СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Богатейшим источником развития воображения ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста»



Сказка как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста



Богатейшим источником развития воображения ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.

Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности».

Очень важно, чтобы родители и воспитатели  после чтения сказки обсуждали с  детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и  выражать свои мысли в творчестве .

Вся работа, как отмечает П.И. Яничев, проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м / ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, пишет З.А. Гриценко, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Дети  очень любят слушать невероятные истории и  сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через  сказки , обращенные к сердцу  ребенка  (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде,  ребенок  получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица  сказки  кажутся неправдоподобными, истинные  сказки  все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла.

Вспомним, как в реальной  жизни  люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия  этих  понятий для взрослого не является образной. Мысли  ребенка  в такой форме существовать не могут, им необходима  игра  воображения, образность. В сказках это получается очень легко.

Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах-самолетах, в одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей: крестьян, ремесленников, простых тружеников. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Первое впечатление долго сохраняется, помогая детям понять и оценить не только сказки, но другие литературные произведения. Характеризуя эту особенность детского восприятия, В.Г. Белинский писал, «...посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о мертвецах привидениях, волшебствах. Что это доказывает? - потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии».

Сказки составляют для ребенка особый мир, который дети воспринимают активно. Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру собственного воображения и что он в то же время его в себе развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира овладения реальностью .

В процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает нормами родного языка, обогащает свои словарный запас.

Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора Никитина М.А. Этого же мнения придерживается и В.Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности».

Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни.

Сказочный мир близок ребенку, с помощью сказки ребенок понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира, в ней они впервые испытывают на себе добро и зло, смелость и храбрость. Сказка привлекает ребенка красочность и яркостью своего мира, увлекательными приключениями, фантастическими образами. Все это служит для малыша первым толчком для развития мышления, фантазии, творчества, воображения. Дети, погружаясь в воображаемый мир, с радостью и активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Они воспринимают все происходящее, как реальность.

Развивая воображение детей необходимо придерживаться принципов:

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В старшем дошкольном возрасте воображения выходит на первый план, следовательно, работа педагога должна осуществляться в направлении развития преимущественно творческого воображения.

Сказка своим содержанием развивает творческий потенциал детей, креативность. Она открывает простор для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека, т.е. сказка несет в себе большой развивающий потенциал. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние.

Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Сказка может быть успешно использована в развитии воображения у детей.