Система подготовки учащихся 9 класса к ГИА (из личного опыта)
2 слайд. Государственная итоговая аттестация – это проверка эффективности учебной деятельности ученика и работы учителя. ГИА в новой форме имеет массу особенностей.
Мы знаем, что подготовка к экзамену – это ответственный и трудоемкий процесс. Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку необходимо понять саму специфику экзамена. Экзаменационная работа состоит из трех частей: сжатое изложение, работа на основе прочитанного текста, сочинение-рассуждение, и предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся.
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту требует мобилизации памяти, владения нормами правописания. Учащиеся должны уметь выделить главное в тексте, отсечь второстепенную информацию, при этом используя правильные грамматические и лексические нормы. Вторая часть содержит 13 вопросов с выбором ответа, выполняется на основе прочитанного текста. В ней также проверяется лингвистическая база обучающихся. Третья часть – написание собственного высказывания-рассуждения на определенную тему. Причем дети должны уметь приводить аргументы.
Все эти части тесно связаны между собой, проверяют владение русским языком, что предусмотрено ФГОС. Система подготовки у каждого учителя своя, но главное – результат. Конечно, лучше начинать подготовку к экзаменам с 5 класса, что мы и делаем. На первом этапе провожу входную диагностику знаний за курс начальной школы.
3 слайд. Как при любой подготовке мною были поставлены цели и задачи. Основной целью являлась успешная сдача экзамена по русскому языку в формате ОГЭ.
Задачи: 1. Систематизация ЗУН;
2. Совершенствование умения работать с материалом;
3. Создание положительного психологического настроя учащихся.
Мы работаем по учебникам линии УМК: Ладыженская Т.А. (5-9 классы). Данный учебник в 5 классе позволяет построить базу для подготовки к сжатому изложению. На материале упражнений, помогающих развить речь, дети учатся сжато излагать текст. Также в приложении они знакомятся с памяткой «Как готовиться к сжатому изложению». В программе 6 класса также предусмотрены уроки развития речи по обучению сжатому изложению. На материале текста «Обыкновенная земля» К.Г.Паустовского учащиеся пишут сжатое изложение с описанием природы. Кроме этого, для того, чтобы написать сжатое изложение, дети должны знать стили и типы речи, уметь выделять микротемы.
4 слайд. Стили речи мы изучаем в 5 классе, далее повторяем. В 8-9 классах мы знакомимся со способами и приемами сжатия текста. Ежегодно в 8-9 классах проводятся занятия элективного курса «От сжатого изложения к сочинению-рассуждению», на которых обучающиеся знакомятся со способами и приемами сжатия текста и пишут изложения.
5 слайд. Чтобы отличать стили текстов ребятам предлагается индивидуальная домашняя работа: дается понятие, например, дом. Учащиеся дают определение этому понятию и раскрывают его с помощью текстов разных стилей. При этом они могут воспользоваться интернет-ресурсами и другими учебными пособиями. При проверке домашнего задания учащиеся зачитывают эти тексты классу, остальные определяют стиль. Чем работа хороша? Развивается зрительная и словесно-логическая память, дети учатся поиску и отбору необходимой информации.
Разделить текст на части для учащихся – задача намного проще. Для решения этой задачи мною прочитывается текст, затем задаются вопросы: «О чем текст?», «На сколько частей можно разделить текст?». Условно мы говорим, что микротема – это главная мысль абзаца.
6 слайд. Например, в исходном тексте «Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. (По А. Никонову) 3 микротемы, каждую из которых дети должны выделить. В первый раз прослушивается текст. Затем я читаю второй раз по абзацам, выделяется самое главное, каждая часть озаглавливается учащимися, в каждой из них выделяется основная информация. Получается схема: 7 слайд
НРАВСТВЕННОСТЬ   |

