СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Просмотр содержимого документа
«Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС»

 Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,  а тому, как они должны думать,  то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг .

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг .

 «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

  Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться .   При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности .  Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться .

При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности . Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

  Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

  Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами.   Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка.  Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников.   Третья – усложнение учебного материала.   На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами.

Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка. Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников.

Третья – усложнение учебного материала.

На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

  Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую .   Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий , которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую .

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий , которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.

Цели урока Планируемые результаты Воспитывающая Личностные результаты Развивающая Метапредметные результаты Обучающая Предметные результаты

Цели урока

Планируемые результаты

Воспитывающая

Личностные результаты

Развивающая

Метапредметные результаты

Обучающая

Предметные результаты

Тема  Планируемые результаты : Этап урока Содержа-ние Деятель-ность учителя Деятель-ность учащихся ПР

Тема

Планируемые результаты :

Этап урока

Содержа-ние

Деятель-ность учителя

Деятель-ность учащихся

ПР

Концепция СДП базируется на тезисах  Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. 1  Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. 2  Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. 3

Концепция СДП базируется на тезисах

Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

1

Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

2

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД.

3

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП деятельность   Какова деятельность – такова и личность   Вне деятельности нет личности УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Text Text личность

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП

деятельность

Какова деятельность – такова и личность

Вне деятельности нет личности

УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Text

Text

личность

Основные виды УУД вопросы общения общеучебные унив.д. целеполагание знаково-символические д. Коммуникативные УУД  планирование логические унив.д. прогнозирование постановка и решение проблемы Познавательные УУД  контроль коррекция Регулятивные УУД  оценка саморегуляция самоопределение Личностные УУД  смыслообразование нравственно-этическая ориентация

Основные виды УУД

вопросы общения

общеучебные унив.д.

целеполагание

знаково-символические д.

Коммуникативные УУД

планирование

логические унив.д.

прогнозирование

постановка и решение проблемы

Познавательные УУД

контроль

коррекция

Регулятивные УУД

оценка

саморегуляция

самоопределение

Личностные УУД

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

Практическая работа Упражнение.  Интересно (смотрю) соревнования пловцов. Летом мы решили (хожу) в походы. Пора (делаю) уроки. Брат помогал мне (решаю) задачу. Надо (вскипячу) воду в чайнике. Товарищ обещал (принесу) мне интересную книгу. Книги надо (беречь).

Практическая работа

  • Упражнение.

Интересно (смотрю) соревнования пловцов.

Летом мы решили (хожу) в походы.

Пора (делаю) уроки.

Брат помогал мне (решаю) задачу.

Надо (вскипячу) воду в чайнике.

Товарищ обещал (принесу) мне интересную

книгу.

Книги надо (беречь).

Сравнительная таблица  «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС н.п. парадигма ЗУН ТО 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)

Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»

ФГОС н.п.

парадигма ЗУН ТО

1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие

Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении

3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе

Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно)

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)

Сравнительная таблица  «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС парадигма ЗУН 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно

Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»

ФГОС

парадигма ЗУН

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

Контроль и оценку осуществляет сам учитель

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы

Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи

В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно

Как научить учиться? УУД Ценностные ориентиры формирование гражданской идентичности развитие личности  СДП ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Как научить учиться?

УУД

Ценностные

ориентиры

формирование

гражданской

идентичности

развитие

личности

СДП

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Концептуальная идея формирования УУД    Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение  Как сформировать у ребенка умение  переходить через дорогу? Представление о действии. первичный опыт и мотивация  Приобретение знаний о способе выполнения действия  Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция  Контроль

Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение

Как сформировать у ребенка умение переходить через дорогу?

Представление о действии. первичный опыт и мотивация

Приобретение знаний о способе выполнения действия

Тренинг в применении знаний,

самоконтроль и коррекция

Контроль

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ? 1-й этап формирования УУД Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС.

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ?

1-й этап формирования УУД

Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС.

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ? Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация » где  1 − действие, в котором возникло  затруднение;  2 − фиксирование затруднения;  3 − анализ этапов действия и определение  места затруднения (исследование − И);  4 − определение причины затруднения  (критика − К);  5 − постановка цели и проектирование (П);  6 − реализация проекта. 6 2 1 И К П 3 4 5

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ?

Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация »

где 1 − действие, в котором возникло

затруднение;

2 − фиксирование затруднения;

3 − анализ этапов действия и определение

места затруднения (исследование − И);

4 − определение причины затруднения

(критика − К);

5 − постановка цели и проектирование (П);

6 − реализация проекта.

6

2

1

И

К

П

3

4

5

Технология деятельностного метода (ТДМ)  1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

Технология деятельностного метода

(ТДМ)

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ  Требования к этапу УУД, выполняемые учащимися На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:  ставят цель , выбирают способ ,   строят план достижения цели;  определяют средства, ресурсы и сроки ,  согласовывают тему урока. –  формулирование цели учения  ( Р ); –  выбор способов решения задач ( Р ); –  планирование ( Р ); – проектирование ( Р ); –  осознанное  построение речевого  высказывания ( П ); –  аргументация своего мнения ( К ); –  учет разных мнений ( К ); –  смыслообразование ( Л) .

УУД, выполняемые учащимися

при работе по ТДМ

Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА

ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Требования к этапу

УУД, выполняемые учащимися

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель ,
  • выбирают способ ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки ,
  • согласовывают тему урока.

– формулирование цели учения ( Р );

– выбор способов решения задач ( Р );

планирование ( Р );

проектирование ( Р );

осознанное построение речевого

высказывания ( П );

аргументация своего мнения ( К );

– учет разных мнений ( К );

смыслообразование ( Л) .

 Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.  Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения .

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.

Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения .

Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования  по показателям : придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

Последовательная реализация СДП

повышает эффективность образования

по показателям :

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Продуктивные задания – главное средство  За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Личностные результаты  Почему корабли сделанные из железа не тонут? Перечисли основные свойства воды. = Познавательные УУД Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй  информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй  (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Продуктивные задания – главное средство

За что Петра I называли «великим»?

Перескажи текст о Петре I

=

Личностные результаты

Почему корабли сделанные из железа не тонут?

Перечисли основные свойства воды.

=

Познавательные УУД

Решению продуктивных задач надо учить:

  • Осмысли задание (что надо сделать?)
  • Найди нужную информацию (текст, рис…)
  • Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
  • Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
  • Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Проблемно-диалогическая технология  Цель - обучить самостоятельному решению проблем ( ФГОС)  Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л.Мельникова  Традиционный взгляд на урок 1.  Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»  Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Регулятивные УУД Коммуникативные УУД САША

Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем ( ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми

Е.Л.Мельникова

Традиционный взгляд на урок

1. Дом.задание: «Перескажи…»

2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»

3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»

4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»

Проблемно-диалогический урок

1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»

2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»

3. Поиск решения: «По тексту определите …»

4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

САША

 Технология критического мышления  Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни  Характерные особенности : оценочность; открытость новым идеям; собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Технология критического мышления Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни

Характерные особенности :

  • оценочность;
  • открытость новым идеям;
  • собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

 Другие педагогические технологии  Информационная технология Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах Игровые технологии  Проблемно-развивающая технология Рейтинговая технология Технология модульного обучения Технология коллективного способа обучения (авторская) Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология

Другие педагогические технологии

  • Информационная технология
  • Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
  • Игровые технологии
  • Проблемно-развивающая технология
  • Рейтинговая технология
  • Технология модульного обучения
  • Технология коллективного способа обучения (авторская)
  • Здоровье-сберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология

ФГОС: СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ?

ФГОС: СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!