СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы педагогического коллектива

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В марте 2016 года в нашей школе состоялся райннный семинар учителей предметников 5-х классов работающих по ФГОС ООО. В нашей школе ФГОС ООО введн в пилотном режиме с 2012 года. И конечно же, за три года у наших учителей есть определенный опыт работы, есть свои наработки и желание поделиться своим опытом с коллегами, которые только начинают работать по новым стандартам. На семинаре были представленны открытые уроки, поделились опытом работы руководитель МО учителей работающих по ФГОС ООО Льянова Залина Казбековна,директор школы Коченова Лариса Черменовна, мной была освещена работа коллектива за последние года в данном направлении. Была организована выставка портфолио учащихся, а ученик 8а класса Хохов Сослан представил свою проектную работу "Жуки", за которую на республиканском конкурсе проектных работ был отмечен призовым местом.. Гости получили массу позитивных впечатлений, были благодарны за столь полезный и насыщенный семинар.На страничке разработок я помещаю свой доклад и презентацию к докладу.

Просмотр содержимого документа
«Система работы педагогического коллектива»

Система работы педагогического коллектива

по реализации ФГОС ООО



«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон.

Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени.

        Процесс работы над внедрением  новых стандартов ООО в школе  начался еще в 2012 году и  осуществлялся  через  изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с    требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.

 В марте 2012 года в соответствии с приказом директора школы была организована рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения. В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:

1. Изучение методических материалов ФГОС второго поколения;

2. Разработка основной образовательной программы основного общего образования;

3. Разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

4. Разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

5. Ознакомление и обсуждение  ФГОС второго поколения с родителями;

6. Изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;

7. Разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;

8. Создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей.

 


Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:

дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами, на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован план методической работы, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и разработку программ; включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы.

Второй этап: изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.

При реализации первого и второго этапов достаточно непростая ситуация сложилась при создании нормативно-правовой базы данной образовательной реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными идеями и направлениями, такие как: Фундаментальное ядро содержания общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При проведении подготовительного этапа огромную роль сыграло то, что внедрению ФГОС ООО предшествовал многолетний положительный опыт работы школы по ранней профилизации, которая начиналась с 5-х классов. Та система работы ,которую предполагает ранняя профилизация близко перекликается с новыми стандартами. Педагогический коллектив нашей школы ряд лет успешно реализовывал программу развития личности школьника. Школа не может не гордиться достигнутыми результатами в образовательном процессе.

Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов школы.

Третий этап – реализация ООП ООО.

В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая  готовность учителей школы.  С этой целью в общей системе методической работы мы  продумали  блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.   

 В сентябре 2013 года составлен и утвержден  план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО. Одной из важных форм методической деятельности является работа над единой методической темой школы. Если методическая тема выбрана правильно, и она актуальна, то успех работы школы обеспечен.На данном этапе реализации программы по введению ФГОС ООО школа работает над методической темой Формирование профессиональной компетентности учителей в условиях реализации ФГОС”.

Для реализации данной темы были поставлены следующие задачи:

  • Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, курсах повышения квалификации.

  • Реализация плана мероприятий по введению ФГОС.

  • Продолжение работы по освоению новых образовательных технологий, направленных на реализацию деятельностного (компетентностного ) подхода.

  • Совершенствование анализа и критериев оценки деятельности педагогического коллектива (система и содержание мониторинга) за ходом инновационных процессов.

Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам).  При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:

-изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;

-предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.

Примером может служить тот факт, что все учителя и администрация школы прошли персонифицированные курсы повышения квалификации организованных СОРИПКРО. А члены администрации школы делились опытом работы на курсах проводимых СОРИПКРО , для учителей республики.

Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить на  организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Учителя начальной школы в тесном сотрудничестве с учителями основной школы выработали систему уроков по ФГОС на переходном этапе из начальной школы в среднее звено , делились опытом работы по технологическим картам. Таким образом была сохранена преемственность при переходе из ФГОС НОО в ФГОС ООО.

