Система работы с одаренными детьми
Мартиросян Х.И. учитель математики
МБОО СОШ №10
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.»
Из «Концепции модернизации Российского образования на период до 2016 года»
«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
« Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»
Одаренность – это сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональная, волевая, мотивационная и психофизическая сферы психики человека»
Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок. № 4, 2003. С. 31.
Виды одаренности детей:
- По широте проявления - общая или специальная.
- По интенсивности проявления – особая одаренность, одаренность, предодаренность.
- По типу деятельности – интеллектуальная, творческая, лидерская, художественная, техническая, спортивная и др.
- По степени сформированности – актуальная, потенциальная.
Методы диагностики и анализа детской одаренности:
I блок – педагогическое наблюдение, основанное на интуиции.
1. Метод педагогического наблюдения (учитель отслеживает):
- способность к обучению, мотивационно-личностные характеристики, творческие способности (креативность), лидерские способности.
- способность к обучению,
- мотивационно-личностные характеристики,
- творческие способности (креативность),
- лидерские способности.
Метод педагогического наблюдения подкрепляем данными результатов анкетирования учителей.
2. Анкетирование учителей.
3. Метод экспертных оценок на основе опросника Дж. Рензулли.
4. Методика оценки педагогической компетентности в проблеме воспитания детской одаренности (на сколько учителя качественно определили детскую одаренность)
Методы диагностики и анализа детской одаренности:
II блок – тестирование.
Вводим тестирование для необходимости подтверждения данных, полученных методом наблюдения, анкетирования.
Тестирование учащихся, проявивших определенную одаренность (по мнению учителей).
Могут быть использованы методики:
- вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Щебланова Е.И., Аверина И.С.;
- краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Аверина И.С., Щебланова Е.И.;
- фигурная форма теста творческого мышления Торренса (краткая форма);
- тест одаренности П.Торренса (рисунки).
Существуют и другие методики:
- методика Векслера «Измерение интеллекта детей», под редакцией Ю.З.Гильбуха;
- культурно-свободный тест на интеллект Кетелла;
- батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда;
- батарея креативных тестов Вильямса;
- адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности;
- адаптированный тест Вильямса для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно- индивидные креативные характеристики (адаптирован Е.Е. Туник);
- адаптированный вариант опросника креативности Джозефа С. Рензулли и Роберта К. Хартмана.
Подходы к построению образовательных программ для одаренных детей
Ускоренное обучение . Может достигаться как за счет «перескакивания» через класс, так и за счет построения индивидуальных программ прохождения различных школьных предметов.
Обогащение содержания обучения . Это путь углубленного и расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов и целых научных областей, позволяющий одаренным детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше чем сверстникам.
Годовая циклограмма поддержки и развития одаренности детей по предмету «Математика»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
КВН «Математика Вокруг Нас»
Городск ая предметн ая
олимпиад а
Оздоровительные лагеря с профильными отрядами по подготовке к ГИА и ЕГЭ
Школьные предметные олимпиады
Областная
п редметн ая олимпиад а
Школьная
п редметн ая олимпиад а
Деятельность творческих групп
Кружок «Юный математик» ( 5-7 кл. ) , элективные курсы
(8-10 класс)
Предметные недели
Участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах
Интеллектуальный марафон
Городская научная конференция
Презентация деятельности
школьных кружков, объединений, спецкурсов, факультативов
Математический фестиваль
Просветительский лекторий для учителей и учащихся по актуальным проблемам науки и культуры
Проведение уроков с применением информационных технологий
Типы учителей, которые обеспечат
развитие детской одаренности:
- учитель вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий
атмосферу эмоциональной вовлеченности возбуждающей интерес к предмету
- учитель закладывающий основы мастерства
отрабатывающий с ребенком технику исполнения
- учитель выводящий на высокопрофессиональный уровень.