СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система упражнений по подготовке написания изложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал по подготовке к огэ 9 кл 

система упражений для работы с текстами по подготовке написания сжатого изложения

Просмотр содержимого документа
«Система упражнений по подготовке написания изложений»

Упражнения по обучению написания изложения

Для написания сжатого изложения предварительная работа должна носить комплексный характер. Поэтому упражнения, позволяющие сформировать умения, необходимые для написания изложения, распределила на несколько блоков, каждый из которых выполняет свою функцию (развивает память, обогащает словарный запас, учит анализировать логику построения текста, самостоятельно составлять монологические высказывания).

1 блок: задания на построение речевого высказывания формируют у учащихся умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом и на этапе подготовительной работы над изложением.

2 блок: задания на обогащение словарного запаса.

3 блок: задания, обучающие пониманию логики построения текста.

4 блок: задания, обучающие учеников самостоятельно составлять связное монологическое высказывание.

Все задания могут выполняться индивидуально, коллективно, группами. При необходимости к заданиям даю ключи ответов, подсказки, примеры выполнения

Задания на построение речевого высказывания, близкого к оригиналу

  1. «Реставрация текста» - задание на восстановление деформированного текста. Например, восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нём иностранные слова и их лексическое значение ( в тексте они выделены были при первом чтении)

  2. «Кто больше?» Познакомившись в течение определённого времени с предложенным для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, нужно вспомнить или воспроизвести их максимальное количество. Воспроизводить можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным текстом.

- По памяти в произвольной последовательности воспроизвести максимальное количество слов из следующего перечня: берёзки, рябинки, заросли, прорастают, развиваются, поросль, соединяются, обнимают, родственники.

- Запомните тот же самый список слов и воспроизведите, не нарушая последовательности, для чего составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов.

( вариант выполнения задания: Часто срастаются стволами деревья одного вида: берёзки и рябинки. В лесных зарослях семена двух растений часто попадают друг возле друга и прорастают. Ростки быстро развиваются, поднимается поросль. Деревца соединяются корнями и переплетаются ветками. Они словно обнимают друг друга как близкие родственники.

  1. « Найди ошибку»

Уч-ся знакомятся с авторским текстом, который им надо запомнить, затем получают новый , содержащий какие-либо изменения. Все несоответствия, ошибки разного характера устраняют в процессе пересказа или переписывании.

Задания на обогащение словарного запаса.

  1. «Словарик»

- Перечислите парами максимальное количество иностранных по происхождению слов и соответствующие им русские синонимы: (образец: аплодисменты – рукоплескания)

- Составьте тематический словарик на тему…(образец: Спорт – чемпион, спортсмен, матч, стадион…)

- Вспомните и запишите слова , начинающиеся на букву «А» (нарицательные существительные ед ч им падежа) – атлас, акробатика…

2. «Выбираем»

- Вставить один из предложенных в скобках вариантов, опираясь на лексическое значение слова (не знаешь – обратись к толковому словарю). Например: (Годовалый или годовой) ребёнок тянется к игрушке. (Годовалый или годовой) отчёт нужно сдать завтра. (Праздные или праздничные ) дни проведём за городом. Его никто не видел (праздным или праздничным) во время работы.

3. «Ассоциации» Записать любые слова и выражения, возникающие в качестве ассоциации с ключевым понятием (получается тематический блок). Например: героизм – мужество, храбрость…

Задания, обучающие пониманию логики построения текста.

  1. «Составляем определение» Называется знакомый предмет или явление, для которого нужно составить точное определение.

- Составьте лаконичные определения следующих слов: дождь, снег, эпитет, точка…

- Составьте словарную статью для энциклопедического или толкового словаря, используя развёрнутое определение: олицетворение, панорама…

- Составьте словарную статью для фразеологического словаря, определив смысл выражения. Например: мокрая курица, козёл отпущения – сравнить собственный вариант с определением из фразеологического словаря.

2. «Мозаика» Текст делится на части (предложения, абзацы). Уч-ся предлагается собрать текст из разрозненных частей в правильной последовательности. Когда первый раз даю такие задания в 5-6 кл, то путаю только абзацы, в 7-8 кл путаю предложения, а в 9 кл всё перемешиваю.

3. «Без начала, без конца» Для работы предлагается фрагмент текста, требующий вступление или заключение.

4. «Мостик» Из разрозненных частей, абзацев необходимо составить текст, соединяя их недостающими связующими предложениями (мостиками)

5. «Кластер» Графическое расположение материала от основного понятия к частному. В центре записывается ключевое слово, а вокруг записываются его составляющие. Составляю кластеры к текстам.

Задания, обучающие учеников самостоятельно составлять связное монологическое высказывание.

  1. «Бусы» Учитель заранее готовит список слов или словосочетаний, нужно составить текст, последовательно включив все слова, нанизывая их подобно бусинам на леску. Например, листопад, раздетый лес, сухие листья, обнажив, огненно-красные, музыка цветов. (для уч-ся 6 кл)

  2. «Кто короче» Необходимо передать содержание текста, вычленив главную информацию, тем самым сжав его.

- Перескажите текст сжато, используя 3-4 предложения.

- Сожмите содержание текста в виде цепочки фактических сведений «кто – что – где – когда – как ) хорошо использовать этот приём на уроках литературы по биографии писателя.

3. «Составляем схему». Этот приём хорошо использовать с текстами – повествованиями и с текстами – рассуждениями, в которых составные части чётко выражены.

- Прочитайте текст – рассуждение, разделив его на абзацы, выделив основные смысловые части, составьте к нему схему по образцу Тезис (?) _____Доказательства (1,2) ______ Вывод(?