Проект на тему: «Система работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся»
Постановка проблемы
В начале Х I Х века мир вступил в новый этап цивилизационных изменений. Социально-экономические условия современного Казахстана требуют существенного совершенствования образования в нашей стране. В Послании Президента записано: «Наша молодёжь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки, умело и эффективно использовать знаний и технологии в повседневной жизни». Новая образовательная среда требует критического восприятия и осмысления информации, навыков анализа фактов и источников информации.
Цель проекта
Создать практические рекомендации педагогам по внедрению в обучение исследовательской деятельности учащихся, как способ формирования практических умений, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления в условиях модернизации образования .
Задачи проекта
1. Разработать нормативные документы по внедрению исследовательского метода в обучение.
2. Разработать поэтапное обучение исследовательским умениям учащихся, позволяющим формировать основы исследовательского творчества школьников.
3. Подготовить методические рекомендации, разработки, публикации по заявленной проблеме.
Гипотеза
Допустим, что работа по разработанной системе способствует формированию навыков исследовательской деятельности учащихся
Объект исследования
Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся .
Предмет исследования
Система работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся .
Методы исследования
1. Анализ отечественного опыта по применению исследовательского метода обучения.
2. Нормативно-правовая база.
3. Проекты, исследовательские работы.
4. Интервьюирование и анкетирование.
5. Устные и письменные опросы, наблюдения.
6. Систематический анализ и корректировка деятельности.
7. Метод самооценки, рефлексия, мониторинг.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Организационно-педагогические условия исследовательской деятельности дадут положительный эффект, если будут применяться в тех случаях, когда учащиеся готовы к деятельности по разрешению проблемных ситуаций
Целевая группа
Учащиеся 1 – 11 классов
План мероприятий по реализации проекта
- Анализ научно–методической и специальной литературы по проблемам формирования исследовательских навыков у учащихся .
- Анализ научно–методической и специальной литературы по проблемам формирования ключевых образовательных компетенций учащихся.
- Изучение состояния проблемы формирования у учащихся учебно–познавательной компетенции.
- Разработка составляющих учебно-познавательной компетенции учащихся по исследовательским методам решения задач.
План мероприятий по реализации проекта
- Разработка составляющих учебно – познавательной компетенции учащихся по исследовательским методам изучения нового материала.
- Разработка средств диагностики усвоения составляющих учебно- познавательные компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода к обучению.
- Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики.
- Представление результатов – семинары районного, республиканского уровней, печатные работы в СМИ .
Основная часть
- Исследовательская деятельность учащихся .
- Учебное исследование и научное исследование.
- Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях.
- Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся.
- Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной.
- Специфика реализации исследовательских задач в школе.
- Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук.
- Слабые стороны исследовательских методов .
- Продукт проектной деятельности .
Приложения
1. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе.
2. Этапы проектной деятельности.
3. Классификация проектов.
4. Роль учителя в руководстве проектами.
5 Функции администрации.
6 Функции МО.
7. Функции классного руководителя.
8. Как выбрать тему исследования.
9. Требования по защите исследовательской работы
10. Нормативно – правовая база, регулирующая научно-исследовательскую деятельность:
положение о научно-исследовательской работе учащихся;
положение о реферате учащегося;
положение о проектной деятельности.
11. Положение о мини-школе «Исследователь.
12. Структура мини-школы «Исследователь».
13. Принципы обучения.
Приложения
14. Модель НОУ « Эврика ».
15. Как работать над рефератом , докладом .
16. Как составлять конспект .
17. Тематика научных рефератов по предметам .
18. Памятка для учащихся № _1_ . Определение научного аппарата исследования.
19. Памятка для учащихся №_ 2 .Работа с литературными источниками.
20. Памятка № 3 для учителя . Организация деятельности учителя, учащихся в процессе работы над научным проектом .
21. Тематика научных проектов.
22. Годовая циклограмма .
23. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как содержательное наполнение образовательной среды профильного и углубленного обучения».
Проект
Создание банка проектов
Обучающие семинары
Создание ВТК
(временный творческий коллектив)
Создание аннотаций
Отбор тем
Выбор проекта
Выполнение проекта
Презентация
Анализ работы
Структура мини-школы «Исследователь»
Педагог-исследователь
Учащийся-исследователь
1 ступень 1-4 классы «Почемучки»
2 ступень 5-8 классы
«Юные исследователи»
3 ступень 9-11 кл. «Начинающие исследователи»