СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одаренными детьми

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы с одаренными детьми.«Развивающемуся обществу нужны современно образованные,  нравственные, предприимчивые      люди,     которые  могут самостоятельно   принимать   ответственные решения  в  ситуации  выбора,   прогнозируя их    возможные   последствия,    способны к сотрудничеству, отличаются  мобильностью, динамизмом,   конструктивностью, обладают развитым    чувством    ответственности за судьбу страны.»

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми»

Система работы с одаренными детьми Мартиросян Х.И. учитель математики МБОО СОШ №10

Система работы с одаренными детьми

Мартиросян Х.И. учитель математики

МБОО СОШ №10

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.»    Из «Концепции модернизации Российского  образования на период до 2016 года»

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.»

Из «Концепции модернизации Российского образования на период до 2016 года»

    «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

    «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

« Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»  Одаренность – это сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональная, волевая, мотивационная и психофизическая сферы психики человека»  Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок. № 4, 2003. С. 31.

« Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»

Одаренность – это сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональная, волевая, мотивационная и психофизическая сферы психики человека»

Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок. № 4, 2003. С. 31.

Виды одаренности детей:   По широте проявления - общая или специальная.   По интенсивности проявления – особая одаренность, одаренность, предодаренность.   По типу деятельности – интеллектуальная, творческая, лидерская, художественная, техническая, спортивная и др.  По степени сформированности – актуальная, потенциальная.

Виды одаренности детей:

  • По широте проявления - общая или специальная.

  • По интенсивности проявления – особая одаренность, одаренность, предодаренность.
  • По типу деятельности – интеллектуальная, творческая, лидерская, художественная, техническая, спортивная и др.
  • По степени сформированности – актуальная, потенциальная.
Методы диагностики и анализа детской одаренности:   I блок – педагогическое наблюдение, основанное на интуиции.  1. Метод педагогического наблюдения (учитель отслеживает):  способность к обучению,  мотивационно-личностные характеристики,  творческие способности (креативность),  лидерские способности.  способность к обучению,  мотивационно-личностные характеристики,  творческие способности (креативность),  лидерские способности.  Метод педагогического наблюдения подкрепляем данными результатов анкетирования учителей.  2. Анкетирование учителей.  3. Метод экспертных оценок на основе опросника Дж. Рензулли.  4. Методика оценки педагогической компетентности в проблеме воспитания детской одаренности (на сколько учителя качественно определили детскую одаренность)

Методы диагностики и анализа детской одаренности:

I блок – педагогическое наблюдение, основанное на интуиции.

1. Метод педагогического наблюдения (учитель отслеживает):

  • способность к обучению, мотивационно-личностные характеристики, творческие способности (креативность), лидерские способности.
  • способность к обучению,
  • мотивационно-личностные характеристики,
  • творческие способности (креативность),
  • лидерские способности.

Метод педагогического наблюдения подкрепляем данными результатов анкетирования учителей.

2. Анкетирование учителей.

3. Метод экспертных оценок на основе опросника Дж. Рензулли.

4. Методика оценки педагогической компетентности в проблеме воспитания детской одаренности (на сколько учителя качественно определили детскую одаренность)

Методы диагностики и анализа детской одаренности:  II блок – тестирование.  Вводим тестирование для необходимости подтверждения данных, полученных методом наблюдения, анкетирования. Тестирование учащихся, проявивших определенную одаренность (по мнению учителей).  Могут быть использованы методики: - вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Щебланова Е.И., Аверина И.С.; - краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Аверина И.С., Щебланова Е.И.; - фигурная форма теста творческого мышления Торренса (краткая форма); - тест одаренности П.Торренса (рисунки).

Методы диагностики и анализа детской одаренности:

II блок – тестирование.

Вводим тестирование для необходимости подтверждения данных, полученных методом наблюдения, анкетирования.

Тестирование учащихся, проявивших определенную одаренность (по мнению учителей).

