СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетная лепка, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетная лепка, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Сюжетная лепка, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»














Сюжетная лепка, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

1.Содержание сюжетной лепки……………………………………..…..

4

2.Способы и приёмы сюжетной лепки…………………………..……..

5

3.Техника обучения лепке в возрастных группах детского сада……

6

4.Значение сюжетной лепки в развитии личности ребенка…………..

16

5.Конспект непосредственной образовательной деятельности по сюжетной лепке «Сказочные герои»…………………………………….


19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

29




ВВЕДЕНИЕ


Лепка – вид изобразительной деятельности. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Образовательное и воспитательное значение уроков лепки огромно, так как они развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, фантазию, способности, индивидуальность.

Умение изобретать приходит вместе с умением видеть, анализировать увиденное, находить в нем главное, постоянно контролировать свои действия, сравнивать изображаемое с натурой. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в рисовании, лепке доступно уже детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослым.

Цель: проанализировать особенности сюжетной лепки в продуктивной деятельности дошкольников по возрастным группам.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.

  2. Рассмотреть содержание сюжетной лепки

  3. Описать способы и приёмы сюжетной лепки.

  4. Проанализировать технику обучения лепке в возрастных группах детского сада.

  5. Описать значение сюжетной лепки в развитии личности ребенка

  6. Сформулировать выводы.




1.Содержание сюжетной лепки


Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке–каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

Сюжетная же лепка является более содержательным и трудоёмким процессом, потому что ребёнку необходимо вылепить каждый элемент фигурки, что занимает много времени. К тому же, в этом типе лепки обязательно изготовление нескольких фигурок, затем необходимо расставить фигурки в определённом положении на доске. Содержание сюжетной лепки не ограничивается сказками и рассказами: здесь могут быть так же задействованы жизненные ситуации, сценки из мультфильмов.

Задачи в ходе обучения детей сюжетной лепке: обучать способности воспроизводить в сюжетной лепке замысел, создавая сценки из 2–3 предметов; учить фантазировать при осуществлении лепки; использовать различные приёмы лепки, задействуя наблюдения за окружающей действительностью, знания пропорций и форм предметов.

Сюжетная лепка используется при обучении только в старших и подготовительных группах, а перед этим осуществляется только подготовка к этой деятельности, передача необходимых знаний. Это связано с тем, что в данной деятельности ребёнку необходимо много знаний и умений, которые он ещё не накопил [3].

2.Способы и приёмы сюжетной лепки


В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический – способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный – способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина, так и пластилин или солёное тесто [1].

Основные приемы лепки.

Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами– большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Скатывание. Формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание. Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Заострение. Одним или двумя– тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Раскатывание. Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед–назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Соединение. Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Прищипывание. Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется [1].


3.Техника обучения лепке в возрастных группах детского сада


Первая младшая группа.

На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5–6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом. Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все–таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепив при нем какую–нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Первоначальные занятия проводятся в течение 5–8 минут с каждой подгруппой[5].

По мере того, как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой. Приемы обучения носят наглядно–действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.
Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет: «Положу шарик на ладонь и накрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними – получилась лепешка.– И еще раз повторяет: – Когда расплющиваем шарик между ладонями, то получается лепешка».

Подобные пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности. Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию.

Каждое занятие должно быть увлекательным. Малышам двух – двух с половиной лет интересно наблюдать, как из куска глины в руках воспитателя образуются погремушка, грибок, птичка, матрешка, девочка, зайка. Они с удовольствием узнают эти предметы, дают им названия и определяют форму частей. Длительность такого занятия должна быть не более 10–12 минут, чтобы у малышей осталось желание посмотреть лепку еще какого–либо предмета. Воспитатель лепит не более 2–3 предметов. Закончить занятие можно потешкой или песенкой. Такие занятия проводятся со всей группой.

Воспитатель сидит за столом, а дети располагаются на стульях, расставленных полукругом, и наблюдают работу воспитателя. Непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми и во время занятия с теми, у кого не получается.

