Сюжет и композиция.
Понятие о сюжете и композиции. Мотивная структура произведения. Структура композиции. Внесюжетные элементы произведения. Типы композиции. Роль композиции в выражении идейно-художественного замысла текста (примеры анализа)
Композиция (от лат. componere - составлять, соединять) - построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее целостную картину жизни и способствующее выражению идейного содержания. В композиции различают внешние элементы - деление на части, главы, и внутренние -группировка и расстановка образов. Создавая произведение, писатель тщательно продумывает композицию, место и взаимосвязь образов и других элементов, стремясь придать материалу наибольшую идейно-художественную выразительность.
Сюжет (от фр. sujet - предмет) - система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий - единство, развивающееся во времени, а движущей силой сюжета является конфликт. Конфликты бывают разные: социальные, любовные, психологические, бытовые, военные и другие. Герой, как правило, вступает в противоречие с общественной средой, с другими людьми, с самим собой.
Сюжетные элементы. Сюжет состоит из ряда элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога.
Экспозиция - первоначальные сведения о действующих лицах, которые мотивируют их поведение в условиях возникшего конфликта. В рассказе «Ионыч» это приезд Старцева, описание «самой образованной» в городе семьи Туркиных.
Завязка -событие, которое кладет начало развитию действия, конфликту. В рассказе «Ионыч» знакомство Старцева с семьей Туркиных.
После завязки начинается развитие действия, высшей точкой которого является кульминация В рассказе Л.Чехова - объяснение Старцева в любви, отказ Кати.
Развязка - событ ие, снимающее конфликт. В рассказе «Ионыч» -разрыв отношений Старцева с Туркиными.
Эпилог - сведения о событиях, последовавших после развязки. Иногда . автор сам заключительную часть повествования называет эпилогом. В рассказе Л.Чехова имеются сведения о судьбах героев, которые можно отнести к эпилогу.
В большом художественном произведении, как правило, много сюжетных линий и каждая из них. развиваясь, переплетается с другими. Отдельные элементы сюжета могут быть общими. Определить классическую схему бывает сложно.
Параллельно с термином сюжет существует термин фабула, которые обычно употребляются как синонимы.
Мотивом называется любой элемент фабулы или сюжета, взятый в аспекте повторяемости.
Мотив тесно связан с темой. Темой называется ситуация или событие, а также коллизия, конфликт, которые изображаются этим высказыванием, описываются и оцениваются им. В сущности, тема представляет собой мотив, в частности, главный мотив, который может быть вынесен в название произведения
Термин «мотив» в литературоведческой практике соотносится с двумя аспектами произведения: С элементом сюжета –событием или ситуацией - который в составе произведения повторяется или известен из традиции; С избранным словесным обозначение такого рода ситуаций и событий, которое в качестве элемента входит в состав текста, а не сюжета.
Внесюжетные элементы. Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые внесюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет. Если сюжет произведения – это динамическая сторона его композиции, то внесюжетные элементы – статическая; внесюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях.
Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).
Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т.п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Описания – наиболее распространенный вид внесюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.
Авторские отступления – это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль и подлежат обязательному анализу.
Наконец, вставные эпизоды – это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т.п.Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя.\
Внесюжетные композиционные элементы:
• Вставные эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);
• Лирические (иначе - авторские) отступления, выражающие авторское отношение кпроис-ходящему/к персонажам.
• Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают,пред-варяют дальнейшее развитие событий, служат пророчествами;
• Художественное обрамление (при рамочной композиции) - те сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, представляя собой отдельную сюжетную линию.
В некоторых случаях к внесюжетным элементам можно отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий, выключаются из сюжетной цепи.
Внесюжетные элементы зачастую имеют слабую или чисто формальную связь с сюжетом и представляют собой отдельную композиционную линию.
Выделяют два типа композиции – простая и сложная. Простая композиция сводится к объединению частей литературного произведения в одно целое, и это объединение осуществляется всегда самым простым путем: прямая последовательность событий в области сюжетосложения, единый повествовательный тип на протяжении всего произведения, простой перечень предметных деталей без выделения опорных, особо важных.
