СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технологии организации контроля и оценивания при обучении информатике по новым ФГОС в 5 классе»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В настоящее время  мы пересматриваем  нашу методику обучения школьников в связи с введением  ФГОС   начального  и  основного общего образования. В соответствии с учебными способностями, возрастными интересами  учащихся подбираем приемы, способы, средства обучения, которые помогли бы более эффективно достичь поставленной цели.  По мнению многих преподавателей,  информатика больше, чем другие  предметы  способствует формированию УУД  и  ИКТ - компетентности, потому что на  уроках мы   не только изучаем  понятия система, системный подход, моделирование и др.  Дети  осознанно используют  их в своей деятельности и таким образом  формируются УУД.  Планируя деятельность по формированию УУД, нам самим  нужно уметь  разобраться с понятиями и алгоритмами выполнения этого действия,  не всегда получается на желаемом уровне  вести своих учеников к освоению способов и приемов целенаправленного мышления. На мой взгляд, умение  правильно вести контроль и оценку  результатов при обучении тоже не менее значимо, потому что  новая система оценки  образовательных  результатов  многое меняет в школе.

  ФГОС  содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В своей работе я стараюсь  их реализовать. Цели оценочной деятельности

ориентирую  на достижение результатов

-  духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

-  формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

-  освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

При этом ФГОС требует  обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); 

  Стараюсь  на основании полученных результатов принимать  педагогические меры  по их улучшению. Существуют  критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.   Достоинство ФГОС в том, что  вместо воспроизведения знаний теперь оцениваются разные направления деятельности детей.  Так, например,  при  проведении контрольных работ  детям нужно предложить задания, которые требуют не просто  воспроизвести информацию, а задания или задачи, которые помогут ученику применить полученные знания, помогут ему сделать определенный вывод.

   Вместо привычных  контрольных работ провожу диагностические работы, составленные из различных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.  Оценивая результаты личностного развития,  показываю результаты только по классу в целом, но не по каждому конкретному ученику, так как  такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера.

    Письменные контрольные работы  дополняю новыми формами контроля результатов, например: целенаправленное наблюдение по теме «Информация вокруг нас»,  самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности: как устроен компьютер, ввод информации в память компьютера, управление компьютером с помощью мыши и др.),  результаты учебных проектов «Электронная почта», «Хранение информации», результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников (внутришкольные олимпиады, участие в Акции «Час кода» и др.).

     На каждом уроке оцениваю достижения учеников, создаю ситуацию успеха детям с низкой мотивацией, решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оцениваю  как  успех, мотивирую его на более высокий уровень, к которому он может стремиться.    Результаты  (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), ученики собирают в портфеле достижений ученика (сертификаты участия в Акции «Час года», грамоты за участие во внутришкольных олимпиадах и др). При выставлении годовой оценки по предмету  учитываются все достижения ребенка.

Очень важно оценивать результаты ребенка комплексно, т.е. не отдельные отметки по  предмету, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.   Для этого создаю простые таблицы образовательных результатов ученика  по информатике  именно в 5 классе, чтобы потом продолжить в 6,7 классах и проводить мониторинг индивидуальных достижений каждого ученика.  Данные  этих таблиц нужны и  для принятия решений по оказанию  помощи и поддержке каждого ученика.

     ФГОС планирует также и   обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя; В данное время мы     ведем  и электронный журнал.

  Каждый педагог должен помнить, что нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками. Образовательные результаты ученика нужно сравнивать с его  предыдущими результатами, а не результатами его одноклассников.  У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно и нужно мотивировать на выполнение более сложных заданий.

  Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила с алгоритмами реализации каждого из них дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС. Я применяю их в практике моей работы.

1-е правило. Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

2-е правило. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.    На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.      

3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. Накапливать оценки в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

5-е правило. Текущие оценки можно ставить – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

6-е правило. Оценивать по признакам трёх уровней успешности: необходимый, повышенный, максимальный.

