СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуативный практикум "Мы и закон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка воспитательного мероприятия "Мы и закон" в форме ситуативного практикума.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Ситуативный практикум "Мы и закон"»

Тема: Мы и закон

Цель: закрепить знания учащихся о понятиях «закон», «право», «обязанность», «правонарушение», научить детей применять правовые знания на практике; формировать и развивать осознание необходимости соблюдать закон и чувство ответственности за его нарушение; воспитание у школьников правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности.

Форма проведения: ситуативный практикум


Ход занятия

1. Организационный момент

Слайд 1. Правовое образование является основой свободного гражданского общества, на которой создаётся и развивается мощное, здоровое государство. Мы все мечтаем жить в мире, согласии и благополучии, т.е. в таком государстве, где каждый гражданин знает свои права и не нарушает права окружающих его людей. Из жизни общества должны быть устранены факты неуважения к закону, правового невежества, грубого нарушения прав и свобод человека, неисполнения предписаний закона.

2. Мотивация учащихся к деятельности. Сообщение темы и цели занятия

Тема сегодняшнего классного часа звучит так – «Мы и закон». (Слайд 2) Цели нашего мероприятия: закрепить знания учащихся о понятиях «закон», «право», «обязанность», «правонарушение», научить детей применять правовые знания на практике; формировать и развивать осознание необходимости соблюдать закон и чувство ответственности за его нарушение; воспитание у школьников правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности.

3. Основная часть

Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду.

" Давным – давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".

Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности? (Жители стали жить по законам.)

– Ребята, как вы ребята понимаете слово «закон»?

- Ответы детей.

Слайд 3. – Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

Итак, Закон – это некое правило, общая и обязательная к исполнению норма поведения, адресованная всем без исключения. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

- Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

Слайд 4. Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Учитель. Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Слайд 5 .Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Это своеобразный регулятор общественных отношений.

1-ый ученик:

(Всё лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

2-ой ученик:

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция. Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы не одной страны.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

3-ий ученик:

Ну, а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час, а школе – всё внимание.

Использую я право на образование

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому, чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны. )

- Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

Слайд 6.

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Учитель. Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

Слайд 7. Обязанность – это некое требование, предъявляемое к каждому человеку. Данные требования закреплены в конституции государства и защищены правой ответственностью. Тесно связывают личность по отношению к государству, представление его интересов и общества.

Учитель. Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства.

Слайд 8. Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

- Рисунки детей с комментариями.

- Учитель

Слайд 9. Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность Правонарушение, как это следует из самого термина, есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение - значит "преступить" закон, право.

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Слайд 10. В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, разбой, вымогательство .

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Учитель. С какого возраста ребёнок, человек может быть привлечён к ответственности за правонарушения и преступления?

( - Административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная – с 16 лет, за исключением случаев, когда совершено наиболее тяжкое преступление. Тогда привлекут к уголовной ответственности с 14 лет.)

- А если правонарушение совершено в 14 лет?

(Ответственность несут родители или лица их заменяющие)

- Ситуативный практикум. Работа в группах.

1 Разбор ситуации:


№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?


№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?


№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?


№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.


№5 В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка?


(ребята высказываются). Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная


Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)


- Итог занятия

- Составим кластер на тему «Закон и мы»

Слайд 11.






















Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.


Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная


Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника__________

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде _____________

3. Избил одноклассника ______________

4. Совершил кражу мобильного телефона_________________

5. Совершил прогул в школе __________________

6. Переходил дорогу в неположенном месте. __________________

7. Разбил мячом окно. __________________

8. Нецензурно выражался в общественном месте._________________





8