Традиционными формами работы в школе являются:

-тематические ,методические и педагогические советы;

-тематические заседания ШМО;

-диагностика, педагогический мониторинг;

-индивидуальная работа;

-аттестация;

-самообразование педагогов;

-семинары - практикумы;

-педагогические лектории;

-открытые уроки;

-взаимопосещение уроков;

-предметные недели;

-творческие отчеты;

-групповые и индивидуальные консультации;

-практикумы по конструированию уроков;

-информирование и обсуждение методических новинок;

-презентация методических наработок.

В течение трех лет экспериментальной работы на педсоветах и совещаниях рассматривались следующие ключевые вопросы по методическому сопровождению введения ФГОС:

-универсальные учебные действия как часть системы деятельностного подхода;

-интерес к познанию –надежная основа к обучению;

-формирование профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС.

-реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя,

-обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;

-современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;

-технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;

-ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;

-мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.

Система работы школы бы по внедрению ФГОС ООО была проведена опережающе, благодаря этому учителя направленные на курсы в РИПКРО были методически подкованы, основной материал знаком.

Работа над единой методической темой способствует сплочению коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место качество работы, результативность. Большая роль в данной деятельности отводится методическим объединениям учителей предметников.

Направления работы предметных МО:

  • Системно-деятельностный (компетентностный) подход как методологическая основа ФГОС.

  • Универсальные учебные действия. Технология развития УУД.

  • Ценностные ориентиры в учебно-воспитательном процессе.

  • Проблемы дифференцированного подхода и пути их решения.

  • Опыт работы учителей, по реализации ФГОС

     С 2013 года в школе функционирует МО учителей работающих по ФГОСООО. В рамках которого не только рассматриваются актуальные проблемы внедрения ФГОС , но и ежегодно проводится месячники открытых уроков, охватывающие все большую часть преподавателей. Традиционным стало проведение совместных заседаний предметных ШМО и  МО учителей работающих по ФГОСООО. Благодаря выше перечисленным факторам

есть заметные изменения  профессиональной компетенции учителей школы:

-положительная мотивация заметно растет;

-все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;

-повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;

-создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.

Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся. 

Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.

Вопросы оценки знаний являются  сложнейшими педагогическими проблемами.

  • Актуальность изучения процесса оценивания  отмечается всегда.

  • Без обратной связи  управление любым процессом не может быть эффективным.

  • Необходимость оценивания  отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:

  • оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки)

  • оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации).


Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: участие в эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, 100% курсовую переподготовку, именно вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным.

Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них, занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД.

Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы: планирование итоговой работы; разработка заданий; конструирование проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом; подготовка инструкций по проведению работы. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Текущий мониторинг происходит с помощью таблицы образовательных результатов, которые размещаются в «Рабочем журнале учителя». «Рабочий журнал учителя» - это блокнот для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале. В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-ти бальной системе. Кроме того, ряд лет проводятся мониторинги внешней оценки качества знаний учащихся 4- 5 классов. А за последние три года диапазон классов и предметов расширяется . Так, в это учебном году, проводился мониторинг по химии для 9-х и по физике для учащихся 8-х классов. Вся эта работа независимой оценки качества знаний предшествует системной подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭР езультаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей.

В настоящее время в школе разработано положение о портфолио (портфеле достижений) обучающегося. Данная форма относится к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию), ориентированных не только на процесс оценивания, но и на самооценивание. Основной смысл – «показать все, на что ты способен».

В портфолио фиксируется

  • уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается учащийся;

  • особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей;

  • некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка);

  • результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п.

Кроме того, отражаются успехи учащегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей.

Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение ключевыми компетенциями. Так, например, учащиеся 5-8 классов получают опыт самостоятельной оценки своих личностных достижений, оценки общеучебных и универсальных учебных действий, в течение всех лет обучения в среднем звене заполняя таблицу в портфолио. Кроме того, в портфолио содержатся такие разделы, как: «Лист моих достижений», «Мои общеучебные умения по предметам», «Самоанализ собственных планов и интересов», «Мой рейтинг по итогам учебного года», «Моя исследовательская деятельность», опросники, анкеты и памятки.

Таким образом, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Выводы:

  • наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.

Введение ФГОС основного общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера:

-сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;

-реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;

В части оценочной деятельности и диагностики:

  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

  • работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями.

          Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.

  В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».