей деятельности и ее результатов;
  • Взаимооценка учащимися друг друга;
  • Проверочные письменные работы;
  • Обучающие письменные работы;
  • Лабораторные работы;
  • Контрольные работы;
  • Диагностические работы;
  • Диктанты;
  • Тестирование;
  • Зачеты;
  • Доклады, рефераты, сообщения;
  • Результат моделирования и конструирования;
  • Результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся;
  • Рефлексия.
В младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная завышенная и неадекватная заниженная. При этом самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками. Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
  • В младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная завышенная и неадекватная заниженная. При этом самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками.
  • Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Фрагмент урока математики в 5а и 5в классах   Тема урока «Уравнения»   Я рассмотрела возможный вариант системы оценивания образовательных результатов по теме: « Уравнения».  Уравнения - одна из основных тем курса математики. Успешное освоение материала 5 класса является залогом активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в среднем и старшем звене.

Фрагмент урока математики в 5а и 5в классах Тема урока «Уравнения» Я рассмотрела возможный вариант системы оценивания образовательных результатов по теме: « Уравнения». Уравнения - одна из основных тем курса математики. Успешное освоение материала 5 класса является залогом активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в среднем и старшем звене.

Результат  5-в класс  5-а класс  Самооценка (перед заданием) Самооценка (перед заданием) «5» «5» 7 чел. 6 чел. Оценка (после  выполнения заданий) «4» «4» Оценка (после выполнения заданий) «3» «5» 17 чел. 17 чел. «3» «5» 2 чел. 1 чел. 6 чел. 3 чел. «2» «4» «2» «4» 11 чел. «3» нет нет «3» 8 чел. 5 чел. 3 чел. «2» «2» 6 чел. 8 чел.

Результат

5-в класс 5-а класс

Самооценка

(перед заданием)

Самооценка

(перед заданием)

«5»

«5»

7 чел.

6 чел.

Оценка (после выполнения заданий)

«4»

«4»

Оценка (после выполнения заданий)

«3»

«5»

17 чел.

17 чел.

«3»

«5»

2 чел.

1 чел.

6 чел.

3 чел.

«2»

«4»

«2»

«4»

11 чел.

«3»

нет

нет

«3»

8 чел.

5 чел.

3 чел.

«2»

«2»

6 чел.

8 чел.

Результат 5 – А класс (25 чел.) Совпала оценка-11 чел. – это 44% Завысили оценку – 13 чел. – это 52% Занизили оценку – 1 чел. – это 4% 5 – В класс (25 чел.) Совпала оценка-11 чел. – это 44% Завысили оценку – 12 чел. – это 48% Занизили оценку – 2 чел. – это 8%

Результат

5 – А класс (25 чел.)

Совпала оценка-11 чел. – это 44%

Завысили оценку – 13 чел. – это 52%

Занизили оценку – 1 чел. – это 4%

5 – В класс (25 чел.)

Совпала оценка-11 чел. – это 44%

Завысили оценку – 12 чел. – это 48%

Занизили оценку – 2 чел. – это 8%

Вывод Действие оценки должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен (и в какой степени) ими способ решения предложенной задачи; соответствует или нет результат учебных действий конечной цели; есть ли у учащихся возможности (знания, способы действия, желание) для предстоявшего решения задачи; какое продвижение в знаниях, способах действия, способностях и т.п. достигнуто учащимися в ходе предложенной задачи.

Вывод

  • Действие оценки должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен (и в какой степени) ими способ решения предложенной задачи; соответствует или нет результат учебных действий конечной цели; есть ли у учащихся возможности (знания, способы действия, желание) для предстоявшего решения задачи; какое продвижение в знаниях, способах действия, способностях и т.п. достигнуто учащимися в ходе предложенной задачи.
Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, необходим систематический опыт следующих действий:   определять то, что будет проверяться (типология заданий); составлять проверочные задания (в том числе, задания с «ловушками»); выделять сложность задания, приписывать заданиям баллы по сложности; находить и создавать образцы для проверки работы; сопоставлять работу с образцом; давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах (овладение диагностико-коррекционным способом работы над ошибками); составлять корректировочные задания и новую «индивидуальную» проверочную работу Одним из вариантов организации работы по формированию действий самоконтроля и самооценки учащихся может быть проведение специальных уроков контроля и оценки.

Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, необходим систематический опыт следующих действий:

  • определять то, что будет проверяться (типология заданий);
  • составлять проверочные задания (в том числе, задания с «ловушками»);
  • выделять сложность задания, приписывать заданиям баллы по сложности;
  • находить и создавать образцы для проверки работы;
  • сопоставлять работу с образцом;
  • давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах (овладение диагностико-коррекционным способом работы над ошибками);
  • составлять корректировочные задания и новую «индивидуальную» проверочную работу
  • Одним из вариантов организации работы по формированию действий самоконтроля и самооценки учащихся может быть проведение специальных уроков контроля и оценки.