СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематизация и обобщение по теме: "Имя существительное" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Повторение по теме: «Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Образовательные: создать условия, способствующие обобщению и усвоению знаний в системе по теме: «Имя существительное»

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию  умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.

Просмотр содержимого документа
«Систематизация и обобщение по теме: "Имя существительное" 6 класс»

ПЛАН УРОКА №

13. 12. 14

6 «Д» КЛАСС

Базовый учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразова­тельных учреждений/ .; под ред М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.

Тема урока: «Повторение по теме: «Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Образовательные: создать условия, способствующие обобщению и усвоению знаний в системе по теме: «Имя существительное»

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Повторить морфологические признаки имени существительного.

  2. Закрепить полученные знания о существительном на практике.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить ЗУН по теме «Имя существительное»

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал, мяч.

Форты работы: групповая, фронтальная, коллективная.

Подготовительный этап до начала работы: учащиеся до урока поделены на группы.


Эпиграф:

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
К. Паустовский.


Ход урока

1.Орг. момент.

Здравствуйте!!!

Дети, вам тепло? (Да)

Вам светло? (Да)

Прозвенел уже звонок? (Да)

Уже закончился урок? (Нет)

Только начался урок? (Да)

Хотите учиться? (Да)

Значит можно всем садиться!!!

Я рада приветствовать сегодня на нашем уроке не только вас, но и наших гостей!!!

2.Подготовка учащихся: сообщение темы проблемы

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас ответственный урок: мы о многом должны поговорить, много работы сделать. Для того чтобы перейти к нашему уроку, давайте сформулируем тему урока и его цель, для этого СЛАЙД 1 я эпиграфом взяла слова Константина Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

- Скажите, как вы понимаете эти слова, и о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(ответы детей)

Верно, это имя существительное! СЛАЙД 2 Давайте запишем число и тему урока: «Повторение по теме «Имя существительное». Мы с вами закончили большую тему, и сегодня должны сказать по возможности все об этой части речи! А знаете ли вы, ученые установили, что имя существительное самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке имена существительные, Получается на 100 слов 40 существительных.

3. Обобщение отдельных фактов, понятий явлений

Итак, когда мы с вами начинали изучать имя существительное, нами был составлен кластер. Обратите внимание, у каждого из вас он лежит на столе, мною немного отредактированный. Положите его пред собой и постарайтесь рассказать все, что вы знаете об имени существительном. СЛАЙД 3 (Один ученик отвечает, остальные дополняют). Молодцы! Похвалите себя!

4. Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей им системы знаний

Теоретический материал повторили, давайте перейдем к практической составляющей по данной теме.

  1. Сядьте, пожалуйста, по группам, разделитесь на 4 группы. Каждой из групп будет представлено задание. На проекторе проецируется задание для групп СЛАЙД 4:

1 группа

Выпишите из предложенного списка только те слова, которые являются существительными

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

2 группа

Из предложенных слов выпишите разносклоняемые существительные

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, грязнуля.

3 группа

Из предложенных слов выпишите несклоняемые существительные

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, грязнуля.

4 группа

Из предложенных слов выпишите существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, грязнуля

Проверьте себя! СЛАЙД 5. Оцените себя!

  1. Работа с разносклоняемыми существительными.

Для того чтобы прейти к следующему заданию. Предлагая вам отгадать загадку и определить, о чем пойдет речь в следующем задании: Какие существительные спрятались в следующей загадке? Их всего 11. Держатся особняком. В Р., Д., П. падежах изменяются как существительные 3 скл., а в Т.п. как существительные 2 скл. Абсолютно верно, это разносклоняемые существительные.

СЛАЙД 6 На экране пред собой вы видите стихотворение А. Хайта, литературного деятеля, соавтора мультфильма «Ну, погоди!» и автора мультфильма «Приключения кота Леопольда» ваша задача: назвать по смыслу и записать разносклоняемые существительные в тетради и образовать от них форму Р. П. ед. ч. выделить окончание и суффикс, работаете, обсуждаете в группах, далее отвечаете.

Чтение стихотворения А. Хайта. 



В стародавнее древнее…                                       время - времени

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое…                                        племя - племени

Первобытных людей – дикарей.

Они не знали, для чего корове… ,                        вымя - вымени

 Как написать свою фамилию и … ,                      имя - имени

Зачем на лошадь надевать седло и … -               стремя - стремени

Необразованное было это …  .                               племя - племени

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  … забот.                                                бремя - бремени

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …  ,               знамя - знамени

Что кислород всегда поддерживает …                пламя - пламени

Над тем, как в булку превратить простое …  ,      семя - семени

С утра до вечера они чесали…   .                             темя - семени

Очень хорошо!!!! Похвалите друг друга за проделанную работу! Оцените себя в ваших листах, не забудьте! Проверка от каждой группы + на слайде сравните. СЛАЙД 7



  1. Несклоняемые существительные

Сядьте, пожалуйста, по своим местам, следующе задание.

СЛАЙД 8 Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова? Выпишите из этого стихотворения словосочетания глагол + несклоняемое существительное и определите его падеж.

Как-то рано по утру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Оцените себя самостоятельно, сверив со слайдом. СЛАЙД 9

Сели в метро (в. п.), поехали в метро (п.п.), смотреть о кенгуру (п.п.), сидим в кино (п.п.), сидим без пальто и без кашне ( р. п.), сидим без пальто и без кашне (р. п.)

Хорошо!!! Все молодцы!! Замечательно работали!!! Оцените себя!!!

  1. Физкультминутка

Итак, а сейчас давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, все!!

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Руки вниз, на бочок.
Зажимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимись
И на место приземлись.
Итак, мы с вами немного отдохнули, поехали дальше.

