Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 41
(МОУ ООШ № 41)
Исследовательский проект: « Сказки в нашей жизни »
Авторы работы:
Обучающиеся 5 класса
Манаева Дарья,
Кухтина Наталья,
Гришаева Светлана
Цель проекта - выяснить какова роль сказок в жизни человека.
Задачи:
- Изучить разнообразие сказок.
- изучить биографию авторов сказок.
- изучить отношения школьников к сказкам.
- Изучить роль сказок в жизни человека.
Что такое сказка?
Сказка - эпический жанр, прозаический, имеющий развёрнутый сюжет. У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на героев, повторением ситуаций.
Разнообразие сказок
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них... «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего…» А.М. Горький
Разнообразие сказок
Этот интереснейший литературный жанр включает в себя несколько видов сказок, каждый из которых можно назвать характерным не только для конкретной возрастной группы, но и для некоторых народов. Сказки разделяются на следующие виды: – волшебные сказки; – сказки о животных, которые являются одним из наиболее древних видов сказаний; – мифические сказки, корни которых лежат в древних легендах или религиозных учениях; – сказки, основанные на бытовых, но очень необычных сюжетах; – детские сказки; – пародийные сказки. Разнообразие сказок только придает им привлекательности, и они наверняка являются наиболее добрым и любимым детьми и взрослыми литературным жанром.
Создатели (аторы) сказок.
- Гримм братья . Оба брата скончались в Берлине; Вильгельм Гримм — 16 декабря 1859 г., Якоб — 20 сентября 1863 г. Сборник «Детские и семейные сказки» братьев Гримм прочно вошёл в золотой фонд литературы народов мВ примечаниях к сказкам братья Гримм приводили многочисленные параллели из фольклора европейских народов мира. Сыновья чиновника. Якоб родился 4 января 1785 г. в Ханау, Вильгельм — 24 февраля 1786 г. там же. Братья получили юридическое образование в Марбурге. С 1830 г. братья Гримм преподавали в Гёттингенском университете, откуда были уволены в 1837 г. за отказ от присяги ганноверскому королю. В 1840 г. император Фридрих Вильгельм предложил им профессорские кафедры; с 1841 г. Якоб и Вильгельм — профессора Берлинского университета и члены Прусской академии наук.
Важное значение имели лингвистические труды Якоба Гримма «Немецкая грамматика» и «История немецкого языка» .
Пушкин Александр Сергеевич
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны, полученной на дуэли.
В течение трех лет Пушкин жил на квартире у Инзова, пользуясь его неизменным расположением и теплой заботой. Поэт выезжал оттуда в Киев, с.Каменку, в Одессу, Аккерман, Бендеры, Измаил и др. места. Впечатления этих лет нашли отражение в южных поэмах Пушкина: «Кавказский пленник», «Братья – разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». В Кишиневе же была написана поэма «Гаврилиада», а также начат роман в стихах «Евгений Онегин».
Жуковский Василий Андреевич
Родился 29 января (9 февраля н.с.) в селе Мишенское Тульской губернии. В 1797 — 1801 Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. В начале войны 1812 вступил в ополчение; откликом на военные события явились стихи "Певец во стане русских воинов" (1812), послание "Императору Александру" (1814), принесшие ему широкую известность.
К 1810 — 1820 относится расцвет творчества Жуковского. В это время созданы баллады "Эолова арфа" (1814) и "Вадим" (1817), перевод баллады В. Скотта "Замок Смальгольм, или Иванов вечер" (1822), романтические стихи "Цвет завета" (1819), " Море " (1822). Умер Жуковский в Баден-Бадене 12 апреля (24 н.с.) 1852. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Марк Твен
Марк Твен (настоящее имя Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс - 30 ноября 1835г., посёлок Флорида американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров — юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику и другие. Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман « Приключения Гекльберри Финна ». Также очень популярны « Приключения Тома Сойера », « Принц и нищий », «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи». Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компании.
Отношение школьников к сказкам
Анкета «Сказки»
- Ваш возраст.
- Вы любите сказки?
- Почему вы любите/не любите сказки?
