СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПЛАНИРОВАНИЕМ УРОКА
Букенова Нурсулу Базылкановна,
преподаватель естественных дисциплин
Костанайского социально-технического колледжа
Подготовка к уроку является важнейшим элементом в работе любого преподавателя. Она связана с планированием — составлением заранее намеченной системы мероприятий, предусматривающая порядок и сроки выполнения определенных действий преподавателя и обучающихся.
Роль планирования особенно возрастает в условиях работы школ по разным программам и учебникам. Следует различать два этапа планирования или подготовки учителя к уроку — предварительный и непосредственный.
На предварительном этапе разрабатываются перспективные планы — календарный, тематический или календарно-тематический. У нас в колледже - календарно-тематический план.
Календарный план составляется для распределения часов по всем темам разделов преподаваемого предмета при учете сроков изучения тем, каникул и праздников. В нем также указываются экскурсии, если они предусматриваются программой, и материал, который необходимо повторить с целью лучшего усвоения теоретических знаний.
Тематический план составляется для распределения часов внутри каждой темы. Он позволяет учитывать единство формы и содержания процесса обучения, связь всех элементов, необходимость организации учебно-познавательной деятельности учащихся на разных уровнях самостоятельности. План позволяет наметить систему работы по формированию новых знаний, способов действия, ценностных отношений, установить четкие взаимосвязи между уроками, наметить систему лабораторных, практических работ, продумать применение различных средств обучения, выделить виды самостоятельных работ, определить тип урока по дидактической цели и его вид по характеру организации деятельности учащихся. Тематические планы, иначе говоря, планы системы уроков — это сценарии учебного процесса, составляемые преподавателем на полугодие или сразу на весь учебный год. Обычно эти планы используются в течение нескольких лет при их корректировке с учетом педагогического мастерства преподавателя, новых методических и технологических идей, а также рекомендаций. Календарный и тематический планы могут совмещаться.
На этапе непосредственной подготовки преподавателя к уроку осуществляется конкретизация обозначенных выше планов. Составляется план урока, который выступает как своеобразная программа организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке. Построение урока только по традиционной схеме (повторение пройденного — проверка домашнего задания — изучение нового — закрепление — задание на дом) затрудняет реализацию современных задач уроков биологии и снижает эффективность обучения предмету. Однообразная структура урока становится привычной для учащихся и слабо активизирует их внимание и мышление. Поэтому необходимо разнообразить методическую структуру планируемого урока в зависимости от задач и содержания. Именно на эту сторону планирования учебного процесса и направлено составление плана каждого урока.
Планирование урока является одним из аспектов творческой деятельности учителя, в котором реализуется его научно-методические представления, мастерство и находчивость в оригинальном построении процесса обучения. Именно поэтому не может существовать единственной наилучшей системы какой-либо темы или отдельного урока. По одной и той же теме преподаватель может разработать в разные годы для разных классов различные планы уроков.
При составлении поурочного плана можно использовать различные формы: краткий план урока
структурно-логическую схему урока
развернутый план-конспект
полную методическую разработку урока.
В первом случае отражаются все структурные элементы урока, но в кратком их изложении. Во втором — также кратко отражаются в определенной последовательности этапы (структурные элементы), главное содержание урока, методы и приемы обучения, средства наглядности и виды самостоятельных работ. Как правило, такая форма плана выражается в виде текстовой таблицы –технологической карты урока. В третьем и четвертом случаях все структурные элементы урока представляются полными текстами, раскрывающими содержание учебного материала, виды деятельности преподавателя и обучающихся, последовательность выполнения самостоятельных и других видов работ.
В любом случае, необходимо учитывать содержание и задачи каждого этапа урока.
Подготовка преподавателя к уроку
Алгоритм действий преподавателя при подготовке к уроку
1. Учет особенностей учащихся класса:
- успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
- темп работы;
- сформированность учебных умений;
- общая подготовленность учащихся;
- отношение к разным видам учебной деятельности;
- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
- общая дисциплина учащихся.
2. Учет своих индивидуальных особенностей:
- тип нервной системы;
- коммуникативность;
- эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
- наличие умений импровизации;
- умения пользоваться различными средствами обучения,
3. Соблюдение правил, обеспечивающих проведение урока.
Общие:
1) Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2) Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформировать и зафиксировать ее в плане.
3) Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить учащийся на уроке, знать и уметь после урока.
4) Обозначить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке учащиеся.
5) Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирование новых знаний, умений и навыков.
6) Записать предусмотренный ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.
Частные
1) Четко и ясно ставить задачи перед учащимися, последовательно вести их к намеченным целям.
2) Быть доброжелательным; не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3) Не перебивать учащегося, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
4) Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования.
5) Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания -сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
6) Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком.
8) Предъявленное требование к учащимся обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
9) Темп урока поддерживать интенсивный, но посильным для большинства.
10) Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1 - разработка системы уроков по теме или разделу;
2 - определение образовательно - воспитательно - развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;
3 - отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка;
4 - выделение главного материала, который должен учащийся понять и запомнить на уроке;
5 - формирование учебных задач урока;
6 - разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем;
7 - нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся;
8 - планирование всех действий преподавателя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;
9 - подбор дидактических средств урока (плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);
10 - проверка оборудования и технических средств обучения;
11- планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;
12 - предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности;
13 - приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний;
14 - составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания;
15 - продумывание форм подведения итогов урока;
16 - запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Приведу пример: при планировании открытого урока по биологии, проведенного по теме «Сцепленное наследование генов. Кроссинговер.
