СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сказка и миф как жанры художественного стиля»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представление обучающихся о жанрах публицистического стиля.

Просмотр содержимого документа
««Сказка и миф как жанры художественного стиля»»



Тема: «Сказка и миф как жанры художественного стиля»


Цель:

расширить представление обучающихся о жанрах стиля художественной литературы.


УУД:

  • ЛичностныеУУД: умение объективно оценивать работу товарища; оказывать ему помощь в учёбе; морально поддерживать его.

  •  Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению задач, осуществлять действия по реализации плана, соотнести результат деятельности с целью и оценить его..

  • Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций, аргументировать свою точку зрения, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, понимая их позицию.

  • Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; самостоятельно отбирать информацию, полученную из различных источников( (справочники, пособия, сеть Интернет)

Планируемые результаты:

Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, в том числе сетью Интернет; умение отбирать нужную информацию, анализировать её, обобщать, делать выводы; делать презентацию, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; проводить научную конференцию.

Предметные: совершенствование устной и письменной речи; уметь осознанно строить речевое высказывание; -формировать умения обобщать знания и делать выводы. Создание устных и письменных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие навыков чтения на русском языке


Ход урока:

1.  Слово учителя.

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком С раннего детства многие из вас помнят сказки, которые вам читали или сказывали, а вы слушали… и как слушали


2. Определение темы и целей урока

Вы умеете работать с текстами, но сегодня продолжаем знакомиться с особенностями художественного стиля и урок посвятим жанрам его, вспомним средства выразительности.

- А нужны ли в жизни знания о жанрах этого стиля?


Формулируем цель занятия: (проговаривают учащиеся, учитель добавляет)

- Продолжить знакомство с многочисленными жанрами художественного стиля. -Совершенствовать навыки анализа текста.- Развивать умения определять средства выразительности.- Прививать культуру речи.-   Учить решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения.- Воспитывать любовь к языку.

3.  Актуализация знаний

- Перечислите стили речи.

(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).

- Что выделяет из них художественный стиль?

(Использование изобразительно-выразительных средств. Эстетическая функция, совмещение разных стилей).

- Что такое тропы?

(Изобразительно-выразительные средства).

- Перечислите основные виды тропов.

-Какова основная функция художественного стиля?

-Какие жанры художественного стиля вы знаете?

- Что такое сказка? Каковы ее особенности?


4. Подготовка к восприятию новой темы.

П. В. Лебеденко – уникальный и самобытный писатель. Из-под его пера вышел один из первых фольклорных сборников – «Сказки Тихого Дона», где нашли отражение патриотические и героические мотивы казачьего фольклора, поэтические традиции русских сказок и былин.


5. Материал для наблюдения.

Работа с текстом сказки «Доброе сердце дороже красоты».

Жил как-то на берегу Тихого Дона добрый казак, и была у него любимая дочка Груня. Некрасива лицом была девушка да и горбата. Еще маленькой упала она с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у нее горб на спине.

Зато сердце у Груни было – сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров – шагу лишнего не даст ему ступить Груня: возьмет дрова и сама донесет куда надо. Каждого путника накормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодится, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня.
Любили люди девушку за ее сердце доброе. Мать Груни давно померла, и решил отец новую жену в дом взять.

А уж что казак решит, то сделает.

Привел он в дом жену новую, а у нее тоже дочка была, одних лет с Груней. Улитой ее звали.

Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету – не найдешь.

Да было одно лихо у девушки: сердце у нее злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться:

– И чего ты, бабушка, живешь до сих пор, – спрашивает злая девушка. – Чего ты до сих пор свет коптишь? Кому ты нужна, старая?

Посмотрит на нее старушка, остановится, слезу от обиды ладонью смахнет, покачает головой и пойдет дальше.

А Улита уже к древнему старичку бежит, толкнет его, будто невзначай, посмеется над ним.

А то пойдет на реку, поймает маленькую рыбку, бросит ее на горячий песок и смотрит, как бьется рыбка, задыхается, от боли корчится.

Сразу же невзлюбила Груню злая Улита. Уж как только она не издевалась над бедной Груней! То за косу ее дернет, то ущипнет больно, то привяжет полотенцем к своей спине подушку и начнет показывать, как горбатые ходят.

Забьется в темный уголок Груня, плачет тихонько, никому не жалуется.

А мачеха увидит Груню в слезах – и ну попрекать:

– Ах ты, лентяйка такая-сякая, только и знаешь, что плакать да рыдать. И чего ты не помрешь, убогая?

Еще сильнее плачет Груня, а все молчит.

…В ту пору казаки войну с врагами вели, и случилось так, что ехал на войну казак молодой мимо дома их……..


6. Задания к тексту.


1. Что представляет собой название текста:

А. пословицу;

Б. фразеологизм;

В. афоризм.

2. За всю свою жизнь никого не обидела:

А. Груня;

Б. Улита;

В.мать Улиты.

3. Противопоставление доброты и красоты в названии демонстрирует лексическое понятие:

А. антоним;

Б. контекстный антоним;

В. контекстный синоним.

4. Что не является стилистически нейтральным синонимом к слову лихо в предложении «Да было одно лихо у девушки: сердце у нее злое было, лютое».

А. беда;

Б. несчастье;

В. удаль.

5. Найдите эмоционально окрашенную, экспрессивную, разговорную лексику, интонационные средства выразительности (логическое ударение, инверсии, перечисления, паузы и др.) в сказке.


7. Тема для дискуссии.

В сказке добро побеждает зло. А в жизни?


8. Творческая мастерская.

Что сближает сказку и миф, что отличает? Приведите примеры мифов, объясняющих появление растений, животных и других явлений. Напишите свой вариант появления в природе животного, растения в жанре мифа. Какие типы речи вы будете использовать? Какие языковые средства придадут фольклорную окраску повествованию?


Домашнее задание.

Исследовательская проектная деятельность.

Один из основных признаков сказки – столкновение непримсиримых начал: порока и добродетели. Сказка «Доброе сердце…..» построена на контрасте образов героинь. А название представляет пословицу. В ней красота противопоставлена доброте. Антитеза – типичный прием в пословицах и поговорках. Соберите примеры, иллюстрирующие противоположные понятия и представления народа. Сделайте вывод об особенностях восприятия окружающего мира в нашем крае на основе антитезы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!