1 микротема 2 микротема 3 микротема
Нравственность – Нравственность – Совесть – сила,
система ценностей выбор обеспечивающая
нравственное поведение
На основе нее появляется план. После третьего прочтения учащиеся самостоятельно пишут сжатое изложение.
Как проверяем? После выполнения работ можно предложить учащимся проверить работы одноклассников (перед этим сделать копии непроверенных работ). Критерии оценивания изложения дети уже знают. Благодаря такой работе учащиеся могут увидеть свои ошибки и понять, чего нужно избегать при написании сжатого текста. Также провести самоанализ и анализ работ.
8 слайд. Работая над второй частью ОГЭ (тестовой), мы готовимся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Тестирование мы проводим по мере прохождения определенной темы. Это дает учащимся представление о КИМах. В 8-9 классах тестовые задания я даю после лекций. Используем также наглядный материал (схемы, блоки, таблицы и т.д.). Работаем как индивидуально, так и в группах, в парах, в которых сильный-слабый (если тема трудна для учащихся), слабый-слабый (если тема легкая). Что дает такая форма работы? Сильный может объяснить слабому тему так, чтобы тот понял ее, в паре слабый-слабый оба учащихся могут вместе подумать и придти к общему выводу.
Для того чтобы выполнить 3 задание тестовой части, дети должны знать художественно-выразительные средства языка. При изучении темы «Прямое и переносное значение слов» в 6-7 классах учащиеся знакомятся с понятиями «метафора», «олицетворение», при изучении темы «Второстепенные члены предложения. Определение» - с «эпитетом». На уроках литературы после прочтения произведения найти метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.
При написании сочинения-рассуждения хорош метод интеграции. Например, для того, чтобы хорошо написать сочинение-рассуждение на выбранную тему, на уроках литературы пишем рецензии, планы, отзывы о прочитанном произведении. Тем самым учащиеся овладевают речевыми навыками. В учебнике 7 класса Т.А.Ладыженской есть параграф «Рассуждение», в котором учащимся объясняется, что такое рассуждение, каковы особенности данного типа текста, вводятся понятия «тезис», «доказательство», «вывод». Детям предлагаю порассуждать на какую-нибудь тему. Например, что такое добро?
9 слайд. Учащиеся составляют алгоритм написания сочинения:


Тезис


Аргумент1 Аргумент2 Аргумент3
Вывод
10 слайд. После чего пишут сочинение.
Но проблемы с грамотностью могут стать причиной неудовлетворительной сдачи экзамена.
11 слайд. Для решения этой проблемы мы берем тексты, в которых нет пропущенных букв.
Проходя сквозь чащи и дебри, речка Сия, подобно ожерелью, нанизывает на себя несколько десятков больших и малых лесных озёр. И у каждого свой особый пейзаж.
Михайловское — это ширь и синий простор. Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных зарослями камыша. Рассказывают, здесь хорошо берёт щука и окунь.
Задача учащихся – найти и объяснить орфограммы.
12 слайд. С целью повышения грамотности провожу объяснительные диктанты.
Например, объяснительный диктант по теме «Чередующиеся гласные в корне»:
1) Утром солнце разгоралось медленно, трудно. (Ф. Абрамов) 2) При сухих щепках и сухое дерево разгорается.(Пословица) 3) Горят первые звезды, а заря еще долго догорает над далями и туманами. (К. Паустовский).
Регулярно проводим словарные работы.
В системе работы школы с декабря ведутся мониторинги по проверке уровня подготовки к ГИА. Данная проверка знаний позволяет учащимся оказаться в ситуации экзамена, попробовать себя в заполнении бланков. Результаты мониторингов анализируются нами и доводятся до сведения родителей на родительских собраниях, что позволяет им увидеть проблемы своих детей, а учителю и ученикам – проблемные темы, над которыми стоит работать в дальнейшем.
13 слайд. По мере проведения контрольных работ в течение учебного года заполняю на каждого учащегося диагностическую карту, в которой проверяемые элементы даны из тестовой части ОГЭ по русскому языку:
Диагностическая карта ученицы 8 класса Солобаевой П и Лепик Е.
Такая работа дает эффективный результат, позволяет наглядно видеть реальную картину и проблемы, над которыми стоит работать с учениками.
14 слайд. Конечно, не обойтись при подготовке без справочников, тренажеров, образовательных сайтов. Некоторые из таких сайтов представлены на слайде. Чаще работа с сайтами проводится дома.
В прошлом учебном году выпускники 9 класса сдавали ОГЭ по русскому языку. В моей педагогической практике этот выпуск был первым. Основная нагрузка при подготовке к экзамену пришлась на 8-9 классы. Тем не менее наша работа дала удовлетворительный результат.
Работа по подготовке учащихся к экзаменам – это долгий, кропотливы труд, но, как сказал когда-то Леонардо да Винчи, «если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы».
Спасибо за внимание!