Урок литературного чтения во 2 классе
Дата:28.09.2020г.
Тема: Сказка «Лиса и журавль».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные :научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться :рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; самостоятельно оценивать свои достижения.
Метапредметные:
познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу;
коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: получают мотивацию к учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); осознают свою этническую принадлежность
Оборудование: учебник «Литературное чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова МБ.), рисунки с изображением Лисы и Журавля , иллюстрации к сказке, карточки (для расчитывания, деформированный текст, пословицы), карточки к игре«Подбери черты характера»).
Ход урока:
Этап мотивации
Доброго утра! Доброго дня!
Пусть хлопают ладошки!
Пусть топают ножки!
Работают головки!
Доброго утра! Доброго дня!
Желаю вам здоровья и добра!
-Я рада вас видеть на уроке чтения. Мы опять с вами оказались в стране Сказок и будем продолжать познавать новое, интересное, сказочное. Итак начинаем!
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
- О каком жанре мы с вами говорим на протяжении нескольких уроков?
- Как можно отличить сказку от других литературных жанров?
-Кто писал сказки?
- Как называются сказки, которые написал народ? У которых есть автор?
Проверка домашнего задания
Развитие речевого аппарата
1. Проговорите гласные звуки молча, шепотом, обычным голосом, достаточно громко.
2.Игра «Слова наоборот».
-Я читаю слова слева направо, а вы – справа налево.
Куж, куж, куж-…(жук, жук, жук).
Жу, жу, жу-…(уж, уж, уж).
Риж, риж, риж-…(жир, жир, жир).
Ток, ток, ток-…(кот, кот,кот).
Этап выявления места и причины затруднения
Чтение деформированного текста.
-Посмотрите на рисунок. Кого вы видите?(журавля)
-Что вы знаете о журавле? (Журавль — большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
-Прочитайте текст об этой птице.
Журавль
тоЭ шаяболь сиваякра цапти . Она наетнапоми тааис . У ёне ннаядли яше и клюв . рьяПе у ражувля реесы.
-Как в народе называют журавлей? (птицей солнца)
-Сегодня мы будем говорить о ком на уроке? (о журавле)
-А читать будем что? (сказку)
-Да, мы прочитаем сказку, героем которой является журавль.
- А кто второе действующее лицо –догадайтесь, прочитав ее название.
Знают всё о ней соседи,
Ведь живут в одном лесу.
Знают волки и медведи
Про обманщицу … (лису)
5. Этап реализации построенного проекта
Просмотр видеосказки.
Словарная работа
-Найдите в словарике учебника на с. 213 значение выделенных слов и выражений. (Дети читают, объясняют.)
Потчевает — угощает.
Не обессудь — не суди, не относись строго.
Несолоно хлебавши — остался ни с чем.
-Как вы понимаете слово «пир»?
Пир — большой званый обед, обильное угощение.
-Какие чувства вы испытали при просмотре сказки?
VI.Физкультминутка
К солнцу тянутся ромашки,
Птицы, звери, второклашки. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Если ты устал в пути,
К солнцу потянись и ты. (Дети встают на другую ногу и тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга. (Вращение прямых рук вперёд.)
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
А теперь, давай, дружок,
Посмотри на потолок.
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Беседа по содержанию сказки.
-Почему лиса пригласила журавля к себе? (Они подружились.)
-Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?
-Как вел себя журавль после того, как лиса его «угостила»? (Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.)
-Как угостил лису журавль? Почему?
-Прочитайте начало сказки.
-Как вы думаете, они действительно были друзьями?
-Почему дружбы у них не получилось? (Так настоящие друзья не поступают.)
-Как вы поняли фразу: «Как аукнулось, так и откликнулось!»?
Групповая работа.
-Встаньте, повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по 3 человека.
-По желанию инсценирование отрывка у доски.
4.Восстановите последовательность событий в сказке.(вывешивают иллюстрации к сказке в определенном порядке).
- Перескажите сказку по иллюстрациям.
1.Журавль пригласил лису в гости.
2.Лиса пригласила журавля в гости.
3.Лиса с журавлем подружились.
4.Лиса угощает журавля.
5.С тех пор дружба врозь.
6.Журавль угощает лису. (Ответ. 3, 2, 4, 1, 6, 5.)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «ЛИСА и ЖУРАВЛЬ»
1.Объясни значение слова «потчевать»
звать в гости
угощать
дружить
сердиться
2. Объясни значение выражения «не обессудь».
не жадничай
не хвастайся
не относись слишком строго
не говори то, чего не знаешь
3.Объясни значение выражения «несолоно хлебавши».
с удовольствием
печально, грустно
ни с чем
4. Чем лиса угощала журавля?
овсяной кашей
манной кашей
окрошкой
блинами
5.Как лиса подала угощение?
намазала на хлеб
на большом блюде
размазала по тарелке
в узком кувшине
6.Чем журавль угощал лису?
гречневой кашей
окрошкой
манной кашей
пирогами
7. Как журавль подал угощенье?
на большом блюде
намазал на хлеб
размазал по тарелке
в узком кувшине
8. Закончи пословицу: «Как аукнулось, так и ...»
все испугались
откликнулось
дорога нашлась
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Игра «Подбери черты характера»
ЛИСА ЖУРАВЛЬ
Изобретательность
Льстивость
Неискренность
Учтивость
Доброта
Искренность
Доверчивость
Вежливость
коварство
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
1.Беседа.
-С какой сказкой познакомились?
-Настоящими ли друзьями были ее герои?
-Издавна наш народ ценит дружбу и осуждает вражду между людьми. О дружбе написано много песен, стихотворений, сложено поговорок и пословиц.
2.Работа с пословицами.
-Разъедините слова и прочитайте пословицу.(работа в парах)
Нетотдруг,ктомёдоммажет,атот,ктоправдуговорит.
Какоеугощение,такоеблагодарение.
-Какая пословица может быть заглавием к нашей сказке?
- Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?
Домашнее задание
Читать и пересказывать сказку: девочки – от имени Лисы, а мальчики от имени Журавля.