У детей 2–3 лет еще недостаточно скоординированные движения рук. Воспитателю нужно добиться, чтобы при изображении той или иной формы руки детей двигались в определенном направлении. У некоторых это получается не сразу, поэтому воспитатель может взять руки ребенка в свои и показать нужные движения. Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Мячик круглый, его можно катать по доске», «Столбик длинный, ровный», «Если все столбики, которые вы вылепили, поставить на дощечку, то получится забор». Воспитатель предлагает детям узнать, что получилось. Если они не узнают, то говорит сам. Затем берет заранее склеенный из бумаги домик и ставит его около забора, сажает рядом игрушечного зайца, петуха и т. п. Занятия лепкой должны активизировать детское мышление[5].

Для того чтобы приучить ребят думать в определенном направлении, можно задавать вопросы: что получится, если к шарику прикрепить столбик? Что выйдет, если к лепешке прикрепить глиняную палочку? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подсказывает результат и демонстрирует предметы или вылепленные заранее фигуры (погремушку, грибок и т. д.). Вопросы подобного характера способствуют тому, что ребята будут не механически использовать способы лепки, а вполне сознательно, думая об образе изображаемого предмета.

При повторных занятиях вопросы могут ставиться в несколько илом плане. «Дети, у меня есть шарик и столбик,– говорит воспитатель,– что нужно сделать, чтобы получилась погремушка?»

Для развития сообразительности, самостоятельности в решении темы можно каждому ребенку предложить готовые, знакомые формы: 2 шарика (один большой, другой маленький), диск и 2 столбика. Дети рассматривают их с воспитателем, определяют название (шарик, лепешка, столбик) и начинают лепить из этих форм предмет по выбору. Воспитатель в процессе работы вопросами и советами направляет ребят на правильное, интересное использование форм.

Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразительности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями. Каждое занятие строится так, чтобы воспитатель задавал детям вопросы, которые бы помогали им выработать самостоятельность, стать активными, включал игровые моменты и ситуации[5].

Вторая младшая группа.

В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки.

Приемы обучения для первой младшей группы используются и в работе с детьми 3–4 лет. При изучении формы предметов недостаточно только рассматривать их в начале занятия. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер. Такое знакомство с формой предмета воспитатель должен проводить группами по 5–6 человек за один или два дня до занятия. Он предлагает детям взять предмет, охватить его одной или двумя руками. Можно предложить показать предмет между ладонями: если шар, то круговыми движениями, если цилиндр, то продольными. Внимание ребят направляется на основную форму частей, их количество и основные пропорциональные соотношения. Такое активное знакомство с предметами помогает ребенку понять не только формы, но и движения, которые необходимы для их изображения. Отчасти эти задачи ставились в первой младшей группе. Здесь же преследуется еще одна цель – ребенок, знакомясь с основными геометрическими формами, должен узнавать их в других предметах, например шар – в яблоке, ягодах и т. д.

Начало занятий лепкой, как правило, предполагает показ воспитателем приемов изображения и объяснение. Он берет ком глины одной рукой, кладет его на раскрытую ладонь, другой рукой производит необходимые движения. Показывать нужно так, чтобы действия были четкими, понятными детям.
Для того чтобы убедиться в усвоении детьми того или иного приема, можно предложить всей группе или отдельно каждому ребенку повторить это движение. После этого ребята могут приступить к изображению. Показ приемов сопровождается объяснением, которое должно соответствовать действиям.

«Беру кусок глины,– говорит воспитатель,– кладу на ладонь и раскатываю его вот так – вперед–назад, вперед–назад. Вот какой получился столбик». Показ и объяснение должны занять не более 3–4 минут.
Обучение лепке во второй младшей группе, так же как и у детей 2–3 лет, должно предусматривать развитие самостоятельности, а поэтому в тех случаях, когда дети уже знакомы с приемами, не следует им еще и еще раз показывать то, что они усвоили. Например, при изображении диска нет надобности показывать лепку исходной формы. Надо сразу взять заранее подготовленный шар, положить на ладонь и расплющить, покрыв другой ладонью, предоставив детям возможность самостоятельно вспомнить, как лепить шар [5].

Средняя группа.

В начале года дети по программе повторяют пройденный материал: занимаются лепкой, работают над формой. Воспитатель во время прогулок с детьми использует природный материал как наглядное пособие. Например, зимой ребята под руководством воспитателя лепят снеговика и одновременно разбирают форму и количество частей. Из снега дети могут вылепить кролика, девочку в шубке и другие предметы.

Кроме того, перед тем как приступить к лепке, воспитатель показывает игрушки, изображающие птиц, цыплят. Он обращает внимание детей на весь предмет в целом и затем на форму туловища, головы, хвоста, показывает, как надо обследовать предмет: сначала определяют форму частей, затем, фиксируя внимание на более мелких частях, проводит по ним пальцем и предлагает эти же действия проделать ребятам. Они повторяют эти движения.

На занятиях можно ограничиться лишь зрительным обследованием, обводя различные части палочкой и предлагая ребятам самостоятельно определить их форму, пропорции и месторасположение.

Для рассматривания перед лепкой подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но однотонной окраской. В тех случаях, когда нет возможности подобрать подходящий предмет, можно пользоваться заранее подготовленным образцом несколько большего размера, чем фигурки, которые будут лепить дети.

Образец обычно дается до занятия с той целью, чтобы ребята успели его рассмотреть, и остается перед ними на протяжении всего занятия.
Дети средней группы знакомы с изображением шара, цилиндра, диска. На первых занятиях воспитатель напоминает им способы изображения этих форм, уточняет постановку рук и показывает, как можно кончиками пальцев сделать форму более точной [5].

Во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель прибегает уже к неполному показу. Например, когда дети лепят морковку, он им только показывает, как у столбика, слепленного заранее, надо один конец заострить, а другой сделать толстым и несколько округлым; для изображения туловища и головы кролика надо сделать из цилиндра овал.

Изображение основных форм можно не показывать; ребята это уже умеют делать. Но способы соединения частей необходимо показать, так как от их усвоения будет зависеть прочность создаваемых фигурок. Кроме того, воспитатель предлагает ребятам показать, с чего они начнут работу, как будут лепить форму или соединять части. Об этом можно попросить детей, хорошо справляющихся с изображением предметов, а в некоторых случаях и тех ребят, которые плохо справляются с заданием, чтобы они поверили в свои силы. Это дает возможность активизировать мысль детей, они начинают более четко представлять ход работы и действия с глиной.

В средней группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. Для этого воспитателю нужно время от времени показывать, как делить ком глины, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, и как проверить их длину. Например, при изображении рук куклы педагог показывает, как разделить столбик на две равные части, а затем, складывая обе половины, проверить, одинаковые они или нет. Когда дети усвоят этот прием, можно лишь напомнить им, чтобы они не забыли проверить, правильно ли определили длину частей.
Так же, как и на занятиях рисованием, при лепке используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение [5].

Старшая группа.

В этой группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой–то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.
Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет.

В основном для изобразительной деятельности нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо.

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление – подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение. Дети 5–6 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Задача воспитателя – понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины или из отдельных частей. Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части [5].

Подготовительная группа.

В этой группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель дает детям задание – выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.

Для формирования зрительных восприятий воспитатель показывает детям игрушки, изображающие людей, животных, картинки с изображением отдельных предметов и эпизодов из сказок и рассказов.

Во время наблюдения и рассматривания разных предметов воспитатель предлагает ребятам внимательнее присмотреться к форме, пропорции, положению частей и действию, фактуре, некоторым деталям и дополнительным предметам, усиливающим характеристику образа. Очень важно, чтобы ребята учились видеть характерные черты предметов, умели их отбирать, а для этого необходимо знакомить их с выразительными, легко запоминающимися образами: слоном, бегемотом, некоторыми породами собак (боксер, овчарка, такса). С интересом ребята будут рассматривать сказочных персонажей: Бабу Ягу, Емелю, Снегурочку, Василису Прекрасную, Царевну–лягушку и др.

Отличительные черты быстрее запомнятся детям, их легче изображать в лепке. Например, вылепив длинную шею жирафа, ребенок сразу делает образ похожим и выразительным. Но это не все: нужно изобразить и специфические пропорции ног, а поэтому воспитатель выделяет несколько отличительных признаков. Так, при рассматривании жирафа он обращает внимание детей на пропорции, форму частей, детали на голове – уши, рожки..
Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т. д.

Для выразительного изображения движения нужно иметь запас зрительных образов, которые накапливаются в процессе познания окружающего мира. Воспитатель обращает внимание детей на то, как бегут лыжники, скользят по льду конькобежцы. Для того чтобы ребята могли понять действия сказочных персонажей, можно показать им иллюстрации с изображением одного и того же героя в разных положениях. Воспитатель предлагает ребятам самим принять те позы, которые они собираются изобразить[5].