В случае сложной композиции особый художественный смысл воплощается в самом построении произведения и порядке сочетания его элементов и частей.
Кроме простого и сложного типа композиции выделяют еще следующие виды: обратная, кольцевая, ретроспективная, рассказ в рассказе.
В обратной композиции действие произведения может начаться с конца описываемых событий, а временной ход действия восстановят последующие эпизоды, а также объяснят причины происходящего.
При кольцевой композиции автор использует повтор художественных описаний, строф, события начала и конца происходят в одном месте, в событиях участвуют одни и те же персонажи. Такой прием часто в встречается и в прозе, и в поэзии.
В ретроспективной композиции автор использует прием возвращения действия в прошлого. Часто при использовании этого приема появляется вставной рассказ персонажа, и этот вид композиции называется «рассказ в рассказе».
Композиционный анализ поэмы «Мцыри»
Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже время сумел привнести в произведение исключительно свои, авторские особенности. «Мцыри» повествует о типичном романтическом герое. В то же время композиция поэмы «Мцыри» Лермонтова, как и ее сюжет, своеобразны.
Особенности композиции
Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри». Главный герой — пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.
Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней , отчаяние от постигшей его неудачи — вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.
В композиции поэмы Мцыри содержатся все основные элементы, идущие в прямом порядке. Дана экспозиция — рассказ о жизни героя в монастыре, завязкой сюжета может считаться момент побега Мцыри из монастыря. Имеется и традиционная для романтической поэмы концовка — смерть персонажа. При сохраненных основных элементах поэмы особенности композиции «Мцыри» заключаются именно в соотношении временных планов в поэме и размере частей композиции. Акцент делается на трех днях, проведенных Мцыри на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена поэма. Лермонтов подчеркивает значимость этих дней композиционно, благодаря их обширному описанию. Обращается он также и к художественно-стилистическим приемам. Смена сухого, краткого, как заметки в дневнике стиля повествования в начале поэмы на образную, а кое-где даже восторженную речь от лица главного героя еще раз подчеркивает значимость его исповеди.
Кульминация поэмы
Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация — момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».
Особенности конфликта в поэме
Природа в поэме олицетворена, она является активно действующим персонажем, и ее проявления: барс, темный лес, дневной зной сбивают героя с пути и закрывает ему путь на родину. Это происходит оттого, что Мцыри, как он сам о себе отзывается, дитя неволи, выращенный в монастырских стенах «цветок». Чересчур яркий луч солнца — так метафорически обозначается в поэме свободная жизнь — может его погубить, что и происходит. Но природу невозможно считать врагом для главного героя, поскольку он сам — ее часть, и лишь в единении с ней он может считать себя счастливым. «Три блаженных дня» — так вспоминает Мцыри о днях, проведенных на воле.
Можно счесть основным врагом героя общество, породившее такие уродливые, искалечившие судьбу Мцыри вещи, как война и монастырь. Но общество дано в поэме скорее в качестве подтекста, прямо оно нигде не выражено. Герой сетует на то, что он «умрет рабом и сиротой», но при этом не стремится никого обвинить: «И никого не прокляну!». Лермонтов поводит читателя к мысли о неразрешенности данного конфликта, потому что тюрьмой для Мцыри становится не только монастырь, но и весь мир в целом. Выращенный чужими людьми, он оказался оторванным от родной культуры, и теперь и она столь же враждебна и непонятна для него. Единственно возможный выход для него — смерть, и смерть Мцыри в поэме продиктована не требованиями сюжета романтической поэмы, она является единственным средством разрешения конфликта.
Действие поэмы начинается в монастыре — там же оно и завершится. Поэтому композиция «Мцыри» относится к замкнутым композициям. Благодаря этой замкнутости в последних строках особенно сильно звучит излюбленный мотив Лермонтова — мотив рока, неотвратимого и неизбежного. «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» – восклицает Мцыри перед смертью. Тщательно выстроенная композиция в сочетании с необычным сюжетом помогают в полной мере раскрыть трагедию жизни Мцыри и поднять поэму Лермонтова до вершин романтического творчества.