Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 2»
«Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
Старший воспитатель
МБДОУ № 2
Жиракова М.Н.
Майкоп, 2017
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дорогах и улицах города необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Впоследствии они становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Организация всей работы по воспитанию и формированию навыков безопасного поведения на дороге у ребенка-дошкольника строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.
· Принцип системности. Работа проводится систематически в течение учебного года в рамках перспективного плана при гибком распределении программного материала в соответствии с возрастом ребенка ( в каждой возрастной группе выбран свой определенный день недели, когда воспитываются и формируются знания ПДД в различных видах деятельности).
· Принцип учета условий местности.
· Принцип координации деятельности педагогов. Формирование навыков безопасного поведения ребенка-дошкольника на дороге, знаний ПДД происходит во всех видах детской деятельности с участием не только воспитателей группы, но и всех специалистов ДОУ: музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре.
· Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Программные задачи предполагают обширную работу с воспитанниками и организацию различных видов деятельности. Знакомство с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице связано с развитием ориентировки в пространстве, формированием таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях, передачу знаний из личного опыта в игровой, изобразительной, творческой деятельности.
С целью координации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ разрабатывается план работы педагогического коллектив по различным линиям и направления развития ребенка, в том числе и «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города», где предусматривается организационно – методическая работа с педагогами и специалистами, с воспитанникам ДОУ, взаимодействие с родителями, с внешними организациями и учреждениями.
Как правило, планируются мероприятия, адекватные сложившейся в городе дорожно – транспортной обстановке, возрастным психофизическим особенностям детей дошкольного возраста, запросам и потребностям социума.
Все мероприятия, направленные на формирование навыком безопасного поведения на дорогах и улицах города воспитанников, условно можно разделить на:
-Методическая работа с педагогами ДОУ
-Работа с воспитанниками ДОУ
-Взаимодействие с родителями
-Взаимодействие с организациями ГИБДД .
Одним из ведущих направлений в работе по ПДД и соответственно предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является методическая работа с педагогическим коллективом.
Основные направления и формы работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения:
· «Круглые столы»;
· Консультации;
· Педагогические советы;
· Беседы;
· Семинары - практикумы;
· Анкетирование;
· Деловые игры;
· Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД ;
· Открытые просмотры занятий.
Методическая работа с педагогами предполагает такие организационные мероприятия, как оформление консультативного материала, подбор литературы и пособий по дорожной тематике, оказание практической помощи по созданию предметной среды – Центра ПДД в возрастных группах, участие педагогов учреждения в различного рода методических мероприятиях города, пополнение «методической копилки» ДОУ, обмен опытом работы, показ открытых занятий.
Работа с воспитанниками ДОУ направлена на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает следующие задачи:
Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их.
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения соблюдаются три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
Без активного сотрудничества и поддержки со стороны родителей работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге вряд ли будет успешной; ведь роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей трудно переоценить. Родители для ребенка – образец поведения и эталон для подражания. Именно об этом должны помнить родители, когда вместе с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги. Нужно донести до понимания родителей ответственность за неправильное поведение на дороге, несоблюдение ПДД, - все это может обернуться трагедией. Вот почему так важно неформальное участие родителей в работе по воспитанию безопасного поведения на дорогах и улицах города. А работа эта реализуется в разных формах: это информация на консультационных стендах, памятки, буклеты, разработка «безопасного маршрута Дом – детский сад» для собственного ребенка, участие родителей во встречах с сотрудниками ГИБДД.
Необходимым условием успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с ГИБДД.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок смог реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Использованная литература:
1. Программа «От рождения до школы».
2. «Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.
3. «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина.