СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система воспитательной работы в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: достижение оптимального уровня духовно-нравственного воспитания детей для успешного формирования социально значимых качеств личности воспитанника (освоение и реализация необходимых форм социального поведения в условиях семьи и гражданского общества, достижение максимально доступного уровня жизненной компетенции), необходимой ему для успешной адаптации в современном сообществе людей (социуме)

Задачи:

Образовательная: формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

Коррекционная: корректировать эмоционально-волевую сферу через сознание своего «Я», межличностные отношения.

Развивающая:развить навыки поведения в различных ситуациях; умения, необходимые в будущей самостоятельной жизни; развивать стремление анализировать собственную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Система воспитательной работы в коррекционной школе»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания  школьников в современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса – это создание эффективности воспитанников.

Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели, учителя, да и сами дети:

-отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения.

-ухудшение морально-нравственной среды

-ухудшение физического развития молодого поколения

-негативные факторы (наркомания, курение, алкоголизм, ранние половые контакты)

-отсутствие культуры поведения и речи

-наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т.д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

-гуманные (дружелюбные) отношения между детьми

-чувство долга, ответственности за своё поведение

-трудолюбие и потребность в труде

-самопознание и самовоспитание

-бережное отношение к природе

-культура общения

-ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь

-патриотизм

Основные характеристики группы ( на основе наблюдений)

Группа вновь создана из детей разных классов. Существуют проблемы адаптации детей в новом коллективе.

  1. Гончаров Виктор Сергеевич. 02.01.2003. Импульсивный, плохо воспринимает слова воспитателя, полностью подчинился Дзюба Л. Самооценка занижена. (девиантное поведение).

  2. Дзюба Леонид Александрович. 30.06.2002. Старается быть лидером путем тотального подчинения окружающих. при этом относится ко всем пренебрежительно. Очень любит себя. Старательно отстаивает свои права (действительные и мнимые). (девиантное поведение).

  3. Соловьев Антон Сергеевич. 19.06.2001. Находится на лечении.

  4. Суханова Ирина Андреевна. 17.03.2002. Занижена самооценка. Не может найти свое место в новом коллективе. Доброжелательна. Присутствуют приступы лени ( с уходом в себя).

  5. Ушакова Александра Андреевна. 19.02.2000. Спокойная, исполнительная, ответственная. Сразу нашла свое место в коллективе.

  6. Мурзенков Алексей Владимирович. 20.03.2001. Старается быть незаметным, занимается рукоделием. Правила и требования выполняет, но сам инициативу не проявляет.

  7. Куликова Юлия Владимировна. 20.07.2003. Сразу стала активно помогать в благоустройстве. Проявляет инициативу, старается вести себя примерно, но очень самолюбива, пренебрежительно к требованиям, если они идут в разрез с ее интересами. (девиантное поведение).

Исходя из характеристик детей мы можем сделать вывод, что уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на возрастные и индивидуальные характеристики развития ребенка. В свою очередь это предполагает педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такой диагностики позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе.

Для того, чтобы коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат. (см. приложение).

Цель: достижение оптимального уровня духовно-нравственного воспитания детей для успешного формирования социально значимых качеств личности воспитанника (освоение и реализация необходимых форм социального поведения в условиях семьи и гражданского общества, достижение максимально доступного уровня жизненной компетенции), необходимой ему для успешной адаптации в современном сообществе людей (социуме)

Задачи:

Образовательная: формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

Коррекционная: корректировать эмоционально-волевую сферу через сознание своего «Я», межличностные отношения.

Развивающая:развить навыки поведения в различных ситуациях; умения, необходимые в будущей самостоятельной жизни; развивать стремление анализировать собственную деятельность.


Методы реализации программы:

1. Наглядный (иллюстрированный рассказ; экскурсии; рисунки)

2. Словесный (чтение литературных произведений; беседа; проведение викторин и т.д.)

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся: поделки; трудовые десанты; дежурства и т.д.)

Формы работы с детьми:

1. Индивидуально-групповые занятия, беседы нравственного и духовного содержания;

2. Творческая, художественная деятельность детей;

3. Использование мультимедийных технологий;

4. Экскурсии;

5. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности;

6. Использование проблемных ситуаций, когда ребёнку предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы.

7. Изучение литературы – одна из основных форм воспитания духовности нравственности. Обязательным элементом здесь является размышления учащихся, обсуждения прочитанного.

8. Моделирование ситуаций – ещё одна форма воспитания нравственности. Дети включаются в обсуждения, делятся опытом, переживают, осознают ценности.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы-интернат № 5 является Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция о правах инвалидов, закон «Об образовании в РФ» ФЗ-№ 273 от 29.12.2012, закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ФЗ-№ 124 от 24.07.1999, закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№ 120 от 24.07.1999, федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Устав ГАОУ школы-интернат № 5


Программу составила и разработала воспитатель коррекционной (специальной) школы-интернат №5 Ильченко О.В.

Срок реализации программы 1 год.

Принципы программы

1. Принцип системного подхода

2. Принцип самореализации воспитанников

3.   Принцип природосообразности.

4.   Принцип сотрудничества.

5.   Деятельностный подход.

6.   Личностно-ориентированный подход.

7.    Возрастной подход.


Прогнозируемые результаты

1. Овладение детьми навыками анализа и самоанализа.

2. Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.

3. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям.

4. Потребность к сопереживанию.

5. Воспитание чувства патриотизма через формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина…

6. Приобщение к опыту православной культуры.

7. Деятельное отношение к труду.

8. Ответственность за свои дела и поступки.

9. Накопление опыта социальных контактов.

10. Развитие индивидуальности, через осознание своих чувств и потребностей.

11. Усвоение детьми морально-этических понятий.

12. Создание необходимого методического материала по духовно- нравственному воспитанию детей.



Основные направления работы.

Блок 1. Я и Я

Воспитательные задачи:

  1. Формирование духовно-нравственных ориентиров.

  2. Формирование сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

  3. Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Мероприятия:

  1. Правила нашей семьи (КТД) - сентябрь.

  2. Чему я должен научиться в этом году (беседа-рассуждение) - сентябрь.

  3. Мои права и обязанности (инструктаж) - сентябрь.

  4. Незнакомый Я. (беседа-рассуждение) - октября.

  5. Конфликты школьной жизни (решение проблемных ситуаций) - октябрь.

  6. Кем быть? (профессиональное самоопределение) - один раз в месяц.

  7. Я и мы (коллективная беседа) - ноябрь.

  8. Каким бывает слово (дискуссия) - декабрь.

  9. Быть человеком (дискуссия) - январь.

  10. Я - личность? (игра) - март.

  11. Кривое зеркало (игра) - март.

  12. Поговорим о воспитанности (викторина) - апрель.

  13. Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек (лекция ) - май.

  14. Акции милосердия - в течение года.

Блок 2. Я и общество

Воспитательные задачи:

  1. Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважение к национальным традициям.

  2. Формирование гражданского отношения к себе и окружающим людям.

Мероприятия:

  1. Я - гражданин России - сентябрь.

  2. Человек. Личность. Гражданин - октябрь.

  3. Человек в обществе. - октябрь.

  4. Конфликты: причины, виды и способы разрешения. - ноябрь.

  5. Ответственность за всех - декабрь.

  6. Терроризм - угроза миру. - январь.

  7. Конституция РФ - февраль.

  8. Правонарушения и наказания. Виды ответственности. - один раз в месяц.

  9. Подросток и закон - март.

  10. Мои обязанности - апрель.

  11. Мои права - апрель.

  12. Государственные учреждения - один раз в месяц.

Блок 3. Я защитник Отечества

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к истории Российского государства, формирование у детей верности Родине, готовности служению Отечеству.


Мероприятия:

  1. Дни русской культуры "Россия - Русь, храни себя, храни" - один раз в месяц.

  2. "Сыны Отечества - защитники земли русской" - один раз в месяц.

  3. "Города-герои" - один раз в месяц.

  4. История Русской армии - один раз в месяц.

  5. Встречи "Чтоб защитником стать" - один раз в четверть.

  6. Устный журнал "Колокола памяти" - декабрь.

  7. "Песни в военных шинелях" - январь.

  8. "Кому поставлен памятник - февраль.

  9. "Письмо на ходу..." - март.

  10. Символы Победы - апрель.

  11. Духовные истоки побед русского оружия - май.

  12. Экскурсия в краеведческий музей. - в течение года.


Блок 4. Я и здоровье

Воспитательные задачи:

  1. Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

  2. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

  3. Пропаганда физической культуры и здорового образа жи

Мероприятия:

  1. На зарядку становись! - сентябрь.

  2. Больное и здоровое тело - сентябрь.

  3. Слагаемые здоровья - октябрь.

  4. У опасной черты - ноябрь.

  5. Ресурсы здоровья - декабрь.

  6. "Гигиена - что это?" - один раз в неделю.

  7. Анкетирование на определение характера отношения подростка к возможности употребления им наркотических веществ. - октябрь, май.

  8. День здоровья "Познай себя" - январь.

  9. Организация походов по родному краю "Встречи у костра" - в течение года.

  10. Экспресс-методы противостояния стрессу - апрель.

  11. Лекторий "Здоровый образ жизни" - один раз в месяц.

- Берегите здоровье (цикл бесед)

- Чума ХХ века.

- Наркомания и здоровье.

- Курить и пить - здоровью вредить (выставка плакатов)


Блок 1. Я и культура

Воспитательные задачи:

    1. Раскрытие духовных основ отечественной культуры

    2. Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, формирование эстетических вкусов, идеалов.

    3. Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Мероприятия:

    1. Экскурсии на художественные выставки, фотовыставки, музеи - в течение года

    2. Фильм, фильм, фильм...(просмотр кинофильмов) - один, два раза в неделю.

    3. Участие в творческих конкурсах - в течение года

    4. "Вечное слово" - октябрь.

    5. "Азбука благочестия" - один раз в неделю.

    6. Конкурс театральных коллективов

    7. Читаем всей семьей - ежедневно.

    8. Праздник, посвященный дню учителя - октябрь.

    9. "Поэт православной империи" (Литературный вечер о Ф. Тютчеве) - ноябрь.

    10. Русские народные зимние традиции - январь.

    11. Новогодние программы. КТД. - декабрь.

    12. Веселый Новый Год - декабрь.

    13. "Прикоснуться к Вечности: Храм Христа Спасителя" - февраль.

    14. Русские народные обычаи и традиции - март.

    15. Духовные причти - один раз в неделю.

    16. Мульткалендарь - дважды в неделю.

    17. Песни для души - два раза в месяц.

    18. Этикет - один раз в неделю.

    19. Культура добрых дел - апрель.

    20. Культура общения - май.

Блок 6. Я и семья

Воспитательные задачи:

    1. Формирование представлений о семейных ценностях

    2. Формирование уважения к членам семьи, воспитание достойного семьянина

    3. Формирование понимания сущности основных социальных ролей (муж, отец, жена, мать...)

Мероприятия:

    1. Анкетирование учащихся с целью выяснения отношения к семье. - дважды в год.

    2. Наши корни - октябрь.

    3. Адам и Ева - ноябрь.

    4. Пора взросления - декабрь.

    5. Я и моя будущая семья - январь.

    6. Мой дом - моя крепость (о нравственных основах построения семьи) - январь.

    7. Один раз на всю жизнь (цикл бесед) - один раз в месяц.

    8. Брак и семья - февраль.

    9. Бюджет семьи. - март.

    10. Святые покровители семьи - апрель.

    11. И в горести, и в радости - май.

Блок 7. Я и школа

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

  2. Формирование у учащихся стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.


Мероприятия:

    1. КТД " Школа - наш дом, будь хозяином в нем" - в течение года.

    2. Организация самоуправления в группе - в течение года.

    3. "Поздравь учителя" КТД - октябрь.

    4. Организация дежурства в группе и школе - в течение года.

    5. Кто я: хозяин или квартирант? - сентябрь.

    6. Субординация - октябрь.

    7. Правила нравственной жизни - один раз в месяц.

    8. "Я, Ты, Мы, Вы - общение" - ноябрь.

    9. Последствия нарушения нравственных правил - ноябрь.

    10. Права и обязанности школьника - декабрь.

    11. Занять себя - это сложно?! - январь.

    12. Могу ли я быть лидером? - февраль.

    13. Если коллектив меня отвергает - март.

    14. Если дело по душе - апрель.

    15. Хобби - дело серьезное - май.

Блок 8. Я и планета

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

  2. Воспитание гуманистического отношения к людям.

  3. Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.


Мероприятия:

  1. Мое, чужое, общее - сентябрь.

  2. Планета Земля - октябрь.

  3. Спасти планету (цикл бесед) - в течение года.

  4. О китайской мудрости и экологической ситуации, или что по силам одному человеку (дискуссия) - ноябрь.

  5. Акция:"Каждому участку земли - экологическую заботу" - в течение года.

  6. Ты и я, мы - одной крови. - декабрь.

  7. Поэзия и экология - январь.

  8. Красная книга (цикл бесед) - один раз в месяц.

  9. Экология и мы - февраль.

  10. Город в котором я живу - март.