Например, кому–нибудь из детей предлагается принять то положение, в котором находится лыжник во время бега. Уже в начале занятия воспитатель стремится наводящими вопросами подвести ребят к самостоятельному решению хода работы. Затем, стремясь сохранить индивидуальность в работе каждого ребенка, он показывает детям некоторые средства лепки, которые помогут сделать образ более точным и выразительным.


4.Значение сюжетной лепки в развитии личности ребенка


Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И.Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «… В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета…. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки» [2].

Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы – от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. А зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом – лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Занятие лепкой  не только увлекательно, но и полезно.  Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на обоях. Польза для детей гораздо существенней:

Для умственного развития

  • когда ребенок разминает пластилин (или другой материал)  в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, что напрямую влияет на развитие речи,  координацию движений, память и логическое мышление;

  • когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости;

  • когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что в свою очередь способствует развитию внимания и саморегуляции.

Для здоровья и эмоционального состояния.

  • регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность;

  • занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний – волнения, интереса, радости  от того, что все получается и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом;

  • психологи активно используют лепку как одно из направлений арт–терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка[2].

Для развития личности

  • лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне »мягкий–твердый», «теплый–холодный», «мокрый–сухой»;

  • лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка и развитии у него чувства прекрасного;

  • помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.

Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие – очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по–своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов. Так какой же материал можно использовать для лепки?

Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке.

Солёное тесто – один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью[2].

Пластилин. Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.

Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно – попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться. Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый – апельсином, а красный – клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.

Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев».

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» – говорил И.Кант, А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев рук, что напрямую связано с развитием речи ребенка и его творческих способностей [2].

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью.


5.Конспект непосредственной образовательной деятельности по сюжетной лепке «Сказочные герои»


Программное содержание:

Цель: уточнить и систематизировать знания детей, полученные в течение года на занятиях по лепке, создание образа сказочного героя, используя имеющиеся навыки.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умения лепить с натуры и по представлению, навыки аккуратной лепки;

  • правильно создавать образ сказочного героя, передавать его строение, величину, очертания форм, характерные признаки;

  • закреплять умения устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой, лепить мелкие детали; умение планировать свою работу;

  • закрепление знаний, умений передавать стекой фактуру, рельеф, правильно разрезать валик для получения лап.

Развивающие:

  • развивать воображение, эмоции, внимание, память через выполнение упражнения;

  • развитие мелкой моторики;

  • развивать эстетический вкус, самостоятельность и аккуратность в процессе работы.

Воспитательные:

  • воспитание умения внимательно слушать учебную задачу и стремления доводить начатое дело до конца;

  • воспитание аккуратности при работе с пластилином, стекой.

  • воспитание взаимопомощи, взаимовыручки в работе.

Методы и приемы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, напоминание.

Наглядный: показ, атрибуты, демонстрационный материал.

Практический: упражнения, игра, самостоятельное выполнение детьми задания, использование ИКТ.

Мотив детской деятельности: помощь сказочному герою.

Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Предварительная работа:

Д-и «Угадай сказочного героя»; создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо; повторение ранее изученных методов лепки; занятия по лепке, индивидуальная работа в свободной деятельности, чтение книг о приключениях Чебурашки, рассматривание иллюстраций; разучивание пальчиковых и подвижных игр.

Оборудование и материал:

Демонстрационный: мягкая игрушка Чебурашка, книга «Маленькие сказочные истории про Чебурашку и крокодила Гену», аудиозапись с музыкой, заранее вылепленный Чебурашка.

Раздаточный: пластилин, доска для лепки, стека, тарелочки, салфетки.

Аппаратное и программное обеспечение: магнитофон, телевизор.

Ход занятия

I. Психологический настрой.

В: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- Доброе утро!

Воспитатель. Волшебный мир сказок всех приглашает,

Дарит он нам радость, смех,

Там чудо чудное всех встречает

И нам приносит сотни утех.

Дружите со сказкой, малыши,

И между собой надо дружить,

Ведь с друзьями всегда интересно

И весело на свете жить.

Как вы уже поняли, сегодня к нам на занятия пришла сказка

Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки?

