Система работы учителя физики по подготовке к ОГЕ
«Знания и только знания
делают человека свободным
и великим»
Писарев Д. И.
Физика. Что, значит, владеть этим предметам? Это, значит, уметь решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны в первую очередь знания, навыки решения, развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения большого количества задач.
Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности.
1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики.
1.1. Знание и понимание смысла понятий.
1.2. Знание и понимание смысла физических величин.
1.3. Знание и понимание смысла физических законов.
1.4. Умение описывать и объяснять физические явления.
2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
3. Решение задач различного типа и уровня сложности.
4. Понимание текстов физического содержания.
5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя задачи текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки по всем разделам физики разного уровня сложности.
Самое трудное в подготовке к ОГЕ ,— это как раз научить решать физические задачи.
Как показывает мой опыт, подготовки учащихся к ОГЕ 2011 года путем решения многочисленных тестов, , дает не вполне устраивающий результат. Хотя мы рассматривали перед подготовкой все методы решения задач на Элективе. Ребята не все ориентируются в логике и хромает мышлении. Поэтому при подготовке в этом году я для себя поставила цель формирования общих приёмов выполнения заданий.
Слайд 2:Комплекс подготовки.
Информационная. Слайд 3,4:
Прежде всего, я знакомлю учащихся с процедуру проведения ОГЕ по физике. Участники экзамена должны понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполненных заданий, уметь рационально распределять время экзамена, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики.
Психологическая готовность. Слайд 5:
Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. [8]
Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена.
Для успешной сдачи экзамена по физике необходимо на достаточном уровне знать математику. Нужно хорошо понимать графики, тригонометрию, решение треугольников, вектора и действия с ними, преобразования алгебраических выражений, уметь производить точные и приближенные арифметические вычисления, понимать, что такое погрешность эксперимента. Задача хорошо подготовиться в оставшееся время вполне выполнима. Отвести для собственных занятий часа по полтора два раза в неделю: прочитать тему по учебнику и решить соответствующие задачи в конце параграфа. Если не сошлось с ответом, еще раз перечитать теорию. Если же остались не поддающиеся пониманию вопросы - надо обратиться к учителю или к репетитору. При такой самостоятельной работе ученика, встречаясь с ним в консультационном режиме, он сможет помочь гораздо больше и за меньшее время. Если же навыки самостоятельной организации занятий отсутствуют, то репетитор просто необходим.
Умение справляться с любой задачей по физике и понимание предмета приходят через формирование особого физического мышления, и ни в коем случае через зазубривание
Предметная готовность к ОГЕ. Слайд 6:
Слайд 7: Систематизация теоретического материала – первый этап подготовки к ГИА, так как любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал. Содержание повторения охватывает основные разделы курса физики 7 ,8 и 9 класса, необходимые справочные материалы, пояснения на примерах и задачах, основные методы решения задач.
.
Слайд 8: Второй этап – применение теоретических знаний к решению задач. В первую очередь формирую умение анализировать решение задачи, раскрывать физический смысл условия, объяснять чертёж, решать задачу сначала в общем виде, а потом производить математический расчёт.
В процессе подготовки использую больше заданий на построение и интерпретацию графиков, таблиц, уделяю особое внимание экспериментальным задачам. На этом этапе, применяю "правило спирали" - от простейших типовых заданий до заданий повышенного уровня сложности, от комплексных типовых заданий до заданий раздела 2 части. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний и умений учащихся и их перенос на более высокий уровень.
Слайд 9: Дифференцированный подход на уроках позволяет частично реализовать задачи подготовки к ОГЕ. Для учеников класса, которые сдают физику, предлагаю задания более высокого уровня сложности, чем для остальных учащихся . В ходе такой работы формируются у учащихся навыки самообразования, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, которые необходимы для того, чтобы ученик был готов к полной самостоятельности в работе на экзамене.
Большую роль при подготовке к экзамену играет и самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, со справочниками, а также в сети Интернет. Моя роль в организации этой работы - рекомендации по выбору тем и задач для самостоятельного решения, рекомендации по выбору сайтов в сети, где собран теоретический материал и сайтов, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки.
Проанализировав ряд сборников заданий (в электронной форме и на бумажных носителях) для подготовки к ОГЭ по физике, мы пришли к выводу, что в тренировочной литературе недостаточно представлены задания на интерпретацию графической информации и анализ физических текстов, заданий с избыточными даннами.
Слайд 10: Третий этап – проверка знаний и умений учащихся.
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Контроль осуществляю с помощью разнообразных форм как ежеурочные (в виде физических диктантов, самостоятельных работ, тестов и т.д.), так и проведение тестирования по образцу ОГЕ после изучения каждого раздела.
Слайд 11:
Таким образом, для обеспечения повышения качества подготовки учащихся к ОГЕ сегодня необходимо осуществлять выбор содержания и способов обучения; повышение сложности учебного материала; поддержка индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя, ученика, родителей. Необходимо активизирующее воздействие на обучаемых, систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на какой-то успех.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться.
Литература
1. Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org
2. Государственное казенное учреждение краснодарского края: центр оценки качества образования. URL:http://www.gas.kubannet.ru
3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: ОГЭ выпускников 9-х классов. URL: http://www.1.ege.edu.ru
4. Подготовка к ГИА в учебном центре "Резольвента": Демонстрационные варианты ОГЭ по физике. URL: http://www.resolventa.ru
5. Психологос: энциклопедия практической психологии. URL:http://www.psychologos.ru.
6. Словопедия: толковый словарь Ушакова. URL: http://www.slovopedia.com
7. Федеральный институт педагогических измерений: ОГЭ г. URL: http://fipi.ru
8. Яндекс словари: Большая советская энциклопедия. URL: http://slovari.yandex.ru.
9. Громцева О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник "Физика. 9 класс". - М.: Экзамен, 2014. - 176 с.