  11. Акция:"Школьный двор" - в течение года.

  12. Экологический десант - в течение года.






















Схема реализации программы

Создание необходимой психологической среды для сохранения и укрепления психического здоровья воспитанников

Организация пространства свободного времени



Формирование и развитие навыков анализа и самоанализа























Гармонизация развития детей на основе духовно-нравственных ценностей













Использование современных технологий в духовно-нравственном становлении воспитанников

Ориентация воспитанников на духовно-нравственные основы современного общества

Личностно ориентированный подход в процессе формирования духовно-нравственных качеств воспитанников


















Направление деятельности

Целевая установка

Задачи

Пути реализации

Сроки

Создание необходимой психолого-педагогической среды для сохранения и укреплении психического здоровья воспитанников

Создание системы психолого-педагогических услуг, необходимых для формирования поведенческих качеств, соответствующих моральным принципам современного общества

Организация воспитательной работы со строгим учётом возрастных особенностей детей и направлений воспитательной работы

1.Использование диагностических данных, разработка индивидуальных рекомендаций при участии психолога школы.

2.Ориентация на щадящие методы воспитания.

3.Разработка тематических бесед по формированию поведенческих качеств – порядочности, честности, добросовестности, принципиальности.

4.Использование ситуативных заданий нравственной направленности.

5.Создание в группах благоприятного микроклимата для формирования духовно-нравственных качеств

2 раза в год





В течении года

На период работы по проекту программы


Ориентация воспитанников на духовно-нравственные основы современного общества

Решение проблемы адаптации воспитанников к условиям современного общества

1.Формирование у воспитанников общечеловеческих ценностей культуры поведения в природной среде.

2.Создание условий для формирования системы ценностей, приоритетов, социальной позиции

1.Включение в перспективно-тематические планы и авторские программы занятий по экологическому и патриотическому воспитанию.

2.Коррекционно-тематические занятия

3.Коллективно-творческие дела

4.Мониторинг уровня социализации детей

В течении года








По плану воспитательной работы


2 раза в год


Личностно ориентированный подход в процессе формирования духовно-нравственных качестввоспитанников


Создание оптимальных условий для формирования духовно-нравственного здоровья каждого ребёнка


1.Ориентация воспитательной работы на конкретного ребёнка.

2.Создание условий для формирования системы ценностей, приоритетов, социальной позиции


1.Планирование индивидуальной работы воспитанниками.

2.Активация методики использования индивидуальных заданий с целью формирования волевых качеств – уравновешенности, самостоятельности.


В течении года




Формирование и развитие навыков анализа и самоанализа

Формирование умения правильного выбора поведения

Внедрение в воспитательный процесс методик, способствующих формированию и развитию способности детей размышлять, анализировать

1.Пополнение методической копилки разработками с использованием дидактического материала по формированию навыков сопоставления на основе логических умозаключений.

2.Диагностика воспитанников по личностному развитию

В течении года










2 раза в год

Организация пространства свободного времени воспитанников

Создание воспитательного пространства во внеурочное время.

1.Увеличение присутствия дальнего социума в социализации воспитанников.

2.Повышение эстетической роли окружающего пространства

1.Работа кружков по интересам.

2.Организация тематических прогулок, походов, экскурсий.

3.Встреча с работниками правоохранительных органов, интересными людьми.

По графику



По плану воспитательной работы

















Литература

1. Информационные технологии профилактики наркомании : классные часы, занятия, диагностика наркотизации / О. В. Грибанова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 265с.

2.Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 5-е. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 176 с.

3.Система воспитательной работы в коррекционном учреждении : планирование, развивающие программы, методическое обеспечение/авт.-сост. Р. П. Карлина. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013. – 311 с.

4.Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы : программы, планирование, тематические занятия / авт.-сост. С. А. Родионова, Т. А. Корепанова. – Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014. – 265 с.

5.Сценарии праздника Великой Победы: утренники, проекты, тематические задания, спортивные праздники, квесты, познавательно-исторические игры/ авт.-сост. Ж. В. Черноиванова

(и др.). – Волгоград : Учитель, 2015. – 141 с.

6.Беседы об этикете с детьми – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. – (вместе с детьми)

7.Фольклорные посиделки/ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 128 с. (Праздник в школе).












Программа

духовно-нравственного воспитания

 

 



«Гармонизация развития детей на основе духовно-нравственных ценностей»



8 класс




Составила:


Воспитатель специальной (коррекционной)

школы-интернат №5 Ильченко О.В.

























Приложение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!