- Какие сказки вам нравятся?

- О чем мы узнаем в сказках?

- Каким бы вы хотели быть героем?

- Почему?

- Как сказки всегда начинаются? (Жили –были; в некотором царстве, в некотором государстве;… однажды; давным-давно)

- Как сказки заканчиваются? (.и жили они вместе долго и счастливо;. ни в сказке сказать ни пером описать;. тут и сказке конец, а кто слушал молодец!;. с тех пор жили они долго и счастливо;. по усам хоть и бежало в рот ни капли не попало)

В: А сейчас предлагаю вам игру »Узнайте сказку»

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. («Репка»)

Она красива и мила,

Имя ее от слова «зола». («Золушка»)

Кто кругленький и вкусненький,

С окошка скок да прыг.

Убежал от бабы с дедом

К лисичке на язык? («Колобок»)

Нашел петушок колосок,

Намолол муки мешок.

Спек немедленно в печи

Пирожки и калачи.

А мышат пирожками он не угощал,

Поскольку ни один из них не помогал. («Колосок»)

Воспитатель. Дети, смотрите сундучок. (Открываю, не открывается). Да он не простой, а волшебный. И чтобы его открыть и узнать, что в нем лежит нужно сказать волшебные слова «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочек». (Воспитатель достает из сундучка листы героев разных сказок.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите и скажите, что здесь изображено. (На иллюстрации изображены сказочные герои)

- Назовите их (Буратино, Красная шапочка, Незнайка и др).

Воспитатель. А вот я знаю одного сказочного героя, который не знал, кто он, откуда появился, и как его зовут.

- Угадайте, кто он:

В магазине есть игрушка,

Неизвестная зверушка,

Добрый, маленький, смешной

Хочет он дружить с тобой.

Уши у него как блюдца,

Вас заставят улыбнуться,

Нос, как черная букашка,

Кто же это. (Чебурашка)

Воспитатель. Конечно, вы сразу его узнали, так как давно знаете этого плюшевого зверька по книге и мультфильмам. А было время, когда Чебурашка не был Чебурашкой. Послушайте, как это было.

В густом тропическом лесу жил неизвестный зверек. У него не было друзей. Однажды проснувшись утром, зверек решил пойти погулять и около фруктового сада увидел ящики с апельсинами. Забрался он в один из ящиков и стал завтракать апельсинами. Наевшись, зверек уснул. А когда проснулся то плыл уже по морю в ящике с апельсинами. Ящик, в котором сидел наш малыш позже попал в магазин. Когда продавец открыл ящик, то увидел странного зверька. Он хотел поставить его на стол, чтобы лучше рассмотреть, но зверек все время падал.

– Фу-ты, Чебурашка какой! - сказал про него продавец. Так неизвестный зверек узнал, что его имя Чебурашка!

-А что с ним случилось потом? Ответы обучающихся (Он нашел себе друзей)

Кто самый близкий друг Чебурашки? (Крокодил Гена).

Что они вместе делали? (Вместе они совершали добрые дела)

А вы бы хотели, чтобы у вас был такой друг как Чебурашка? (Да)

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам сегодня изобразить Чебурашку, но не карандашами, не красками. А как вы думаете чем? (Ответы обучающихся пластилином).

-Да, верно! Мы будем лепить Чебурашку! Каждый из вас слепит прекрасного и доброго сказочного героя.

Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим нашего Чебурашку.

-Из каких частей состоит Чебурашка? (Голова, туловище, лапы)

-А какой формы голова Чебурашки? (круглая)

-Что есть на голове? (на голове есть большие округлые уши, глаза, нос и рот)

-Какой формы туловище Чебурашки (Туловище Чебурашки овальной формы)

-Что мы ещё видим на теле Чебурашки? (Круглую грудку оранжевого цвета)

-Какой формы и величины верхние лапы нашего друга? (Овальной формы, на лапах есть коготки)

-А нижние лапы? (Они небольшие, поменьше, овальной формы)

-Какие у Чебурашки глаза? (Большие, черные, а вокруг белые)

-Что еще есть на мордочке. (Треугольный нос и рот)

-Какого он цвета (Коричневый)

Воспитатель. Посмотрите, какой у меня получился Чебурашка. Скажите, какие приемы я использовала при лепке? (расплющивание, скатывание, приглаживание.)

