СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка М.Е. Салтыкова -Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сказка М.Е. Салтыкова -Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил"»

Конспект урока по литературе «Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"»


Цель урока: Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Задачи:

  1. Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.

  2. Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.

  3. Развивать умения делать выводы из прочитанного.

  4. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

  5. Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.).

Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

- Что такое сатира?

(Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.).

2. Проверка домашнего задания.

- Какие вопросы у вас возникли, когда вы читали произведение?

(вопросы записываются на доске)

  1. Название произведения. Повесть, один мужик, два генерала?

  2. Почему город Петербург, улица Подьяческая?

  3. Необитаемый остров?

  4. Газета “Московские ведомости”?

  5. Генералы работали в регистратуре?

  6. Зачем нужно упоминание о кухарке?

  7. Зачем упоминается одеяло?

3. Анализ сказки.

- Где начинается действие произведения? (В Петербурге).

Улица Подьяческая

подьячий – на Руси XVI-начала XVIII века помощник



Дьяка, канцелярист.

Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

- Почему так названа улица? (расположено много канцелярских учреждений).

- Кто герои произведения? (два генерала).

- Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин).

- Что мы узнаем о них в начале произведения? (работа с текстом).

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

- Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

- Какой остров считается необитаемым? (где нет людей) .

- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте).

- Найдите в тексте моменты, где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)

- Что такое сон? (Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью).

Генералы пытаются уйти ото реальной жизни  уснуть. Не получается.

- Почему? - О чем они думают?

Мысли о еде   (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

- О чем пишут в газете? (Докажите текстом).

- Какой выход находят генералы из создавшегося положения?

(Найти мужика, текст).

- Кто такой мужик?

(зависимый крестьянин).

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

(работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло).

- Где кульминация произведения? (нашли мужика).

- Где развязка? (возвращение в Петербург).

- Определите тип композиции? (кольцевая).

- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

(генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом)

- Выжили бы они без мужика? (нет)

- В Петербурге они жили своим трудом?

- В чем географическая особенность Петербурга?

(город на островах  Генералы всегда жили на острове. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых сожрать друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.

Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.

- Какими приемами сатиры пользуется автор?

Приемы сатиры

- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

(Генерал не может сорвать яблока с дерева)

- Гипербола – преувеличение.

(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

- Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.

(сцена остервенения генералов).

4. Домашнее задание

Напишите, что в поведение мужика вызывает восхищение, а что осуждение.

Прочитать сказку “Дикий помещик”.

М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке.

Цели:

  • Обогатить представление учащихся о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования;

  • углубить знание учащихся об авторской иронии, гиперболе, гротеске;

  • выявить связь сказки с народной сказкой;

  • формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения.

Приемы: кластер, зигзаг-2, РАФТ.

Ход урока Орг. момент

Учитель объявляет тему. Поговорим о юморе и сатире в сказке.

I. Этап Вызова

1. Запишите слово «Сказка».

– Какие сказки вы знаете? (Составляем кластер)

– Какому виду сказок можно отнести сказку Салтыкова-Щедрина?

– Чем сказка Салтыкова-Щедрина непохожа на них?

Она содержит: сатиру, волшебство, юмор, бытовая. Больше похожа на басню, автор использует прием иносказание, сатиру, т.е. осмеивает, критикует как помещиков, так и мужика.

II. Стадия Содержание

– Объединитесь в экспертные группы (по номерам). Обсудите текст. Прочитайте вопрос и выработайте форму презентации. Обсудите ответ. (Выбирают человека, который будет представлять ответ).

1) Автор заявляет, что его произведение - это сказка. Какими языковыми средствами он подтверждает это название?

2) Какие слова в произведение вам кажутся совершенно не подходящими к стилю сказки? (Использовать толковый словарь)

В какой речи они используются? (официальный, деловой, канцелярские бумаги).

  • Служить – исполнять обязанности, работать.

  • Примите уверение – поверьте.

  • Упразднили – закрыли, отменили.

Вводит их для комического эффекта.

  • Тунеядец – человек, который живет за чужой счет, бездельник.

  • Тунеядство – жизнь за чужой счет, чужим трудом (даром есть).

3) Автор смеется над генералами и над мужиком, одинаков ли этот смех?

Смех разный. Автор относится к своим героям по-разному. Как изобразил двух генералов, их жизнь.

– Над генералами он смеется зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением. Автор показал, как близко лежит у них звериный инстинкт.

– К «мужичине» он относится по другому. Он восхищается им, что то может выполнить любую работу в самых тяжелых условиях, его изобразительностью, настойчивостью. Автор недоумевает, как так такой здоровенный мужик может быть покорным и безропотным (дал привязать себя веревкой, позволил ругать себя тунеядцем, в тоже время кормит и поит генералов.) Отношение генералов к мужику. Генералы наградили его рюмкой водки да пятаком серебра – смешно да горько.

4) Какими приемами пользуются писатель и художники-иллюстраторы, изображая героев сказки?

  • Гипербола – преувеличение.

  1. Высмеивает генералов, преувеличивая их невежество.

  2. Показывает несоответствие слов и действий генералов.

  • Гротеск – несоответствие.

Художник изображает генералов маленькими, толстенькими, а мужика большим.

Несоответствие – генералы в ночных рубашках и в фуражках гневно обращаются к мужику, хотя могут поместиться у него на ладони.

По берегу моря шныряют зайцы, из воды высовывается рыба, над берегом летают птицы, на пальме всякие плоды – а генералы голодные.

Мужик голыми руками ловит зайцев.

Мужик не осознает своего положения.

мужик гребет – работает веслами.

Генералы тут денег загребли – забрали, захватили.

Чтобы осмеяние было острым, Салтыков-Щедрин использует в сказке гротеск, фантастику, иронию.

Высмеивает зло.

2) Вернитесь в работе группы и обсудите вопросы (учащиеся по очереди рассказывают ответы на вопросы).

3) А теперь проведем презентацию ответов на вопросы. (Отвечает представитель экспертной группы).

– Если у вас появятся вопросы, можете задать их эксперту.

Стадия РЕФЛЕКСИИ

– С какой темой урока мы с вами сегодня познакомились? Какая основная задача сказки – злое осмеяние рабского терпения, безответственности.

– От имени кого или чего вы хотели бы сейчас выступить? Выберите себе какую-то роль:

Роль:

  • мел

  • тряпка, которая стирала в течение урока записи на доске

  • доска

  • ручка, которая писала в течение урока

  • телефон

  • герой

  • игрушка в портфеле

  • страница в учебнике

  • тетрадь, в которой на уроке велись записи

– Определите, к какой аудитории вы обратитесь:

  • к брату

  • к маме

  • к директору школы

  • к президенту

  • к тетради

  • к учителю

  • к однокласснику

  • к родителям

– А теперь выберем форму обращения:

  • письмо

  • телеграмма

  • докладная записка

  • объяснительная

  • частушка

  • байка

  • анекдот

  • заявление

  • жалоба

  • записка

– Итак, выбрали тему. определим роль и аудиторию и в течение 5-10 минут создайте текст.

– Обсуждаем. (Зачитаем вслух 3-4 работы)

Представьте свои работы в соответствии с жанром.

Д/з.:

  1. Составить «Краткий словарь» генералов (слова, которые входят в речь генералов.)

  2. Чтение по ролям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!