Генетика пола» планирование этапов урока осуществляла следующим образом:
1 этап. Организационный этап.
Задача этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.
Содержание этапа:
а) приветствие преподавателя и учащихся; фиксация отсутствующих;
в) проверка внешнего состояния учебной аудитории;
г) проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид)
д) организация внимания
2 этап. Проверка домашнего материала.
Задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Содержание этапа: выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причины, ликвидация обнаруженных недоточетов.
3 этап. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучащихся.
Содержание этапа: беседа для подготовки к восприятию нового материала; сообщение темы, целей и задач изучения нового материала.
4 этап. Усвоение новых знаний.
Задача этапа: познакомить с особенностями наследования, сцепленного с полом; дать понятие о закономерностях хромосомного определения пола; усвоить понятие «кроссинговер», развивать навыки решения генетических задач.
Содержание этапа: сообщение нового материала, его систематизация и обобщение обучающимися.
5 этап. Проверка понимания нового материала.
Задача этапа: установить, усвоили или нет обучающиеся содержание новых понятий.
Содержание этапа: проверка степени понимания обучающимися сущности новых понятий и закономерностей с помощью работы с глоссарием, с вопросами.
6 этап. Закрепление нового материала.
Задача этапа: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений с помощью решения генетических задач.
7 этап. Информация по домашнему заданию и инструктаж по его выполнению.
Сообщение обучающимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения..
8 этап. Итог урока.
Подвести итоги урока. Рефлексия: как работала группа, кто из учащихся старался,что нового узнали.
Технологическая карта урока
№п/п | Этап урока | Время, мин | Действия преподавателя | Действия учащегося | Ожидаемый результат |
1 | Организационный | 3 | Приветствует учащихся; отмечает отсутствующих; объявляет тему и цели урока | Внимательно слушают преподавателя | Настрой на рабочий лад |
2 | Проверка домашнего материала. | 12 | Выясняет, какое домашнее задание было дано | Называют номера домашнего задания, говорят, что нужно было сделать | Выполнение тестирования, решают у доски |
3 | Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | 3 | Сообщает тему, цели и задачи изучения нового материала. | Учащиеся внимательно слушают | усиление мотивации учащихся к изучению темы |
4 | Усвоение новых знаний | 25 | Объясняет новый материал, использует наводящие и проблемные вопросы | Слушают, делают необходимые записи в тетради, отвечают на вопросы, работают с книгой | Усвоение нового материала |
5 | Проверка понимания нового материала. | 10 | Предлагает сделать «обратную связь»- ответить на вопросы | Отвечают на вопросы | Проверка понимания нового материала |
6 | Закрепление нового материала | 20 | Выдает условие задач | Решают генетические задачи на закрепление материала. | Правильное выполнение д/з |
7 | Информация по дом. заданию, инструктаж по его выполнению | 2 | Выдает домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению | Записывают задания, задают вопросы. | Удовлетворение от полученных знаний |
8 | Итог урока. Комментариий деятельности учащихся. Выставление оценок. | 5 | Выясняет, что нового узнали учащиеся, выставляет оценки с подробным комментарием | Подводят итоги своей работы на уроки ,высказывают свои мнения, впечатления. | Удовлетворение от полученных оценок; самооценка |
В различных источниках даются только общие рекомендации по планированию урока. К тому же у преподавателя может быть и свое видение планирования уроков. Важно также учитывать и условия, в которых работает учитель: особенность учебного заведения, особенности обучающихся и др. По этим же причинам могут претерпевать изменения и задачи: в тех или иных условиях они становятся более конкретными, реальными и аргументированными.
За 18 лет работы в системе образования проведено огромное количество уроков, как рабочих, так и открытых. И всегда вставала проблема: Как учесть при планировании урока все необходимое, как не упустить самого главного? Всегда хотелось иметь универсальную схему, подставляя в которую необходимые элементы, можно получить интересный урок. Сейчас идет обилие информации в различных источниках о том, как готовиться к уроку, но представить ее в системе молодым специалистам затруднительно. Вот эта логико-смысловая модель может помочь учесть все необходимые элементы, чтобы получился интересный урок

И, наконец, рекомендации для молодых и только начинающих преподавателей: иметь методическую папку преподавателя с рекомендациями:
-по формулированию триединых целей урока
-структура современного урока: этапы, содержание, дидактическая задача этапа, условия достижения положительных результатов
-типы и виды уроков
-формы проведения уроков
-методы и приемы обучения
-формы организации деятельности обучающихся
-виды самостоятельных работ обучающихся
-«скелет» технологической карты урока
Таким образом, планирование как действие это взгляд в будущее, взгляд который позволяет определить будущие действия и распределить их по времени. Планирование уроков относится к ряду планирования учебного процесса и обладает большой ролью в получение качественных результатов в образовании.
Литература
1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.:
Знание, 1991;
2. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М. Просвещение, 1988.
3. Онищук, В. А. Урок в современной школе : пособие для учителя / М. : Просвещение, 1986.
4.Оржековский П.Л. «Как помочь учащимся в ходе творческого процесса Химия; методика преподавания в школе», 2001, №1.
5. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики .М. : Педагогика, 1980.
6.Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Школьные технологии, 2008, № 4.