Могут быть использованы методики:

- вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Щебланова Е.И., Аверина И.С.;

- краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Аверина И.С., Щебланова Е.И.;

- фигурная форма теста творческого мышления Торренса (краткая форма);

- тест одаренности П.Торренса (рисунки).

Существуют и другие методики: - методика Векслера «Измерение интеллекта детей», под редакцией Ю.З.Гильбуха; - культурно-свободный тест на интеллект Кетелла; - батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда; - батарея креативных тестов Вильямса; - адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности; - адаптированный тест Вильямса для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно- индивидные креативные характеристики (адаптирован Е.Е. Туник); - адаптированный вариант опросника креативности Джозефа С. Рензулли и Роберта К. Хартмана.

Существуют и другие методики:

- методика Векслера «Измерение интеллекта детей», под редакцией Ю.З.Гильбуха;

- культурно-свободный тест на интеллект Кетелла;

- батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда;

- батарея креативных тестов Вильямса;

- адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности;

- адаптированный тест Вильямса для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно- индивидные креативные характеристики (адаптирован Е.Е. Туник);

- адаптированный вариант опросника креативности Джозефа С. Рензулли и Роберта К. Хартмана.

Подходы к построению образовательных программ для одаренных детей  Ускоренное обучение . Может достигаться как за счет «перескакивания» через класс, так и за счет построения индивидуальных программ прохождения различных школьных предметов. Обогащение содержания обучения . Это путь углубленного и расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов и целых научных областей, позволяющий одаренным детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше чем сверстникам.

Подходы к построению образовательных программ для одаренных детей

Ускоренное обучение . Может достигаться как за счет «перескакивания» через класс, так и за счет построения индивидуальных программ прохождения различных школьных предметов.

Обогащение содержания обучения . Это путь углубленного и расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов и целых научных областей, позволяющий одаренным детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше чем сверстникам.

Годовая циклограмма поддержки и развития одаренности детей по предмету «Математика» Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май КВН «Математика Вокруг Нас» Городск ая предметн ая олимпиад а Оздоровительные лагеря с профильными отрядами по подготовке к ГИА и ЕГЭ Школьные предметные олимпиады Областная п редметн ая олимпиад а Школьная п редметн ая олимпиад а Деятельность творческих групп Кружок «Юный математик» ( 5-7  кл. ) , элективные курсы (8-10 класс) Предметные недели Участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах Интеллектуальный марафон Городская научная конференция Презентация деятельности  школьных кружков, объединений, спецкурсов, факультативов Математический фестиваль Просветительский лекторий для учителей и учащихся по актуальным проблемам науки и культуры Проведение уроков с применением информационных технологий

Годовая циклограмма поддержки и развития одаренности детей по предмету «Математика»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

КВН «Математика Вокруг Нас»

Городск ая предметн ая

олимпиад а

Оздоровительные лагеря с профильными отрядами по подготовке к ГИА и ЕГЭ

Школьные предметные олимпиады

Областная

п редметн ая олимпиад а

Школьная

п редметн ая олимпиад а

Деятельность творческих групп

Кружок «Юный математик» ( 5-7 кл. ) , элективные курсы

(8-10 класс)

Предметные недели

Участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах

Интеллектуальный марафон

Городская научная конференция

Презентация деятельности

школьных кружков, объединений, спецкурсов, факультативов

Математический фестиваль

Просветительский лекторий для учителей и учащихся по актуальным проблемам науки и культуры

Проведение уроков с применением информационных технологий

Типы учителей, которые обеспечат развитие детской одаренности:   учитель  вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности  возбуждающей интерес к предмету   учитель  закладывающий основы мастерства   отрабатывающий с ребенком технику исполнения   учитель  выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Типы учителей, которые обеспечат

развитие детской одаренности:

  • учитель  вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий

атмосферу эмоциональной вовлеченности  возбуждающей интерес к предмету 

  • учитель  закладывающий основы мастерства 

отрабатывающий с ребенком технику исполнения 

  • учитель  выводящий на высокопрофессиональный уровень.