Воспитатель. Ребята, вы, наверное, устали? Давайте с вами немного отдохнем, повторяйте движения и слова за мной.

Физминутка »Чебурашка»

Чебурашка взял гармошку

Поиграть решил немножко

Раз, два, поворот,

Он танцует и поет.

3. Объяснение этапов выполнения работы.

Воспитатель. Я предлагаю вам внимательно посмотреть этапы выполнения Чебурашки, которые перед вами лежат.

1. Скатаем шарик из коричневого пластилина – это мордочка Чебурашки.

2. Раскатаем два одинаковых шарика коричневого цвета, и приплющиваем эти шарики до состояния блинчиков, расположим их поочередно с обеих сторон головы зверька -уши Чебурашки.

3. Раскатаем большой овал коричневого цвета – туловище Чебурашки, затем лепим грудку из пластилина более светлого тона- скатываем небольшой шар и намазываем его на туловище-это грудка.

4. Скатаем колбаску коричневого цвета и стекой разделить ее на 4 равные части — лапки, расположить их поочередно. Пальчиками сглаживая границы соединения.

5. Из белого пластилина скатаем два одинаковых маленьких шарика, сплющить их и расположить на мордочке – основа глаза, раскатать три черные горошины: две наложить на белые кружочки, а из третьей горошины сделать носик.

6. Раскатаем очень тонкую колбаску черного цвета, разделить ее две равные части, сделаем брови над глазами.

7. Раскатаем короткую тонкую колбаску из красного пластилина, согнуть дугой и выложить рот.

Воспитатель. Не отвлекайтесь во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Экономно используйте материалы. Кладите стеку на тарелочку. После работы сразу протрите руки влажной салфеткой.

Воспитатель. Прежде, чем мы начнем лепить Чебурашку, давайте разомнем наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

На полянке дом стоит (пальцы рук сомкнуты в виде крыши дома над головой)

Ну а в домик путь закрыт, (руки скрещены на груди)

Мы ворота открываем, (отводим руки в стороны)

Всех вас в домик приглашаем (наклоняем голову вперед)

На дверях висит замок, (пальцы обоих рук скрещены)

Кто его открыть бы мог, (поднимание плеч)

Покрутили, повертели, (руки поворачиваем от себя, на себя)

Потянули и открыли (тянем руки в стороны)

Ну а в доме Чебурашка живет, (руки поднимаем над головой, машем как ушками)

И нас в гости всех зовет (руки разводим в разные стороны)

В: приступаем к выполнению работы.

Итог

(Готовые работы разместите на полочке с игрушками)

Воспитатель. Какие красивые и разные Чебурашки у вас получились.

-Ребята, какая работа вам понравилась и почему?

- А мне все ваши работы понравились, потому что, вы очень старались.

А за такие красивые портреты я хочу угостить вас вкусными апельсинами.

-Скажите, что вам особенно понравилось на занятии?

- Какую цель мы ставили на занятии? (Мы должны были вылепить из пластилина Чебурашку.)

-Справились с задачей?

Я предлагаю оценить свою работу на занятии. И угостить ваших Чебурашек апельсинами.

- Если вам занятие понравилось, было легко и интересно – выберите оранжевый апельсин.

- Если вам было трудно –зелёный апельсин.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучив особенности лепки, можно сделать вывод, что занятия лепкой способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение творчески подходить к процессу лепки.

Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно–пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. Также занятия лепкой дают дошкольникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Занятия лепкой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеева, С.О. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / С.О. Алексеева //Историческая и социально–образовательная мысль. – 2017. – №3. – С.31–38.

  2. Гриценко, А.В. Развитие нравственно–эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством лепки / А.В. Гриценко. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2017 г.). – Пермь: Меркурий, 2017. – С. 51–53.

  3. Купальная, Е.В. Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка / Е.В. Купальная, Н.А. Цуканова. // Молодой ученый. – 2017. – № 47 (181). – С. 211–213.

  4. Романова, А.А. Развитие мелкой моторики рук у детей 4–5 лет в процессе лепки / А.А. Романова //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №4. – С.84–87.

  5. Свешникова, Н.Н. Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста / Н.Н. Свешникова. // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. – М.: Буки–Веди, 2018. – С. 190–193.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!