Тема: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения обучающихся - осужденных» Ситуация успеха и её типы. Учитель «ГОКУ АО ОШ при УИН» ФКУ ИК-8 Лисенко Ю.В.
« Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»
(Франсуа де Ларошфуко).
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»
(В. А. Сухомлинский).
В современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, обусловлено той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на наш взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности. Мотивация достижений – это чисто социальное явление, и поэтому требует внимания со стороны родителей и педагогов. Одним из способов формирования мотивации достижения является технология создания ситуации успеха обучающихся.
Основные типы ситуаций успехов:
1. Неожиданная радость.
Это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость - это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Рассмотрим некоторые приемы "неожиданной" радости: - Прием "Лестница" или "Встань в строй". Ребёнок сам оценивает на какой ступеньке он оказался в результате деятельности. Нижняя ступень –знаю(есть такое , слышал), далее – понимаю( сам могу справиться), верхняя ступень( умею и могу научить других)
- Прием "Даю шанс".
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
Прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
2. Общая радость.
Состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость - это. прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
- Прием "Следуй за нами "
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
- Прием "Эмоциональный всплеск " или "Ты так высоко взлетел ". Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. - Прием "Обмен ролями " или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты "обмена ролями", превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.
- Прием "Заражение " или "Где это видано, где это слыхано ". В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха.
- Краткое экспрессивное воздействие - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус ( За дело! Приступаем!)
3. Радость познания.
Последним типом ситуации успеха является радость познания, Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие - общение.
Прием "Эврика".
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.
Прием "Линия горизонта " – определение индивидуальной траектории планируемых достижений и текущий контроль.
Часто при этом используется модульная технология, которая позволяет любому ученику включаться в деятельность и самому оценивать эту деятельность (рейтинговая сисиема оценок). Модуль (урок) имеет четкую структуру, где указана цель, какие задания должен выполнить ученик, как выполнять задания и где найти материал. Выполнение каждого задания оценивается в баллах. Ученик выполняет задание и видит реальные результаты своей деятельности (набранные баллы), он сам контролирует, планирует и оценивает свою деятельность. Он САМ, а не учитель.
Использование игрового потенциала.
- игры-реконструкции ( наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей), например, урок-ролевая игра;
- игры- обсуждения ( наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности), например, урок-деловая игра;
- игры-соревнования ( наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений), например: урок типа:"Следствие ведут знатоки", урок:"Что? Где? Когда?", урок-кроссворд; урок эстафета; урок-викторина.
Организация дискуссионной деятельности
- семинары (индивидуальная работа);
- структурированные дискуссии (групповая работа);
- проблемно-практические дискуссии ( коллективная деятельность класса).
Организация исследовательской деятельности
- практические занятия (коллективная деятельность класса);
- проблемно-лабораторные занятия ( групповая работа);
- исследовательские уроки (индивидуальная работа):
- проектная деятельность .
Практическая часть
Задание 1.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ, способствующие и препятствующие созданию ситуации успеха
Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Предложите свои варианты действий учителя для создания ситуации успеха. 1. Останавливаем внимание на негативном. 2. Улыбка, добрый взгляд. 3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому. 4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.) 5. Сравнение одного ребенка с другим. 6. Отмечает «персональную исключительность». 7. Аргументирует надобность действий. 8. Учит алгоритму действий. 9. Оценка действий ученика с акцентом на детали. 10. Учитель много говорит за детей. 11. Высказывает недовольство учеником, группой. 12. Вера в способности ученика. 13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.
Задание 2.
Педагогическая ситуация
Создание ситуации успеха на уроках истории
Идет урок в 10 классе. У Виктора Петровича, учителя истории, хорошее настроение. Весь класс выполнил домашнее задание на "хорошо" и "отлично". Неожиданно учитель обнаружил, что задание было списано со шпаргалки. И тогда Вы…
Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ.
Ольга Петровна , преподаватель истории, опытный специалист, имеет стаж работы 25 лет. Учащиеся жалуются, что педагог много задает, и не ответственно относятся к выполнению домашних заданий. На что учитель напоминает им о предстоящем экзамене, однако этот аргумент не действует.
Василий Петрович пришел на собрание к своему сыну. Семья обеспеченная, удовлетворяются все потребности ребенка. В ходе беседы с учителем выяснилось, что сын – недобросовестный ученик и нарушитель дисциплины. А отец говорит, что этого не может быть, что учителя предвзято к нему относятся.
Вывод: Принцип воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, к школе, к труду, т. е. способствует эффективности обучения.
Самоанализ
1. Какие приёмы организации ситуации успеха используется
- при опросе,
- изучении нового материала,
- в ходе закрепления,
- при сообщении домашнего задания?
2. Какими способами учитель создаёт благоприятный психологический климат в классе?
3. Какие функции выполняет оценка знаний и умений учащихся?
Алгоритм создания ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“ Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“ Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
“ Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“ У вас обязательно получится”.
“ Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания.
“ Возможно, лучше всего начать с…..”
“ Выполняя работу, не забудьте о…..”
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“ Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“ Только ты и мог бы….”
“ Только тебе я и могу доверить…”
“ Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий.
“ Нам уже не терпится начать работу…”
“ Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“ Тебе особенно удалось то объяснение”.
“ Больше всего мне в твоей работе понравилось…”
“ Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.