Просмотр содержимого документа
«Система оценивания в соответствии с ФГОС»
Денцова Анна Вячеславовна
учитель математики
ГБОУ гимназии № 406 г.Пушкина
г. СПб
В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов :
- Оценивание является постоянным процессом , естественным образом интегрированным в образовательную практику.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат .
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность , приобретая навыки и привычку к самооценке .
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Оценка предметных результатов обучения
- Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
- Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельному предмету (математике, алгебре, геометрии).
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по математике с учетом:
- владения предметными понятиями и способами действия,
- умения применять знания в новых условиях,
- системности знаний.
- При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по математике с учетом:
- При этом приоритетными в диагностике предметных результатов становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения информационного продукта: вывода, оценки, модели, таблицы и т.п.
Несколько слов о контроле учебных достижений учащихся.
В рамках обсуждения оценки образовательных достижений учащихся отметим несколько ключевых моментов, связанных с понятием контроля.
Виды контроля (по функциям в учебном процессе):
- Входной контроль (на первых уроках после актуализации знаний учащихся);
- Текущий контроль (на каждом уроке);
- Периодический (по мере прохождения темы, раздела программы),
- Итоговый (в конце четверти, полугодия, накануне перевода в следующий класс).
Виды контроля (по способу взаимодействия субъектов учебного процесса):
- Фронтальный контроль (опрос);
- Индивидуальный контроль;
- Групповой контроль;
- Самоконтроль;
- Взаимоконтроль;
- Комбинированный контроль
Формы контроля:
- Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения;
- Оценка и самооценка учащимися своей деятельности и ее результатов;
- Взаимооценка учащимися друг друга;
- Проверочные письменные работы;
- Обучающие письменные работы;
- Лабораторные работы;
- Контрольные работы;
- Диагностические работы;
- Диктанты;
- Тестирование;
- Зачеты;
- Доклады, рефераты, сообщения;
- Результат моделирования и конструирования;
- Результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся;
- Рефлексия.
- В младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная завышенная и неадекватная заниженная. При этом самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками.
- Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Фрагмент урока математики в 5а и 5в классах Тема урока «Уравнения» Я рассмотрела возможный вариант системы оценивания образовательных результатов по теме: « Уравнения». Уравнения - одна из основных тем курса математики. Успешное освоение материала 5 класса является залогом активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в среднем и старшем звене.
Результат
5-в класс 5-а класс
Самооценка
(перед заданием)
Самооценка
(перед заданием)
«5»
«5»
7 чел.
6 чел.
Оценка (после выполнения заданий)
«4»
«4»
Оценка (после выполнения заданий)
«3»
«5»
17 чел.
17 чел.
«3»
«5»
2 чел.
1 чел.
6 чел.
3 чел.
«2»
«4»
«2»
«4»
11 чел.
«3»
нет
нет
«3»
8 чел.
5 чел.
3 чел.
«2»
«2»
6 чел.
8 чел.
Результат
5 – А класс (25 чел.)
Совпала оценка-11 чел. – это 44%
Завысили оценку – 13 чел. – это 52%
Занизили оценку – 1 чел. – это 4%
5 – В класс (25 чел.)
Совпала оценка-11 чел. – это 44%
Завысили оценку – 12 чел. – это 48%
Занизили оценку – 2 чел. – это 8%
Вывод
- Действие оценки должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен (и в какой степени) ими способ решения предложенной задачи; соответствует или нет результат учебных действий конечной цели; есть ли у учащихся возможности (знания, способы действия, желание) для предстоявшего решения задачи; какое продвижение в знаниях, способах действия, способностях и т.п. достигнуто учащимися в ходе предложенной задачи.
Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, необходим систематический опыт следующих действий:
- определять то, что будет проверяться (типология заданий);
- составлять проверочные задания (в том числе, задания с «ловушками»);
- выделять сложность задания, приписывать заданиям баллы по сложности;
- находить и создавать образцы для проверки работы;
- сопоставлять работу с образцом;
- давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах (овладение диагностико-коррекционным способом работы над ошибками);
- составлять корректировочные задания и новую «индивидуальную» проверочную работу
- Одним из вариантов организации работы по формированию действий самоконтроля и самооценки учащихся может быть проведение специальных уроков контроля и оценки.