7-е правило.  Четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Просмотр содержимого документа
««Технологии организации контроля и оценивания при обучении информатике по новым ФГОС в 5 классе»»

Доклад на дистанционном семинаре по теме «Технологии организации контроля и оценивания при обучении информатике по новым ФГОС в 5 классе»

В настоящее время мы пересматриваем нашу методику обучения школьников в связи с введением ФГОС начального и основного общего образования. В соответствии с учебными способностями, возрастными интересами учащихся подбираем приемы, способы, средства обучения, которые помогли бы более эффективно достичь поставленной цели. По мнению многих преподавателей, информатика больше, чем другие предметы способствует формированию УУД и ИКТ - компетентности, потому что на уроках мы не только изучаем понятия система, системный подход, моделирование и др. Дети осознанно используют их в своей деятельности и таким образом формируются УУД. Планируя деятельность по формированию УУД, нам самим нужно уметь разобраться с понятиями и алгоритмами выполнения этого действия, не всегда получается на желаемом уровне вести своих учеников к освоению способов и приемов целенаправленного мышления. На мой взгляд, умение правильно вести контроль и оценку результатов при обучении тоже не менее значимо, потому что новая система оценки образовательных результатов многое меняет в школе.

ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В своей работе я стараюсь их реализовать. Цели оценочной деятельности

ориентирую на достижение результатов

-  духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

-  формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

-  освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

При этом ФГОС требует обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

Стараюсь на основании полученных результатов принимать педагогические меры по их улучшению. Существуют критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов. Достоинство ФГОС в том, что вместо воспроизведения знаний теперь оцениваются разные направления деятельности детей. Так, например, при проведении контрольных работ детям нужно предложить задания, которые требуют не просто воспроизвести информацию, а задания или задачи, которые помогут ученику применить полученные знания, помогут ему сделать определенный вывод.

Вместо привычных контрольных работ провожу диагностические работы, составленные из различных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Оценивая результаты личностного развития, показываю результаты только по классу в целом, но не по каждому конкретному ученику, так как такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера.

Письменные контрольные работы дополняю новыми формами контроля результатов, например: целенаправленное наблюдение по теме «Информация вокруг нас», самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности: как устроен компьютер, ввод информации в память компьютера, управление компьютером с помощью мыши и др.), результаты учебных проектов «Электронная почта», «Хранение информации», результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников (внутришкольные олимпиады, участие в Акции «Час кода» и др.).

На каждом уроке оцениваю достижения учеников, создаю ситуацию успеха детям с низкой мотивацией, решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оцениваю как успех, мотивирую его на более высокий уровень, к которому он может стремиться. Результаты (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), ученики собирают в портфеле достижений ученика (сертификаты участия в Акции «Час года», грамоты за участие во внутришкольных олимпиадах и др). При выставлении годовой оценки по предмету учитываются все достижения ребенка.

Очень важно оценивать результаты ребенка комплексно, т.е. не отдельные отметки по предмету, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Для этого создаю простые таблицы образовательных результатов ученика по информатике именно в 5 классе, чтобы потом продолжить в 6,7 классах и проводить мониторинг индивидуальных достижений каждого ученика. Данные этих таблиц нужны и для принятия решений по оказанию помощи и поддержке каждого ученика.

ФГОС планирует также и обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя; В данное время мы ведем и электронный журнал.

Каждый педагог должен помнить, что нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками. Образовательные результаты ученика нужно сравнивать с его предыдущими результатами, а не результатами его одноклассников. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно и нужно мотивировать на выполнение более сложных заданий.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила с алгоритмами реализации каждого из них дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС. Я применяю их в практике моей работы.

1-е правило. Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

2-е правило. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. Накапливать оценки в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

5-е правило. Текущие оценки можно ставить – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

6-е правило. Оценивать по признакам трёх уровней успешности: необходимый, повышенный, максимальный.

7-е правило. Четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!