- Ваши любимые сказки.
- Ваши любимые герои. За что вы их любите (уважаете)?
- Персонажи, которые вам не нравятся ( почему?)
- Какие сказке в настоящие время вы читаете ?
- Нужны ли сказки в современном мире?
- Какова роль сказок по вашему мнению?
Анализ данных. Начальная школа.
- Анализ данных (всего 30 человек)
- начальная школа с 7 лет до 10 лет
- Все сказали, что любят сказки, только один человек 9 лет сказал, что не любит их.
- Дети ответили, что им сказки интересны, кому-то потому что нравятся чудеса. Основной массе нравится, что добро побеждает зло. Для некоторых интерес сюжет. Но один участник анкеты не любит сказки, потому что их долго читать.
- Колобок 4, дюймовочка 1, Мороз Иванович, Белоснежка 2, Пятачок, Гора самоцветов, Кот, Петух и Лиса, Серая шейка 2, Кот в сапогах, Ослиная шкура, Сказка о царе Салтане, Красная шапочка, Лев и собачка.
- Красная шапочка, т.к она ухаживает за бабушкой. Белый Лебедь за добрые дела. Кота в сапогах за храбрость. Серую шейку за сообразительность. Трёх Богатырей за смелость, храбрость и доброту. Один человек любит персонажей кретьян. Золушку за доброту, трудолюбие, а Белоснежку за скромность, веселье и ум. Так же нравятся сказочные персонажи виде животных. Колобка за веселость.
Анализ данных. Начальная школа.
6. Колобок, потому что он не знал, что с Лисой нельзя дружить. Кому - то курочка рябя. Кот в сапогах. Волк за хитрость. Мачеха Золушки за вредность. Просто отрицательные персонажи. Кощей бессмертный за похищения людей. Лису, за то что она хотела съесть серую шейку. Гаткий утёнок.
7. Буратино. Акула, лев и собачка. Аленкий цветочек. Ничегор. Волк и Лиса. Русалочка. Сборник Русских народных сказок. Алладин и его волшебная лампа. Сборник рассказов. Мороз. О рыбаке и рыбке. Царевна Лягушка.
8. 14 респондентов считают, что нужны.
9. Познание интересного, нового, учат добру, нормы морали. Зло наказуемо. Справедливости учат. Персонажи сказки- это реальные люди, которых ты можешь встретить.
Анализ данных . Основная школа
В основной школе большинство просто не читает сказки и не любит их. Лишь несколько человек ответили, что любят сказки. В опросе участвовало 40 человек. Те, кто ответили утвердительно, им сказки интересны. Они считаю, что могут научится чему-то новому. Из любимых сказок можно выделить Барышня- крестьянка. Из нелюбимых персонажей : Старуха Изерьгиль. На данный момент они читают: то, что проходят по программе. Инициативы почитать самому сказку у детей нет. Они читают, что задает учитель.
Ученики определили роль сказок как познание интересного, нового. Они учат добру, нормам морали. Тому, что зло наказуемо. Справедливости учат. Персонажи сказки- это реальные люди, которых ты можешь встретить.
Роль сказок.
Такой вид литературного жанра, как сказка, знаком буквально каждому с самого детства. Какими бы критериями ни руководствовались родители при воспитании – делают ли главной ставку на спорт или на развитие творческих способностей ребенка – знакомство с миром для малыша начинается со сказок. Вряд ли на Земле есть хоть один народ, не имеющий собственных легенд, мифов и сказок. Причина, сделавшая этот жанр настолько популярным, вполне проста. Ведь сказки являются очень доступной и понятной формой для передачи информации. Это было очень актуально в прошлые времена, поскольку массовая безграмотность не давала возможности населению познакомиться с более сложными литературными жанрами. Она не содержит прямых указаний к каким-либо действиям, но лишь намекает и указывает на то, как должно все происходить на самом деле.
Список использованных источников.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/01/27/priyomy-raskryvayushchie-zhanrovoe
- http://znanija.com/task/3325527
- http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-38947
- http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya.htm
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%EA_%D2%E2%E5%ED