  1. Род существительного

Мы сказали, что у имени существительного есть такая грамматическая категория, как род. На это опирается наше следующее задание.

У каждого на столах лежит Лист с заданиями, который нам сегодня будут нужны, возьмите его, пожалуйста, и найдите задание 5. Ваша задача под буквой а)на основе категории рода имени существительного из предложенных слов убрать четвертое лишнее, под буквой б) определить род существительных, обозначающих географические названия, слова для справок в этом задании смотрите ниже. У каждого ряда задание разное. Проверят представители от каждого ряда.


1 ряд

а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Какао, пальто, шоссе, кофе

2) Носок, мозоль, георгин, помидор

б) Определите род несклоняемых существительных

1) Густонаселен... Сан-Франциско,

2) огромн... Гоби.

Слова для справок: Сан-Франциско – город, Гоби – пустыня.

2 ряд

а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Глупость, мудрость, печаль, голубь

2) Кафе, какаду, кашне, кино

б) Определите род несклоняемых существительных

1) полноводн… Конго,

2) солнечн… Тбилиси.

Слова для справок: Конго – река, Тбилиси – столица Грузии.

3 ряд

а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль

2) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь

б) Определите род несклоняемых существительных

1) глубок... Онтарио

2) красив… Сочи

Слова для справок: Онтарио – озеро, Сочи – город.

Молодцы похвалите себя, поставьте оценки в свои листы оценивания.

  1. Давайте вспомним, когда у имен существительных пишется суффикс -чик, а когда –щик? (один ребенок отвечает устно)

А теперь давайте поиграем, я буду кидать мяч, и если вы его поймали, то должны назвать существительное с этим суффиксом объяснить правописание, кто затрудняется самостоятельно решить задачу, просит помощи у ребят или у меня.

Яростный спорщик, иностраННый переводчик, аккуратный переписчик, прокатчик автомобилей, умелый обойщик, разносчик журналов, АККуратный квартиросъемщик, мужествеННый объездчик, расторопный каменщик, новенький деревопогрузчик, прицепщик вагонов, солидный газосварщик, разведчик заговорщик.

Хорошо, молодцы!!! Оцените себя в листах, если вы ответили самостоятельно, поставьте «+», если обращались за помощью «-«

  1. Однажды Маша и Коля, учащиеся 6 класса поспорили о правописании слова горошек: Маша утверждала, что пишется суффикс -ек, а Коля, что -ик. Давайте поможем ребятам разобраться и скажем, кто же из них все-таки прав.

(Ответы учеников, озвучивание правила)

Так вот, чтобы между вами не возникало таких споров, давайте выполним такое задание: я буду зачитывать слова, а девочки будут выписывать слова с суффиксом -ек, а мальчики с суффиксом -ик. Поехали.

Открытый ларчик, горячий пончик, чудесный подарочек, маленький карандашик, пушистый снежочек, скатился в овражек, усердный работничек, железный замочек, самолетик, кирпичик.

Девочки по цепочке называют свои слова, мальчики свои. Будьте внимательны!!!

Молодцы!!! Оцените себя в листах.

  1. Итак, а сейчас выполним задание, связанное со слитным и раздельным правописание не с существительными, вашей задачей будет исправить ошибки, допущенные учеником, записать правильно и объяснить. Примеры приведены на доске.

Бороться с неправдой, бояться не брежности, черный невольник, подавить неприязнь, неправда, а ложь ужасна; находиться в не решительности, совершеННый не ряха, нескончаемые невзгоды, испытывать не решительность, а слабость; воспитывается в не воле.

Обменяйтесь тетрадями и сверьте результаты соседа с доской. Оцените его работу в ваших листах.

  1. Последнее наше сегодняшнее задание по теме, каждому ряду будет дано предложение, ваша задача подчеркнуть подлежащее и сказуемое, выделить и объяснить правописание суффикса у подлежащего. Три человека работают у доски остальные в своих тетрадях.

  1. Вмиг тогда мой петушок приподнимет гребешок, закричит и встрепенется.

  2. Лошадку ведет под узцы мужичок.

  3. Долго и тихо падает на землю желтый листочек.

(Проверка)


  1. Приведение единичных знаний в систему (самими учащимися)

Ну, и в заключении нашего урока я бы хотела вам предложить сыграть в игру «Верите ли вы, что…» На ваших листах оценивания в самом низу есть подзаголовок «Верите ли вы, что», а далее расставлены номера, так вот я вам зачитываю «Верите ли вы, что…», а вы должны поставить напротив номер вопроса, «+» если верите, «-« если не верите. Понятно? Тогда начинаем!

  1. Верите ли вы, что существительное – самостоятельная часть речи?

  2. Верите ли вы, что существительное путь разносклоняемое?

  3. Верите ли вы, что в существительном медвежонок суффикс ёнок?

  4. Верите ли вы, что существительный площадь и площадка относятся к одному склонению?

  5. Верите ли вы, что существительное зазнайка общего рода?

  1. Рефлексия

Давайте подведем итог урока и проанализируем, что получилось сегодня, в чем испытали трудности. В ваших рабочих листах есть начало фразы, выберите подходящую именно для вас и оцените себя на сегодняшнем уроке, свою активность, эффективность работы всего класса, увлекательность и т. д. Выскажитесь по одному!

  1. Информирование о Д. З.

Подготовиться к контрольной работе по теме: «Имя существительное» для этого воспользуйтесь контрольными вопросами и заданиями в конце раздела на странице___

Свои листы оценивания, пожалуйста, сдайте, я посмотрю, как вы оценивали себя и как в некоторых заданиях оценивали вас ваши товарищи и, учитывая свою точку зрения, выставлю вам итоговую оценку за урок! Мне было приятно с вами работать, спасибо за урок. Можете быть свободны!!!

.                             



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!